На главную страницу
Поддержка сайта: [email protected]

Поддержка конкурса: Консультационная линия
Группа ВКонтакте

Сегодня день рождения:

Захарова О. А.
финал конкурса 2014 года

Самодин С. Ю.
финал конкурса 2012 года

Елькина Н. Г.
финал конкурса 2007 года

Бушуева Е. А.
финал конкурса 2018 года

Матюхов В. В.
финал конкурса 2019 года

 

Информация о конкурсанте

 


Тидибский мудрец

Услышал — забыл, увидел — запомнил

Впервые за всю историю конкурса «Учитель года России» историк из Дагестана Ахбердило Ахбердилов, работающий в горном селе Тидиб Шамильского района, вошел в пятерку победителей. Ахбердило Абдулаевич сразу же расположил к себе почти детской искренностью и непосредственностью. Кроме того, оказалось, что преподавание истории не единственная специальность одного из лучших учителей Дагестана. Ахбердило профессионально занимался танцами, играет на пяти музыкальных инструментах. Несколько лет он танцевал в ансамблях «Дагестан» и «Лезгинка», но затем вернулся учить детей в родную школу и сейчас обучает их еще и хореографии, и музыке. Кроме того, Ахбердило Абдулаевич руководит школьным вокально-хореографическим ансамблем «Гидатль».



Из средневековья в современность


...Тидиб — родное село Ахбердило Ахбердилова. Находится оно в горах на высоте 1280 метров над уровнем моря. Это удивительное место, поражающее своей первозданной красотой и нетронутостью. Возникновение села ученые относят к ХIII веку. Здесь, в Гидатлинской долине, где и находится Тидиб, найдено более 20 археологических памятников. Ахбердило Абдулаевичу удалось увлечь ребят историей родного края, тем более что ведет он еще и краеведение.

— Я рассказываю ребятам о том, что в нашем ауле еще в Средние века были построены две башни, имевшие оборонительную цель. Верхняя башня в высоту достигала семи этажей, имелся и подземный колодец, путь к которому пролегал через подземный ход на глубине восьми метров. Жаль, что до сегодняшнего времени эти башни не сохранились, — говорит учитель. — Но мы со старшеклассниками занимаемся исследовательской деятельностью, детально изучаем все археологические находки, а также жизнь великих людей, связанных с нашим селом. Так, тидибцы приняли активное участие в Кавказской войне, немало из них сражалось в войсках имама Шамиля. Еще более активно они выступили против царизма в восстании 1877-1878 годов. Много семей из нашего села было сослано в Сибирь. Во время Великой Отечественной войны тидибцы мужественно защищали Родину, на фронт ушли 68 человек, не вернулись 34.

Ахбердило Абдулаевич может говорить об истории родного края часами. Оказалось, что в Тидиб сначала пришло христианство и лишь позднее, в ХV веке, сюда проник ислам. Кстати, имя Ахбердило в переводе означает «новости ислама». Ахбердилова назвали так в честь дедушки, который был известным в Нагорном Дагестане арабистом и народным целителем.



От «Салама» к «Гидатлю»


— Детство у меня было обычное, — вспоминает Ахбердило Абдулаевич, — как у сверстников, пока в результате несчастного случая не умер мой отец. Он был учителем математики в трех гидатлинских селах в те тяжелые времена, когда отсутствовали профессиональные педагоги, а мама всю жизнь работала в колхозе. Мне было всего лишь 11 лет. Мы с мамой еле концы с концами сводили, я был самым младшим в семье. Мои старшие брат и две сестры жили в Махачкале. Учился я неплохо, особенно нравились история и русская литература. Я тогда зачитывался романами Михаила Шолохова. А еще с упоением играл с друзьями в волейбол. Окончив Тидибскую школу в 1985 году, я поступил на исторический факультет Дагестанского государственного университета. Не могу сказать, что всегда мечтал стать учителем, тяга к профессии пришла со временем.

По словам Ахбердило Ахбердилова, многому он научился именно в университете: и петь, и играть на музыкальных инструментах, и танцевать. Все пять лет участвовал в конкурсе «Студенческая весна». Именно этот конкурс дал толчок к развитию сценических талантов молодого человека.

После окончания ДГУ его направляли работать в одну из школ Махачкалы, однако Ахбердило предпочел вернуться в родное село.

— Мама нуждалась в моей поддержке, я ведь самый младший в семье.

В родной школе были мне очень рады, доверили преподавание не только истории, но и музыки. Заодно был создан детский вокально-хореографический ансамбль «Салам», впоследствии переименованный в «Гидатль».

В репертуаре ансамбля фольклорные и профессиональные танцы народов Дагестана, аварские и русские песни, исполнение на национальных музыкальных инструментах. Возраст ребят — от 9 до 15 лет. Юные артисты выступают на различных праздниках, родительских и сельских собраниях, детских республиканских фестивалях и конкурсах.

Ахбердило признается, что на первых порах было очень трудно, сказывалось отсутствие опыта.

