На главную страницу
Поддержка сайта: [email protected]

Поддержка конкурса: Консультационная линия
Группа ВКонтакте

Сегодня день рождения:

Захарова О. А.
финал конкурса 2014 года

Самодин С. Ю.
финал конкурса 2012 года

Елькина Н. Г.
финал конкурса 2007 года

Бушуева Е. А.
финал конкурса 2018 года

Матюхов В. В.
финал конкурса 2019 года

 

Информация о конкурсанте

 


Альтруистов всегда больше

«Золотое правило нравственности» можно усвоить даже на уроке химии

Как часто мы сегодня слышим, что живем в безрадостном жестоком мире, где каждый за себя... Но оказывается, по мнению антропологов, на земле все-таки больше тех, кто готов пожертвовать чем-то ради других. С этим замечательным тезисом согласна и Тамара РЕДЬКО, учитель химии ставропольской гимназии № 24, победитель конкурса «Учитель года Ставропольского края – 2014». А по-другому и быть не может, ведь даже ее любимый предмет подтверждает этот закон жизни. Например, в таблице Менделеева больше элементов-восстановителей — таких же альтруистов, готовых отдать что-то свое другим.



Секреты начинающих магистров


На самом деле химия не только о формулах и соединениях. Тамара Сергеевна считает, что этот сложный и, к чему отрицать, один из наименее любимых предметов у школьников может помочь разобраться даже в нравственных нормах и правилах, категориях добра и зла. Но помимо «золотого правила нравственности» благодаря химии можно усвоить и много других уроков. Ведь сколько всего придумали русские химики, сколько открыли — это ли не повод для национальной гордости? О патриотизме сегодня тоже много говорят, а как его привить — предлагаются методы скорее искусственные, чем естественные, — а надо всего лишь показать, какой огромный вклад внесли наши ученые в развитие мира. И если так сделает каждый учитель, то Тамара Редько уверена: наши дети будут как минимум уважать свое историческое наследие.

А чтобы не было скучно, нужно всегда предлагать задачи на пределе возможностей. Ничто так не бодрит и не стимулирует к работе, как вызов твоим способностям. Тамара Сергеевна старается создавать в классе ситуацию, когда ребята могут решить большинство задач, но не все, и тогда они понимают, что им есть куда расти. Легко быть не должно. Скорее чуть-чуть сложно, но понятно.

Такое всеобъемлющее исследовательское восприятие предмета у молодого педагога от древних алхимиков, чьи труды и мечты о создании панацеи (средства от всех хворей) не могут не вдохновлять. Порой Тамара Сергеевна и сама чувствует себя кем-то вроде средневекового ученого, настроенного на поиск неизведанного, — еще бы, ведь у нее уже есть степень магистра химии.

Магистр — учитель, наставник, мастер... У алхимиков когда-то был свой особый символ — «рука Мастера», где каждый палец обозначал основные вещества, которые они использовали в своих опытах: селитра, железный купорос, квасцы... У Тамары Редько тоже есть своя символическая «рука педагога-химика». В ее основе ладонь — проблемное обучение, а пальцы — важнейшие аспекты ее работы. Во-первых, нужно заинтересовать учеников темой урока, сделать так, чтобы они сами ее сформулировали. Нет интереса — нет и успеха! Во-вторых, как показывает практика, без проблем тоже неинтересно, особенно на уроке, и, если ребята знают, что решают какую-то прикладную жизненную задачу, работа идет быстрее. В-третьих, надо использовать межпредметные связи, ведь химия не изолирована от других наук. В-четвертых, нужно обязательно визуализировать знания: клиповое мышление уже не теория, а реальность, особенно для молодежи. В таком случае в конце урока можно прийти к запланированным результатам и усвоить что-то новое.

С такими идеями и шестилетним опытом за плечами Тамара Сергеевна отправилась на всероссийский этап «Учителя года России – 2014». Всем, конечно же, хочется признания и похвалы, но она скорее ехала за оценкой и подсказкой от более опытных коллег.

Особенно волнительно оказалось на конкурсном уроке — из-за камер. Каждый конкурсант знал: на него сейчас смотрит не только жюри, сотни коллег по всей стране оценивают его работу. За ходом урока Тамары Редько наблюдали все те, кто болел за нее, и это в какой-то мере помогало справиться с волнением. Да и класс попался очень позитивный. Ребятам было по-настоящему интересно, некоторые даже вернулись после урока и еще раз поблагодарили.

Несмотря на то что в число лауреатов войти не удалось, конкурс помог Тамаре Редько убедиться в том, что она интуитивно выбрала правильный путь развития. К тому же удалось почерпнуть у коллег новые идеи. И пусть химиков на конкурсе обычно очень мало, можно поучиться у историков и математиков.



Многое еще не открыто


Преподавательница химии Тамара Редько в школе умела не только заинтересовать их класс предметом, но и давала своим юным ученицам уроки стиля. Даже ее поведение, спокойное и уверенное, было ориентиром для школьников.

С таким учителем плохо знать предмет просто невозможно. А у Тамары к тому же получалось решать задачки, над которыми долго бились все остальные. Тогда она поняла: предмет не только легко дается, но еще и по-настоящему нравится. И решила поступать на медико-биолого-химический факультет Ставропольского государственного университета.

Сегодня уже сама Тамара Сергеевна старается, чтобы и ее ученикам было интересно, ведь химия разлита в воздухе, и это может почувствовать каждый. К тому же, как считает Тамара Редько, это именно та наука, где многое еще не открыто, так что нелишним будет настроить своих учеников на интерес к этим «белым пятнам» — вдруг кому-то из них удастся совершить прорывное открытие?

