На главную страницу
Поддержка сайта: [email protected]

Поддержка конкурса: Консультационная линия
Группа ВКонтакте

Сегодня день рождения:

Захарова О. А.
финал конкурса 2014 года

Самодин С. Ю.
финал конкурса 2012 года

Елькина Н. Г.
финал конкурса 2007 года

Бушуева Е. А.
финал конкурса 2018 года

Матюхов В. В.
финал конкурса 2019 года

 

Информация о конкурсанте

 


Физрук. Перезагрузка

Скромность города берет, подтверждает пример Сергея Алиева

Про таких говорят — настоящий мужчина. Мужик! Сейчас надежные, сдержанные, сильные потомки Адама в большом дефиците. А уж в школе, чего греха таить, их и вовсе пора заносить в Красную книгу. Так что желание директоров всех школ Ельца заманить к себе Сергея Алиева, даже не будь он признан лучшим учителем Липецкой области прошлого года, более чем понятно. Это физрук новой формации — в придачу к своей мужественности безукоризненно вежливый, интеллигентный, владеющий интерактивными технологиями, с постоянным желанием учиться чему-то новому. И чуть не забыла — скромный. Его скромность высокой пробы. За ней стоит чувство собственного достоинства и нетщеславность, и вопреки всеобщему убеждению она ему больше помогает, чем мешает. Заметили же его сначала в школе, затем в городе и области. В результате Алиев из учителя школы №24 превратился в директора старейшей в Ельце детско-юношеской спортивной школы №1.

Вы уже, наверное, поняли, что его простота имеет свою тайну и не один сюрприз. Каждое звено в цепи его биографии, кажется, исключает друг друга: боксер, филолог, рабочий. Правда, без этого он вряд ли стал бы учителем и директором.

Он всегда восхищается суперпрофессионалами — будь то коллеги, наставники, соперники по конкурсу (которых он таковыми вовсе не считает), политики или спортсмены. В их числе Владимир Владимирович Путин, Александр Александрович Демахин, Алексей Васильевич Овчинников. Но первым в списке значится школьный учитель (конечно, физкультуры) Эдуард Павлович Фроликов.

— Он повлиял на мой выбор профессии и вообще на мое становление, — признается Сергей Сергеевич. — Я до сих пор использую его методы и приемы. Но главное — Эдуард Павлович для меня всегда был примером воспитателя настоящего человека. Он проработал в школе 38 лет, сейчас его уже нет, но его традиции и опыт живут и помогают мне.

Сережа рос спортивным, но не особенно целеустремленным — как все мальчишки, пробовал себя и в футболе, и в дзюдо (оба увлечения остались на всю жизнь, и он их активно внедрял в учительскую практику), и в других секциях. Вот и из бокса, куда его в 10 лет привел отец, наверное, вскоре ушел бы. Но отец настоял, и сын сначала подчинился, а потом и сам зауважал себя за упорный труд. Стали появляться первые успехи — Алиев неоднократно побеждал на областных соревнованиях, занял второе место на всероссийском турнире. Из чего Сергей Сергеевич сделал вывод: родители в этом возрасте должны помочь ребенку определиться с выбором. А уж секции и кружки — и для закалки характера, и для нормального физического развития — просто необходимы.

Казалось бы, его ждала сборная России — многие товарищи Сергея попали туда, а друг даже стал бронзовым призером чемпионата Европы. Однако помешали то ли скромность, то ли чувство, родственное призванию (они в нем сложно перемешаны). Удивительно, но с детства Алиев мечтал не о карьере спортивной звезды, а о тренерской работе, хотя обычно тренерами становятся вынужденно, по завершении карьеры.

— Мне хотелось доносить до других то, что сам умею, — признается мой герой.

