На главную страницу
Поддержка сайта: [email protected]

Поддержка конкурса: Консультационная линия
Группа ВКонтакте

Сегодня день рождения:

Маскайкина  И. В.
финал конкурса 2009 года

Сюкиева  Л. Д.
финал конкурса 2009 года

Кильдюшкин В. М.
финал конкурса 2013 года

Горобец И. С.
финал конкурса 2014 года

Помазкина Н. Н.
финал конкурса 2011 года

Вострецова М. П.
финал конкурса 2012 года

 

Информация о конкурсанте

 


С кого начинается Родина?

Безграмотен тот, кто не умеет учиться

Министр образования Омской области, только приступив к должности в середине сентября, отправился в Азово — туда, где живет и работает Александр ИВАНОВ, учитель года – 2014. И не из чувства долга, просто у педагога есть чему поучиться и министрам.

Глава образования региона, поговорив с учителем истории и обществознания, загорелся идеей пригласить его в город «на гастроли» — уже в сентябре Александр Николаевич даст серию мастер-классов в городских гимназиях. Сам министр тоже сядет за парту вместе с учителями и школьниками.

Впрочем, Александр Николаевич считает, что дело не только в нем, но и в школе, где работает уже 15 лет. Здесь дети успешно сдают единый государственный экзамен и побеждают в олимпиадах всероссийского уровня. Может быть, потому что в азовской средней школе № 2 поддерживают любые начинания, которые идут на пользу ученикам?

— Никогда не мечтал уехать в Омск. На мой взгляд, абсолютно не имеет значения, где живет и работает педагог — в селе или в городе. Его профессионализм измеряется другим — умением отдавать себя делу, расти, учиться вместе с детьми.

С Иванова началась новая традиция в Омской области — образовательный обмен между городом и селом. Теперь не только педагоги знакомятся с методикой друг друга, делятся опытом, но и дети из сельских школ приезжают в гости к юным омичам, чтобы вместе посетить семинары, практические занятия, познакомиться, пообщаться и подтянуть сверстников. Впрочем, с Ивановых вообще начинается Россия. И Азовский национальный немецкий район не исключение. Для Александра Николаевича, родившегося совсем в другом конце области — Тюкалинске, он стал родным, задолго до того как педагог выбрал его местом жительства. Его прадед был первым старостой Азово. Кому напоминать о корнях, связывающих все народы, как не историку?

Собственно, поиск корней и подтолкнул Александра выбрать профессию. Он всегда много читал, перелопатив практически всю районную библиотеку. Не все понимал, но учился думать. Поступив на истфак Омского государственного педагогического университета, уже знал, чего хочет: поймать ускользающую нить событий, связать прошлое и настоящее, изменить будущее.

— Я не знаю, кем станут мои ребята, — говорит Александр Николаевич. — Не жду от них научных свершений. История, строго говоря, — это интерпретация интерпретируемого. Но мы не только изучаем интерпретации, но и даем собственные. Для меня важно, чтобы после нашего общения им захотелось строить собственную жизнь, каждая из которых меняет жизнь села, области, страны.

Оба его предмета — историю и обществознание — невозможно преподавать только по учебникам.

— В список учебников для средней школы, рекомендованный Министерством образования и науки, вошло около 15 линеек по истории России, — рассказывает Александр Николаевич. — И все трактуют исторические события, действия исторических личностей совершенно по-разному. Яркий пример — Иосиф Виссарионович Сталин, который в одних учебниках описывается как тиран и злодей, в других — как эффективный менеджер, сумевший вывести страну из тяжелого состояния. Больше того, учебники одного издательства в разных классах дают разные версии одних и тех же событий. Между тем ФГОС, историко-культурный стандарт требуют от нас выработки у детей сознательного оценочного отношения к историческим деятелям, процессам и явлениям. А какое тут сознательное отношение, если дети просто запутываются? Нужна единая трактовка. Тем более что учитель истории всегда несет достаточно четкую идеолого-нравственную позицию. Но учебник не должен содержать одну идеологическую линию, нужны разные версии и разные точки зрения, чтобы дети вместе с учителем сами могли оценивать исторические события.

Обществознание, требующее знаний сразу в нескольких областях — социологии, философии, экономики, праве, — сейчас необходимо при поступлении практически в каждый вуз. Не проблема подготовить ребенка к любой форме аттестации, проблема сделать так, чтобы ему захотелось учиться, считает Иванов. Но он, классный руководитель теперь уже 7-го класса, ведет уроки с 5-го по 11-й. Получается, что за неделю успевает пообщаться с двумя сотнями ребят. Как достучаться до каждого?

— Собственно, я хочу того же, чего требует современная школа, ведь одна из ее задач — воспитание поколения, способного к нетипичным, творческим решениям, — признается Александр Николаевич. — Это означает, что необходимо прежде всего формировать тип сознания, позволяющий выстраивать социальные взаимодействия и отношения. Именно для того чтобы школьник смог понять себя, контролировать и регулировать свои действия и общение, необходимо развивать его способности к рефлексивной деятельности. На мой взгляд, процесс взросления современного ребенка возможен только на основе совместного рассмотрения всех возникающих ситуаций, когда педагог важен для него и так же важны и его знания, ценности, смыслы.