О собственной научной карьере у Тамары Сергеевны тоже есть возможность поразмышлять. Располагает еще и то, что она получила по окончании вуза сразу два диплома: можно было идти по специальности в науку, а можно и преподавать. Решила сначала попробовать себя в педагогике. В школу на практику пошла с охотой, а на 4-м курсе даже устроилась на работу. Получилось почти случайно: сначала подруга попросила заменить ее на уроках, а потом Тамара и сама решила остаться...

В отличие от многих коллег, которые жалуются, что поначалу очень трудно, что приходится доучиваться или даже переучиваться, ей было легко. Может быть, потому, что и предметная область такая основательная. Все-таки химия фундаментальная наука, число Авогадро и молярная масса веществ не зависят ни от общественного мнения, ни от политической ситуации или исторического момента. Историкам и словесникам, конечно, труднее... Другое дело, что никто не отменял развитие технологий, в том числе информационно-коммуникационных и педагогических. Но это тоже вполне легко освоить, было бы желание.

Главное, пожалуй, что на практике дала сама школа, — это манера общения с детьми и знание возрастной психологии. Сегодня в университетах, по мнению Тамары Редько, этому уделяется не так много времени, как нужно на самом деле. А если мы говорим об инклюзивном образовании? Этот вопрос с каждым годом встает все острее и острее.

Хорошо, когда у начинающего учителя есть наставники, которые могут помочь преодолеть такие барьеры. Для Тамары Редько поддержкой и опорой стали вузовские преподаватели Людмила Шибаева и Александр Фокин, которые помогли ей подготовиться к конкурсу. Вместе с опытными педагогами Тамара Сергеевна продумывала структуру урока.

А в гимназии Тамаре Редько все-таки ближе по духу коллеги гуманитарного профиля, и это всегда обогащает уроки. И все благодарности здесь Наталье Мориной, учителю истории и обществознания. Без ее помощи, по словам Тамары Редько, до финального этапа конкурса дойти было бы очень трудно.



Ответственность и баланс


Поначалу Тамара Редько действительно всерьез задумывалась о научной карьере. К тому же заманчиво выглядел и пример некоторых выпускников ее вуза, чьи таланты пригодились за рубежом. Так что сегодня Тамара Сергеевна пытается увлечь особенно прохладно относящихся к предмету учеников хотя бы такими прагматическими соображениями: химия — это престижно и важно, и, если заниматься ею всерьез, можно получать хороший заработок.

Но и сама Тамара Редько научное поприще не забросила — защитила кандидатскую диссертацию. Подготовка диссертации совпала с подготовкой к конкурсу, и, как и многие педагоги, она честно призналась: конкурсный период стал в какой-то мере отдыхом впервые за долгое время. Весь минувший год был большой гонкой и проверкой на прочность. Но теперь конкурс позади, защита диссертации тоже прошла с успехом, так что вполне можно отправляться в какое-то новое плавание. Сил и интереса хоть отбавляй! Ведь, как считает Тамара Редько, учителю стоять на месте просто невозможно.

Именно поэтому Тамара Сергеевна получила второе образование в области менеджмента, отучившись на экономическом факультете. Полученные знания уже помогают молодому заместителю директора по учебно-воспитательной работе. А иметь основательный теоретический багаж, который компенсирует пока еще небольшой опыт, особенно важно, ведь речь идет о коллективе в сто педагогов и восьми методических объединениях... А учатся в 24-й гимназии ни много ни мало 1650 детей — огромная ответственность!

На время сбрасывать груз ответственности помогает прекрасное хобби — путешествия. К тому же после пары недель в дальних странах еще больше хочется вернуться домой — чтобы сравнить и понять, что любишь родной край еще сильнее, чем прежде. И конечно же, нужно не забыть привезти в свою коллекцию очередную миниатюрную куколку, а потом в часы досуга бросить на них взгляд и вспомнить все те счастливые моменты, что были в очередном путешествии...

Еще Тамара Редько занимается йогой. Признается, что это, пожалуй, лучший способ не только расслабиться, но и привести в порядок мысли. А иногда удается обдумать и тему урока, ведь йога — это тоже не просто так, это наука о балансе, и в чем-то они здесь с химией пересекаются.

В жизни Тамары Сергеевны есть место не только гармонии, но и предельной четкости и строгости. С детства она росла в «военной» атмосфере и дисциплине, которую в домашний обиход привносил отец. Каковы же были ее удивление и радость, когда ей предложили взять классное руководство в кадетском классе! Тамара Сергеевна сразу вспомнила свою юность, прошедшую в военном городке Капустин Яр Астраханской области...

Чуть больше года назад в Москве открылась Академия Следственного комитета РФ, и в шести регионах страны были тут же организованы классы профильного обучения. В ставропольской гимназии № 24 тоже удалось открыть такой класс и набрать в него 20 учащихся.

С целеустремленными и активными ребятами, которые уже совершенно определенно знают, по какому профессиональному пути пойдут, можно бесконечно долго обсуждать самые интересные вещи: от компьютерных новинок до политики. И учить их, по признанию Тамары Сергеевны, не сложнее, чем обычный класс. Они даже более дисциплинированны и ответственны. Юные кадеты пока еще тоже дети. Просто немножко серьезнее.

Анна Данилина, «Учительская газета», № 13 от 31 марта 2015 года



Гущин Д. Д.