Так что, поступив в Елецкий госуниверситет имени Бунина на уникальный факультет с дополнительной специальностью «физкультура» — литфиз, наш кандидат в мастера спорта без особых сожалений профессиональные отношения с боксом прекратил. Но закалка и умение держать удар остались с ним навсегда и в жизни не раз пригодились. В учебе-то им спуску преподаватели не давали — как и другие филологи, литфизовцы учили старославянский, языкознание, методику преподавания литературы и русского языка в школе и т. д. Так что с Пушкиным Сергей Сергеевич с тех пор на дружеской ноге.

И вновь неожиданный поворот судьбы: Алиев женился, еще будучи студентом, вскоре родилась дочь, молодой семье понадобились деньги, и он пошел на Елецкий гидроагрегатный завод оператором ЧПУ. Словом, поступил по-мужски. Отработал, между прочим, четыре года. Затем еще и отслужил год в армии. И вот уже вернувшись, решил — надо как-то приближать свою мечту — учить других тому, что знаешь сам. В родной школе как раз открывали кадетский класс, он и пошел туда воспитателем, вскоре и учителем физкультуры стал. Затем, как водится, добавились ведение секции и классное руководство.

Работа классного руководителя и воспитателя кадетского класса, в общем-то, схожи. Тем более что класс ему дали профильный — оборонно-спортивный. Так что Алиев весь день проводил в школе. В первой половине дня — физкультура, во второй — занятия (строевая подготовка, спортивные часы) и сопровождение кадетского класса, внутришкольные секции. И те и другие дети постоянно пересекались — в его же кружке «Турист-спасатель», который, будучи подразделением детского (юношеского) центра «Детский парк имени Бориса Лесюка», действовал в 24-й школе.

— Это близко и к экстремальным видам спорта, и к специфике МЧС, — пояснил Алиев. — Поэтому и мне, и ребятам было интересно.

Как учитель физкультуры, не упускал он из виду и другие виды спорта — баскетбол, волейбол, самооборону. На последней Сергей Сергеевич вместе со школьниками изучал единоборства. Те же дзюдо и самбо — по примеру президента. Приглашал коллег, мастеров в этих видах спорта, показывал фильмы.

Результаты труда не заставили себя ждать, тем более что Алиев с учениками не пропускал никакие слеты и соревнования.

— Не важно, проиграем мы или выиграем, — гнет Алиев свою линию. — Проигрывать тоже нужно уметь.

Хотя выигрывали больше. Его кадеты не раз становились победителями и призерами городских и региональных соревнований, а в сентябре 2011 года на Всероссийском слете кадетских классов были признаны лучшими в номинации «Кадетский бал». В том же году ученики Алиева стали призерами муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по физической культуре.

Ребят он учил постоянству, идти спокойно, уверенно, без рывков. Потому что по опыту знает, что в спорте, как и в жизни, важен не только талант, а умение владеть собой, справиться с собственной слабостью, нервами. Поэтому неудивительно, что на Алиева сделали ставку не только в его школе, но и в области, признав победителем на конкурсе «Учитель года», — силы у всех вошедших в пятерку, как признает Сергей Сергеевич, были равны. Помогли, как видно, выдержка и спокойная вера в себя.

На областном конкурсе, кстати, физрук показывал мастер-класс, посвященный возвращению в школы норм ГТО.

— Современные дети, которые проводят много времени за компьютером, обычно недостаточно развиты физически, — говорит Сергей Сергеевич. — Раньше все-таки занятия спортом были более массовыми, школьники сдавали нормы ГТО. Хорошо, что они возвращаются. Мне кажется, это очень здорово и надо вводить их еще в младших классах.

Всероссийский финал «Учителя года» стал для Алиева непростым испытанием — как он сам признается, не справился с нервами, перегорел. А может быть, просто опыта не хватило — он ведь в школе-то работал всего около трех лет, в отличие от своих сверстников, которые пришли туда сразу по окончании педвуза. Зато с жадностью и благодарностью впитывал все впечатления от выступлений коллег. Искренне восхищался педагогическим мастерством Светланы Колесниченко, темпераментом и искренностью Ахбердило Ахбердилова, эрудицией Андрея Сиденко, с которым жил на конкурсе в одной комнате. Подружился с физруком из Москвы Юрием Шендоновиным. После конкурса его ждало эмоциональное опустошение и... новые надежды.

