На главную страницу
Поддержка сайта: [email protected]

Поддержка конкурса: Консультационная линия
Группа ВКонтакте

Сегодня день рождения:

Каминская И. А.
финал конкурса 2014 года

Головко Е. В.
финал конкурса 2011 года

Старцева А. В.
финал конкурса 2015 года

Анисимова Т. М.
финал конкурса 2018 года

Мамаев А. Ю.
финал конкурса 2019 года

Сысуев П. Н.
финал конкурса 2020 года

Фахретдинова А. П.
финал конкурса 2020 года

 

Информация о конкурсанте

 


Прививка счастья

Вечное лето Регины Бутухановой

Всюду, где можно жить, можно жить хорошо. Это еще Марк Аврелий сказал, древнеримский император. Ему вполне можно верить: «философ на троне» плохого не посоветует. Вот Регина Бутуханова, учитель года Забайкальского края – 2013, поверила. Преподаватель русского языка и литературы могойтуйской школы №2 сделала эту максиму своим жизненным девизом и ни разу о том не пожалела. Она искренне считает себя необычайно счастливым человеком. Счастье это исходит от нее теплыми осязаемыми волнами, мягко окутывая всякого, кто попадает в ее орбиту. Быть в ее присутствии несчастным даже неловко, точнее, просто невозможно. Ее счастливое спокойствие умиротворяет. Ее спокойное счастье обещает, что все в любом случае будет хорошо.

Покорительница ветров

Любое жизнеописание принято начинать с детских лет героя. Оригинальности в этом мало, зато многое сразу становится понятно без лишних слов и долгих объяснений: ранние годы, как правило, расставляют все точки над i, намечают грядущую линию жизни. О своем детстве Регина Владимировна говорит пушкинскими строками: «...в те дни, когда в садах Лицея я безмятежно расцветал...». При этом делает ударение на слово «безмятежно». В этом, по ее мнению, и заключается главный секрет счастливого детства. А откуда взяться мятежности, если у тебя лучшие в мире родители, самые замечательные братья, прекрасные друзья-товарищи. Если можно бежать босиком по залитой солнцем набережной родного Улан-Удэ, смотреть кино в «пряничном домике» — старинном кинотеатре «Эрдем», допоздна играть в городском саду или в большом веселом дворе, а зимой мчаться с ледяной горки, сидя верхом на школьном портфеле старшего брата, захлебываясь ветром и восторгом. Правда, сегодня Регине Владимировне кажется, что в городе ее детства всегда царило беззаботное непрекращающееся лето, полное света, заботы и любви. И это ощущение вечного лета — та самая прививка от вечной мерзлоты разочарований и недовольства жизнью — бережет ее до сих пор.

Конечно же, учителя у нее тоже были самые лучшие. А лучшая из лучших — Галина Семеновна, классный руководитель, учитель русского языка и литературы.

— Она читала нам вслух «Мертвые души» и сама же первая хохотала от души, — вспоминает Регина Владимировна. — С тех пор я, наверное, больше никогда не слышала, чтобы кто-то так искренне и заразительно смеялся над книгой. Она читала и все повторяла: «Вы только посмотрите, как замечательно Гоголь пишет!» Теперь каждый раз, возвращаясь к Чичикову и помещикам, я вспоминаю Галину Семеновну, ее смех, и мне становится хорошо. Конечно, благодаря такому учителю мы все были влюблены в русский язык и литературу. Многие девочки из нашего класса пошли на филологический факультет. А я выбирала между историческим и филологическим, но любовь к литературе все же перевесила.

Тринадцать лет назад Регина Бутуханова вслед за мужем, которому предложили тут хорошую работу, приехала в степной Могойтуй. Агинский Бурятский округ встретил ее так, как встречает любого вновь прибывшего: сильным, до костей пронизывающим ветром. Поначалу этот ветер сводил с ума, жизни не давал. Однажды Регина Владимировна не выдержала и даже пожаловалась на него кому-то из родителей, пришедших в школу узнать об успехах своего ребенка. Ее успокоили: «Как только решите остаться здесь насовсем, ветер тут же перестанет вас донимать. Он не утихнет, нет, просто вы перестанете его замечать». И правда, как только Регина Владимировна окончательно приняла и полюбила свой новый дом, как только поняла, что и тут можно жить хорошо и с радостью, ветер-мучитель свернулся клубком у ее ног и затих.