Вслед за английским философом, историком и политиком Френсисом Бэконом пришел к выводу: «Умный человек создает больше возможностей, чем находит». Стал анализировать идеи, методы и средства гуманистической ситуативной и фасилитативной педагогики, компетентностный подход, практику рефлексивного взаимодействия. И начал строить собственную педагогическую реальность на их сочетания. Сформулировал для себя несколько принципов деятельности. Во-первых, взаимная активность, сотрудничество учителя и учащихся в процессе общения меняют их отношения, поведение, виды деятельности. Во-вторых, творчество обогащает и детей, и педагога: работа взрослого подталкивает ребенка к познанию, но и сам он неизбежно осваивает новое, и не только по своему предмету. В-третьих, без взаимоуважения нет знания — нужно не только уважать личность каждого ребенка, но и создавать условия для его самоутверждения в глазах сверстников, поддерживая и развивая его положительные свойства. В-четвертых, очень важно понимать и принимать друг друга.

Александр Николаевич, пробуя и оттачивая приемы и методы, не только сумел получить опыт их применения на практике, но и начал создавать собственные, авторские, с оригинальными названиями:

— Например, на первом этапе решения ситуации «внутренняя остановка педагога» использую прием «остановись, мгновенье». В это время важно взять паузу для осмысления происходящего, постараться внимательно выслушать ученика, подавить собственные эмоции, не производить никаких действий, затем сделать набросок плана дальнейших действий. Этому учатся и дети, ведь даже в течение 5 минут меняется настроение, иногда важно принять решение не принимать никаких решений. На втором этапе применяю прием «вдох — выдох». Я приготовился к выполнению намеченного плана действий, теперь мне необходимо остановить стихийно растущий процесс, хаос суждений, предложив ученикам общую задачу — переосмыслить произошедшее, привлечь их к активному разрешению трудностей, но уже в русле намеченного мною плана. Тут работает метод «Невероятно, но факт». Предлагаю информацию, неожиданную для всех, создаю момент потрясения. Это позволяет мне создать паузу для поиска истины, проживания ситуации вместе с ребятами, чтобы каждый нашел в ней свой смысл. На третьем этапе — «Фиксация ситуации» — множество приемов. «Платон мне друг, но истина дороже» позволяет прогнозировать развитие ситуации. Заранее готовлю несколько суждений с разных точек зрения, ребята их присваивают как свою позицию. Провокация на включение к осознанию и проявлению своей позиции приводит к объективированию ситуации, выстраиванию общей позиции. «Душа нараспашку» дает откровение, дети выдвигают идеи на основе своего жизненного опыта. Тут неуверенного, слабого ребенка нужно подбодрить, суметь включить учебные задачи в контекст жизненных проблем, сформировать общность, объединяющую ценности и смыслы. Мой опыт показывает, что при наличии перспективного планирования и поурочного мониторинга практически все ученики осваивают способы рефлексивной деятельности.

«Свет в конце тоннеля», «Полцарства за идею», «Мозаика суждений», «Театральные подмостки», «Рефлекторное кольцо», «Дойти до самой сути», «Дорожка Аристотеля» — всеми своими авторскими методами Иванов щедро делится с коллегами на своем веб-ресурсе. Он давно и увлеченно занимается информационными технологиями и сайт создал не для того, чтобы показать себя, а чтобы привлечь к сотрудничеству и детей, и взрослых. Здесь есть энциклопедии, олимпиады и тесты, презентации, электронные учебники и пособия, анимированные исторические карты, материалы для подготовки к ЕГЭ, каталог полезных и бесплатных лицензионных программ, исторические и документальные фильмы...

— В ХХI веке безграмотен не тот, кто не умеет читать и писать, а тот, кто не умеет учиться, — считает Иванов. — Я хотел, чтобы мой сайт помогал работать самостоятельно, при этом будил желание сотрудничать. Потому предлагаю не только размещать там свои работы, но и помощь — нет сайта или странички в Интернете, я помогу.

На конкурс «Учитель года» он пошел по тем же причинам — 20 лет отработав в школе, Александр Николаевич по-прежнему учится... И удивляется в ответ на вопрос, зачем ему нужна была дополнительная нагрузка:

— Наверное, потому что следую совету Дэвида Митчелла из романа «Облачный атлас» — сделайте то, чего не сделать не сможете. Образовательный марафон длиною в полгода — сложное, но нужное дело. Я всегда считал, что главное — быть внутренне готовым к испытаниям, но оказалось, что и внешняя поддержка очень нужна, спасибо коллегам и моим ребятам.

Вместе с ребятами и коллегами он сделал то, что казалось невозможным, — виртуальный музей Азово, для которого, впрочем, потребовались реальные усилия: найти родственников фронтовиков и тружеников тыла, помочь им вспомнить давно забытое о каждом герое Великой Отечественной войны. Связав прошлое и настоящее, изменив собственное будущее, эти дети уже не станут Иванами, не помнящими родства. Они ведь знают, что с них начинается Родина...

Наталья Яковлева, «Учительская газета», № 27 от 7 июля 2015 года



Гущин Д. Д.