И вот новый виток судьбы. Хотя и не вдруг  — кажется, все обстоятельства жизни подводили его к спортшколе. Так что когда этой весной после ухода из ДЮСШ №1 директора это место предложили Алиеву, наш герой не очень-то долго и раздумывал.

— Так, для приличия взял паузу, — улыбается Сергей. — И хотя мне многие говорили, что там трудно и зря ухожу из школы, я почти не сомневался.

Спортшкола ему тоже не чужая: в детстве, занимаясь боксом, он ходил сюда «подтягивать прыжки и разные легкоатлетические умения», потом работал совместителем.

Но это не значит, что он легко распрощался с родной школой: его ребята, особенно те, что ходят в туристическую секцию, упрашивали остаться. До сих пор горюют. Но сложнее всего было с дочкой:

8-летняя Соня так мечтала поскорее вырасти и перейти в среднюю школу, чтобы папа преподавал у нее физкультуру, а теперь... И все-таки он принял подарок (а может, новый вызов) судьбы.

— Потому что я потом жалел бы, что даже не попробовал и упустил такой шанс научиться новому, продвинуться дальше, — признается Сергей.

Он осознает свои риски: в своей школе он умница, герой, победитель, а здесь — полная неизвестность, ведь административная работа нечто совсем другое, чем учительская ноша. Хотя не сказать, что она ему совсем незнакома. В какой-то степени подготовкой к ней стала немалая общественная нагрузка, которая на него упала после победы в областном конкурсе: Алиева выбрали в члены Ассоциации молодых педагогов Липецкой области и зам. председателя Комитета по физической культуре и спорту «Молодежного парламента» Ельца.

И все-таки представительская работа и реальная ответственность — разные вещи. Это Алиев почувствовал, когда пришел 1 июня в свою уже спортшколу, заваленную стройматериалами, пахнущую свежей краской — ему досталось трудное наследство в виде капитального ремонта: школе-то уже 70 лет. Зашел в кабинет директора и опешил — кипа документов, с которыми ему теперь предстоит работать, и нет даже секретаря. Пришлось воевать и разбираться с бумажками. Главная проблема, как выяснилось, — получить лицензию на образовательную деятельность. Сергей Сергеевич не сомневается, что вскоре ее решит, тем более что молодого директора знают и поддерживают в областных структурах власти.

Других проблем тоже хватает. Ни в коем случае не жалуясь на предшественников, Алиев говорит, что нужно выводить школу на новый уровень.

— Для начала на областной, чтобы мы больше не проигрывали Липецку, — признается наш герой. — Липецкие ребята и на российских соревнованиях призовые места занимают, а наши пока нет. Хотя у нас есть талантливые спортсмены — взять хоть моих ребят из 24-й школы.

Планирует новый директор и расширить число направлений. К существующим уже отделениям бокса, легкой атлетики (которыми и славилась школа), шахмат, плавания и баскетбола добавить волейбол, карате киокусинкай, художественную гимнастику. Надо набирать квалифицированных тренеров, омолаживать их состав — многие уже в предпенсионном возрасте. Задач много. Нужно держать удар и побеждать.

— Трудностей я не боюсь, работать люблю, — говорит Сергей Сергеевич. — Стараюсь наблюдать за знакомыми директорами, учиться у них общению с людьми — как не обидеть их, но и не расслабить, вдохновить общими целями.

И возможно, именно на директорском месте его скромность как раз и сослужит ему службу — не выдвигая себя на передний план, он будет холить и взращивать таланты коллег и юных спортсменов, которых, он надеется, у спортшколы станет еще больше. А если сюда придут его ребята из 24-й и дочка Сонечка — в ту же художественную гимнастику, к примеру, он и вовсе будет счастлив. Его прошлое объединится с настоящим и будущим.

Татьяна Ефлаева, «Учительская газета», № 35 от 2 сентября 2014 года



Гущин Д. Д.