Лучшая школа земли



Преодолеть себя


Конечно, Регине Бутухановой повезло. Она попала не просто в лучшую школу поселка или даже Агинского Бурятского округа, но и всей страны: в 2005-м вторая могойтуйская доказала это, одержав решительную победу на конкурсе «Лучшие школы России». Регина Владимировна оказалась там, где каждый — и учитель, и ребенок — может попробовать нечто самое смелое и небывалое, на что в другом месте никогда, наверное, и не решился бы. Где никто не сковывает и не сдерживает твою фантазию. Потому что сам точно такой же фантазер, первопроходец и экспериментатор. Недаром Юрий Шагдаров, легендарный директор, основатель и вдохновитель 2-й могойтуйской, чье имя она теперь носит, говорил, что строил не школу, а мечту, идеальный мир в мире далеком от идеала, дом, в котором каждый получит то, зачем пришел...

Могойтуйская школа №2 — это покоривший всю Европу хореографический ансамбль «Алтан Туяа» и углубленное изучение языков и математики, это научные экспедиции и проекты, появившиеся здесь задолго до того, как о них стали говорить на государственном уровне. Уже шесть лет здесь ведется эксперимент по обучению разновозрастных групп методом погружения. В течение недели ребята с седьмого по девятый класс изучают один предмет. Старшие помогают младшим, вместе с учителем объясняя и подсказывая, если что непонятно. А иногда младшие обгоняют старших и тогда меняются ролями, и никого это не удивляет — коллективный способ обучения утоляет детскую жажду общения, учит слушать и слышать, снимает напряжение, обычно владеющее подростками. Дети работают в парах и в группах, потом группы работают друг с другом — происходит бесконечное движение, круговорот лиц и любопытных фактов в природе. Такая предметная неделя заканчивается зачетом. Он может быть традиционным, устным или письменным. Иногда дети сами проверяют друг друга. Но Регине Бутухановой, если речь идет о литературе, больше нравятся театральные проекты. «Пушкинский бал», например, когда ребята готовят сценическую постановку, полную стихов, музыки, атмосферы золотого дворянского века. Или междисциплинарный интегрированный проект, посвященный Шекспиру: под руководством литераторов, историков, учителей английского и информатики школьники изучают подробности эпохи, ее театральные и музыкальные традиции, а затем отправляются в собственное путешествие в Англию XVI столетия.

— Я благодарю судьбу за то, что привела меня в этот дом, будто еще одну семью подарила,  — говорит Регина Владимировна. — Познакомила с удивительными людьми, каждый из которых — целая вселенная. Но больше всего благодарна за своих учеников: после городской школы они показались мне необычайно добрыми, сердечными, настроенными на людей и на общение. Хотя школа наша огромная, тысяча с лишним детей, тут все всех знают и каждый рад другому. Новичков, учителей в том числе, встречают приветливо, открыто. Это сразу чувствуешь. Поэтому работать в нашей школе огромное наслаждение.



От Камчатки до Парижа


Регина Бутуханова считает, что человек приходит в этот мир наслаждаться: природой, ее красотой и гармонией, книгами, их глубиной и мудростью, общением с теми, кого встретил на долгой земной дороге. Ей искренне жаль тех, кто постоянно недоволен жизнью и сетует на судьбу. К чему жалобы, если любому из нас под силу организовать вокруг себя свое индивидуальное мироздание, облагородить действительность. Если вокруг все серо и уныло — сажай цветы. В степи, на камнях и песке она разбила сад, цветущий с ранней весны до поздней осени. Если рядом нет театров и музеев — тоже не беда. Ведь есть Интернет. И она с удовольствием совершает виртуальные прогулки по Эрмитажу и Третьяковской галерее. А при первой же возможности едет или летит: во Владивосток, в Хабаровск или на Камчатку, где может часами стоять на мосту и смотреть в воду, красную от рыбьих спин, или любоваться изломанной сопками и вулканами линией горизонта. В любимый Петербург — бродить по Английской набережной и ждать, что вот-вот мелькнет в толпе до боли знакомый черный цилиндр и раздастся мерное постукивание изящной трости по каменной мостовой. Она влюблена в Стокгольм — яркий красочный город, шедевр человеческой фантазии. Вместе с детьми гуляла по Монмартру и любовалась жемчужным свечением Парижа с высоты Эйфелевой башни. Регина Владимировна считает, что ей необычайно повезло не только с коллегами и учениками, но и с родителями учеников, которые делают все, чтобы их дети посмотрели мир и стали людьми Земли.