— Я не мог оторваться от концертов ансамбля «Лезгинка», мне хотелось танцевать так же виртуозно, стать настоящим профессионалом. Поэтому через пять лет работы в родной школе, попросив разрешения у матери, я поехал в Махачкалу повышать свою квалификацию по хореографии, — говорит Ахбердило. — Два года работал артистом балета в Государственном ансамбле песни и танца «Дагестан». А позже два года и в Академическом заслуженном ансамбле танца Дагестана «Лезгинка». Не обращая внимания на возраст (рядом были совсем молодые ребята) и порой на насмешки, учился всему, что может пригодиться впоследствии. И никогда не забывал, что я учитель. Как только почувствовал, что знаний накопил достаточно, вернулся в родной район, стал художественным руководителем муниципального ансамбля «Дагбаш», по совместительству работал и учителем музыки в родной школе. Через год полностью перешел в Тидибскую СОШ. Обзавелся семьей. Кстати, моя жена тоже учительница, преподает русский и аварский языки в нашей же школе.



Секреты мастерства


...Ахбердило Абдулаевич огромное значение в преподавании истории придает наглядности.

— Все новое — это хорошо забытое старое, — говорит Ахбердилов. — Применяя инновационные методы обучения, тем не менее нельзя отказываться от традиционных методов. Сегодня все российские школы, в том числе и наша, подключены к Интернету, однако самодельная, хорошо оформленная наглядность по-прежнему остается важным подспорьем для учителя.

— Услышал — забыл, увидел — запомнил, есть такое очень мудрое выражение, — говорит Ахбердило Абдулаевич. Поэтому, не жалея ни сил, ни времени, учитель с большим вкусом и старанием оформил кабинет истории, заведующим которого он является. Ахбердило Ахбердилов уверен, что лучше всего ребята запоминают материал, если видят его каждый день в кабинете истории, в коридорах и вестибюлях школы в виде многочисленных красиво оформленных стендов с самодельными наглядными пособиями.

— Информация должна храниться не в папках и шкафах, откуда материалы вынимаются от случая к случаю, а быть вывешенной на стенах кабинета и коридоров, дети должны видеть ее ежедневно. В такой обстановке даже самый равнодушный к урокам ученик обязательно что-нибудь да запомнит, и на всю жизнь. Ахбердило Абдулаевич привлекает к изготовлению наглядных пособий своих учеников, справедливо считая, что, занимаясь такой работой, ребята пополнят свои знания по истории, глубже и полнее осмыслят изучаемые темы. Примечательно, что в кабинете истории, созданном Ахбердиловым, 75 больших и маленьких стендов.

— И это еще не предел, — улыбается учитель, — будем стараться и дальше.

Особое внимание учитель уделяет трудовому воспитанию.

— Для сельского жителя, да и для городского тоже, очень важна привычка к труду,  — говорит Ахбердило Абдулаевич.

В Тидибской школе всегда понимали важность трудового воспитания. Между прочим, большой вклад в строительство новой двухэтажной школы, которая была построена за пять лет, внесли старшеклассники. Они грузили стройматериалы, убирали мусор, занимались озеленением школы — всего не перечислишь. Сейчас ребята работают на приусадебном участке, где выращивают картофель, кукурузу, фасоль, фрукты. Урожай с участка идет на питание детей из группы продленного дня.

— Самый действенный метод влияния на детей — личный пример учителя, — убежден Ахбердилов.  — Большинство наших педагогов после работы занимаются физическим трудом, внешним и внутренним оформлением школы, работают на своих приусадебных участках. На классных часах проходят такие беседы, как «Народные промыслы жителей аула Тидиб в ХIХ веке», «Труд моих односельчан раньше и теперь», «Сельскохозяйственные работы гидатлинцев», ребята занимаются также в школьном музее, где размещены самые разнообразные орудия труда горцев. Кроме бесед с учителями у ребят есть возможность пообщаться с ветеранами труда, которые сполна испытали все тяготы и лишения прошлых лет. В нашей школе сложилась еще одна добрая традиция — каждой осенью ребята вместе со своими классными руководителями отправляются на экскурсию в окрестности села Тидиб, где собирают шиповник. Между классами проходят соревнования по количеству собранного шиповника. После сушки шиповник сдается в пункты приема, вырученные деньги идут на награждение классов-победителей, проведение различных конкурсов и вечеров отдыха, на посещение театра и цирка, приезжающих из Махачкалы.

Ахбердило Ахбердилов один из самых уважаемых людей в селе. К нему идут за советом не только дети, но и взрослые. Разумеется, всероссийская слава сделала его еще авторитетнее в глазах сельчан и, конечно, школьников и коллег-педагогов.

— Жаль, что в сутках лишь 24 часа,  — улыбается учитель. — Теперь меня приглашают на различные семинары и открытые уроки, просят показать мастер-класс. Времени на все не хватает, ведь у меня уроки в своей родной школе, репетиции ансамбля, семья, дети: сын еще дошкольник, дочка учится в пятом классе, а самый старший уже студент.

Тем не менее Ахбердилов делится своим опытом с молодыми учителями, выступает перед ними в школе, а также на различных районных и республиканских семинарах и конференциях.

Ахбердило Абдулаевич принял участие во Всероссийском конкурсе в один самых плодотворных периодов своей жизни — в сорок пять лет. У него есть своя жизненная и педагогическая философия, есть чем делиться с коллегами не только из Дагестана, но и из других регионов.

Светлана Руденко, «Учительская газета», № 05 от 4 февраля 2014 года



Гущин Д. Д.