На главную страницу
Поддержка сайта: [email protected]

Поддержка конкурса: Консультационная линия
Группа ВКонтакте

Сегодня день рождения:

Дачева М. И.
финал конкурса 2005 года

Граков А. С.
финал конкурса 2016 года

 

Информация о конкурсанте

 


С кого начинается Родина?

Безграмотен тот, кто не умеет учиться

Министр образования Омской области, только приступив к должности в середине сентября, отправился в Азово — туда, где живет и работает Александр ИВАНОВ, учитель года – 2014. И не из чувства долга, просто у педагога есть чему поучиться и министрам.

Глава образования региона, поговорив с учителем истории и обществознания, загорелся идеей пригласить его в город «на гастроли» — уже в сентябре Александр Николаевич даст серию мастер-классов в городских гимназиях. Сам министр тоже сядет за парту вместе с учителями и школьниками.

Впрочем, Александр Николаевич считает, что дело не только в нем, но и в школе, где работает уже 15 лет. Здесь дети успешно сдают единый государственный экзамен и побеждают в олимпиадах всероссийского уровня. Может быть, потому что в азовской средней школе № 2 поддерживают любые начинания, которые идут на пользу ученикам?

— Никогда не мечтал уехать в Омск. На мой взгляд, абсолютно не имеет значения, где живет и работает педагог — в селе или в городе. Его профессионализм измеряется другим — умением отдавать себя делу, расти, учиться вместе с детьми.

С Иванова началась новая традиция в Омской области — образовательный обмен между городом и селом. Теперь не только педагоги знакомятся с методикой друг друга, делятся опытом, но и дети из сельских школ приезжают в гости к юным омичам, чтобы вместе посетить семинары, практические занятия, познакомиться, пообщаться и подтянуть сверстников. Впрочем, с Ивановых вообще начинается Россия. И Азовский национальный немецкий район не исключение. Для Александра Николаевича, родившегося совсем в другом конце области — Тюкалинске, он стал родным, задолго до того как педагог выбрал его местом жительства. Его прадед был первым старостой Азово. Кому напоминать о корнях, связывающих все народы, как не историку?

Собственно, поиск корней и подтолкнул Александра выбрать профессию. Он всегда много читал, перелопатив практически всю районную библиотеку. Не все понимал, но учился думать. Поступив на истфак Омского государственного педагогического университета, уже знал, чего хочет: поймать ускользающую нить событий, связать прошлое и настоящее, изменить будущее.

— Я не знаю, кем станут мои ребята, — говорит Александр Николаевич. — Не жду от них научных свершений. История, строго говоря, — это интерпретация интерпретируемого. Но мы не только изучаем интерпретации, но и даем собственные. Для меня важно, чтобы после нашего общения им захотелось строить собственную жизнь, каждая из которых меняет жизнь села, области, страны.

Оба его предмета — историю и обществознание — невозможно преподавать только по учебникам.

— В список учебников для средней школы, рекомендованный Министерством образования и науки, вошло около 15 линеек по истории России, — рассказывает Александр Николаевич. — И все трактуют исторические события, действия исторических личностей совершенно по-разному. Яркий пример — Иосиф Виссарионович Сталин, который в одних учебниках описывается как тиран и злодей, в других — как эффективный менеджер, сумевший вывести страну из тяжелого состояния. Больше того, учебники одного издательства в разных классах дают разные версии одних и тех же событий. Между тем ФГОС, историко-культурный стандарт требуют от нас выработки у детей сознательного оценочного отношения к историческим деятелям, процессам и явлениям. А какое тут сознательное отношение, если дети просто запутываются? Нужна единая трактовка. Тем более что учитель истории всегда несет достаточно четкую идеолого-нравственную позицию. Но учебник не должен содержать одну идеологическую линию, нужны разные версии и разные точки зрения, чтобы дети вместе с учителем сами могли оценивать исторические события.

Обществознание, требующее знаний сразу в нескольких областях — социологии, философии, экономики, праве, — сейчас необходимо при поступлении практически в каждый вуз. Не проблема подготовить ребенка к любой форме аттестации, проблема сделать так, чтобы ему захотелось учиться, считает Иванов. Но он, классный руководитель теперь уже 7-го класса, ведет уроки с 5-го по 11-й. Получается, что за неделю успевает пообщаться с двумя сотнями ребят. Как достучаться до каждого?

— Собственно, я хочу того же, чего требует современная школа, ведь одна из ее задач — воспитание поколения, способного к нетипичным, творческим решениям, — признается Александр Николаевич. — Это означает, что необходимо прежде всего формировать тип сознания, позволяющий выстраивать социальные взаимодействия и отношения. Именно для того чтобы школьник смог понять себя, контролировать и регулировать свои действия и общение, необходимо развивать его способности к рефлексивной деятельности. На мой взгляд, процесс взросления современного ребенка возможен только на основе совместного рассмотрения всех возникающих ситуаций, когда педагог важен для него и так же важны и его знания, ценности, смыслы.