С Пушкиным на дружеской ноге


Как и любой литератор, Регина Владимировна хочет, чтобы ее ученики читали. Она, конечно, романтик, но отнюдь не идеалист в розовых очках, и прекрасно понимает, что от реальности не уйти, она свое все равно возьмет. Но уравновесить цинизм и жестокость этой реальности, сформировать в ребенке внутренний стержень, показать примеры истинной человечности — вот задача учителя.

Когда она только начинала работать в школе, ее расстраивало, если дети писали в сочинениях, что Наташа Ростова дурочка и Татьяна Ларина не лучше. Подумаешь, муж. Бросить его надо было да и уйти вслед за любимым Евгением. А с опытом пришло понимание — юношеский максимализм пройдет, а желание с возрастом перечитать книгу, увидеть ее новыми глазами и повзрослевшим сердцем останется. Теперь ей нравится, когда дети спорят с авторами — главное, чтобы уважительно. Она и сама не прочь мысленно побеседовать с Пушкиным, чью «Капитанскую дочку» считает лучшим средством воспитания. С мудрецом Чеховым. С парадоксальной Цветаевой. С энциклопедистом Ломоносовым. И, конечно, с Маяковским.

— Мне интересны люди, которые совсем на меня не похожи, — говорит Регина Владимировна. — Они могут рассказать о том, чего самой мне в силу характера или обстоятельств постичь не дано. Знаете, если бы я могла поговорить с Маяковским, обязательно спросила бы, каково это «наступить на горло собственной песне». Как после этого жить и писать? Спросила бы, чтобы самой, пусть даже невольно, не повторить однажды этой роковой ошибки.

Для конкурсного урока на всероссийском финале в Подольске Регина Бутуханова выбрала сентиментализм Карамзина. И вместе с девятиклассниками отправилась в «Сентиментальное путешествие» в мир старинной русской усадьбы, окрашенный любовными страданиями и сердечными мелодиями, омытый чистыми слезами и окутанный нежностью. Эпоха Карамзина оживала буквально на глазах: перед каждым юным путешественником на парте внезапно оказался выпуск знаменитого «Московского журнала», со страниц которого рвались в мир яркие и незамутненные чувства — истинные боги эпохи Сентиментализма. Откуда ни возьмись появилась... луковица. «А знаете ли вы, — улыбнулась Регина Владимировна, — что дамы той поры, отправляясь в театр, обязательно брали с собой лук. На всякий случай. Вдруг, о, ужас, разыгранные на сцене страсти их не заденут, а не заплакать — значит прослыть жестокосердной, а это просто неприлично!» Портрет М.И.Лопухиной кисти Боровиковского, нежнейшая поэзия Карамзина — подростки обсуждали их с таким жаром и неподдельным трепетом, что, глядя на них, впору было и без лука разрыдаться. На прощание гостья из Забайкалья подарила девятиклассникам перевитый атласной лентой «Дамский альбом». И взяла с них обещание, что они непременно запишут туда свои лучшие и самые чувственные стихи. Когда прозвенел звонок и ребята уже выходили из класса, одна юная барышня, внезапно развернувшись, подбежала к Регине Владимировне: «Вы даже не представляете, какая вы позитивная!» Вот что значит прививка счастья...

Анна Хрусталева, «Учительская газета», № 38 от 23 сентября 2014 года



Гущин Д. Д.