Вслед за английским философом, историком и политиком Френсисом Бэконом пришел к выводу: «Умный человек создает больше возможностей, чем находит». Стал анализировать идеи, методы и средства гуманистической ситуативной и фасилитативной педагогики, компетентностный подход, практику рефлексивного взаимодействия. И начал строить собственную педагогическую реальность на их сочетания. Сформулировал для себя несколько принципов деятельности. Во-первых, взаимная активность, сотрудничество учителя и учащихся в процессе общения меняют их отношения, поведение, виды деятельности. Во-вторых, творчество обогащает и детей, и педагога: работа взрослого подталкивает ребенка к познанию, но и сам он неизбежно осваивает новое, и не только по своему предмету. В-третьих, без взаимоуважения нет знания — нужно не только уважать личность каждого ребенка, но и создавать условия для его самоутверждения в глазах сверстников, поддерживая и развивая его положительные свойства. В-четвертых, очень важно понимать и принимать друг друга.

Александр Николаевич, пробуя и оттачивая приемы и методы, не только сумел получить опыт их применения на практике, но и начал создавать собственные, авторские, с оригинальными названиями:

— Например, на первом этапе решения ситуации «внутренняя остановка педагога» использую прием «остановись, мгновенье». В это время важно взять паузу для осмысления происходящего, постараться внимательно выслушать ученика, подавить собственные эмоции, не производить никаких действий, затем сделать набросок плана дальнейших действий. Этому учатся и дети, ведь даже в течение 5 минут меняется настроение, иногда важно принять решение не принимать никаких решений. На втором этапе применяю прием «вдох — выдох». Я приготовился к выполнению намеченного плана действий, теперь мне необходимо остановить стихийно растущий процесс, хаос суждений, предложив ученикам общую задачу — переосмыслить произошедшее, привлечь их к активному разрешению трудностей, но уже в русле намеченного мною плана. Тут работает метод «Невероятно, но факт». Предлагаю информацию, неожиданную для всех, создаю момент потрясения. Это позволяет мне создать паузу для поиска истины, проживания ситуации вместе с ребятами, чтобы каждый нашел в ней свой смысл. На третьем этапе — «Фиксация ситуации» — множество приемов. «Платон мне друг, но истина дороже» позволяет прогнозировать развитие ситуации. Заранее готовлю несколько суждений с разных точек зрения, ребята их присваивают как свою позицию. Провокация на включение к осознанию и проявлению своей позиции приводит к объективированию ситуации, выстраиванию общей позиции. «Душа нараспашку» дает откровение, дети выдвигают идеи на основе своего жизненного опыта. Тут неуверенного, слабого ребенка нужно подбодрить, суметь включить учебные задачи в контекст жизненных проблем, сформировать общность, объединяющую ценности и смыслы. Мой опыт показывает, что при наличии перспективного планирования и поурочного мониторинга практически все ученики осваивают способы рефлексивной деятельности.

«Свет в конце тоннеля», «Полцарства за идею», «Мозаика суждений», «Театральные подмостки», «Рефлекторное кольцо», «Дойти до самой сути», «Дорожка Аристотеля» — всеми своими авторскими методами Иванов щедро делится с коллегами на своем веб-ресурсе. Он давно и увлеченно занимается информационными технологиями и сайт создал не для того, чтобы показать себя, а чтобы привлечь к сотрудничеству и детей, и взрослых. Здесь есть энциклопедии, олимпиады и тесты, презентации, электронные учебники и пособия, анимированные исторические карты, материалы для подготовки к ЕГЭ, каталог полезных и бесплатных лицензионных программ, исторические и документальные фильмы...

— В ХХI веке безграмотен не тот, кто не умеет читать и писать, а тот, кто не умеет учиться, — считает Иванов. — Я хотел, чтобы мой сайт помогал работать самостоятельно, при этом будил желание сотрудничать. Потому предлагаю не только размещать там свои работы, но и помощь — нет сайта или странички в Интернете, я помогу.

На конкурс «Учитель года» он пошел по тем же причинам — 20 лет отработав в школе, Александр Николаевич по-прежнему учится... И удивляется в ответ на вопрос, зачем ему нужна была дополнительная нагрузка:

— Наверное, потому что следую совету Дэвида Митчелла из романа «Облачный атлас» — сделайте то, чего не сделать не сможете. Образовательный марафон длиною в полгода — сложное, но нужное дело. Я всегда считал, что главное — быть внутренне готовым к испытаниям, но оказалось, что и внешняя поддержка очень нужна, спасибо коллегам и моим ребятам.

Вместе с ребятами и коллегами он сделал то, что казалось невозможным, — виртуальный музей Азово, для которого, впрочем, потребовались реальные усилия: найти родственников фронтовиков и тружеников тыла, помочь им вспомнить давно забытое о каждом герое Великой Отечественной войны. Связав прошлое и настоящее, изменив собственное будущее, эти дети уже не станут Иванами, не помнящими родства. Они ведь знают, что с них начинается Родина...

Наталья Яковлева, «Учительская газета», № 27 от 7 июля 2015 года



Гущин Д. Д.