На главную страницу
Поддержка сайта: [email protected]

Поддержка конкурса: Консультационная линия
Группа ВКонтакте

Сегодня день рождения:

Захарова О. А.
финал конкурса 2014 года

Самодин С. Ю.
финал конкурса 2012 года

Елькина Н. Г.
финал конкурса 2007 года

Бушуева Е. А.
финал конкурса 2018 года

Матюхов В. В.
финал конкурса 2019 года

 

Информация о конкурсанте

 


Виноваты Айвенго и другие рыцари

Конкурс — это сложный, но интересный квест

Кажется, победитель конкурса «Учитель года России – 2015» Мария Ахапкина с легкостью может сдружить самый разношерстный коллектив и с каждым незнакомым человеком найти тему для приятной беседы. В том, что из застенчивого ребенка, любившего уединиться с книжкой, ну в крайнем случае послушать хорошую музыку в одиночестве, она превратилась в инициатора неожиданных инсценировок и вдохновителя творческих выплесков самых сумасшедших идей любых стихийно родившихся команд, виновата школа. Ведь там театр, мамины чудесные истории о доблести и славе, о преодолениях и свершениях, необыкновенные люди. Ее педагоги и ее ученики.

В школу они пришли вместе, Мария — ученицей в первый класс, Елена Михайловна — учителем истории и обществознания. И вместе стали учиться. Старшая Ахапкина — мастерству педагога, младшая — быть ребенком учителя. А это значит, твое детство целиком и полностью, безраздельно и повсеместно проходит в школе. После уроков она оставалась в кабинете у мамы: они клеили карточки с заданиями, оформляли стенды (особенно Марии Евгеньевне в ту пору нравились стенды с рыцарями Средневековья и памятниками архитектуры Древней Греции и Рима, они были красочные и какие-то загадочные), готовили карты всевозможных битв и сражений, вешали их на доску. Когда девочке хотелось домой и она начинала торопить маму, в ответ слышала неизменное: «У учителя все должно быть подготовлено к уроку должным образом и заранее. Потерпи, а лучше вырежи мне еще карточки». И та терпела и вырезала... Так, в какой-то момент, глядя на маму, Ахапкина-младшая поняла: если ты за что-то берешься, то следует делать это perfect, делать качественно и вкладывать в это душу. Только тогда у тебя будет получаться что-то стоящее.

Сидя рядом с хлопочущей о завтрашнем уроке Еленой Михайловной, ребенок рисовал и сочинял стихи. Марии хотелось, чтобы они были смешными и сразу бы развеселили озабоченную маму. И это ей часто удавалось, а иногда они становились началом новой постановки очередного домашнего спектакля. Скажи тогда доморощенному драматургу, что пройдет несколько лет и она станет писать пьесы для школьников, более того, выступать самостоятельно, не поверила бы: да, Мария была невероятно стеснительным ребенком.

Английским Мария Ахапкина увлеклась в 7-м классе. Но инициатором серьезного подхода к изучению языка выступила все-таки мама, которая решила, что лингвистика — это наиболее перспективный вариант для дочери. И та впоследствии оценила дальновидность родительницы, войдя во вкус овладения тайнами языкознания.

А вот решение стать учителем пришло к Марии Ахапкиной не сразу. На сей раз она поддалась обаянию театра — того самого «Дети до 16...», соавтором которого наряду с Татьяной Ильченко стала она сейчас. Тогда в школе все им бредили. Тот, кто приходил в студию и кому доверили главную роль, тут же становился школьной знаменитостью, юных артистов приглашали выступать на сценические площадки города, их знали многие, и многим хотелось дружить с ними. Это была (и, Мария убеждена, остается) особая каста людей. Потому что в их жизни, теперь она это знает уже точно, появилось нечто особое, завораживающее, интригующее — игра.

Желание влиться в жизнь театральной студии боролось в Марии Ахапкиной с ее зашкаливающей за все мыслимые нормы застенчивостью. Загнав свой страх в самый уголок сердца и прихватив для храбрости подругу, она отправилась менять свою жизнь. И ей это, однако, удалось!

В студии Мария Ахапкина уже более 15 лет. Теперь она не только артист, но и помощник режиссера, звукорежиссер, сценарист всех творческих проектов. Теперь уже Татьяна Ильченко для нее не только руководитель и наставник, а близкий друг. Теперь она научилась многому, что помогло Марии Евгеньевне стать не только неплохим лицедеем, но, возможно, самому главному для того, чтобы стать учителем.

В студии они все делают вместе. И знают прекрасную тайну: «Не жди, когда в твоей жизни появится чудо. Сотвори его сам. Только над этим придется очень много поработать!» И чудеса случались! Как говорит Мария Евгеньевна:

— Научись все видеть и слышать и кое-чего не замечать. Не читай много нотаций — все равно не поможет. Не гонись за любовью детей, она сама тебя догонит. Не играй в друзья с детьми, а будь им другом. Если кто-либо похвалит тебя, проверь сам, верно ли это. Следуй своей дорогой, и пусть люди говорят что угодно.

— По прошествии определенного срока работы в школе, — отмечает Ахапкина, — вспоминая себя на первых этапах, я пришла к выводу, что студент педагогического вуза должен очень внимательно слушать своих преподавателей (если преподаватели стоящие, конечно). Учитель, как артист, должен подмечать и запоминать многие приемы и методы ведения уроков старших коллег, их манеру общения с детьми, должен спрашивать совета в затруднительных ситуациях и никогда не быть самонадеянным. Приходя в школу в качестве учителя, мы снова начинаем учиться и проходим новый путь, довольно трудный и тернистый, нужно быть готовым к этому пути и опираться на тех, кто может помочь, чтобы через много лет стать хорошим педагогом и самому быть для кого-то тем ведущим в удивительный и сложный мир образования и воспитания.

Марии Евгеньевне повезло — в ее судьбе были такие преподаватели, чьи советы она готова вспоминать вновь и вновь. Они говорили: «Умей выслушать и услышать каждый ответ ребенка. Главное достоинство учителя — это чувство справедливости». Рассказывали много забавных случаев из своей практики и очень просили, чтобы студенты, придя в школу, не убили детей потоком знаний, пытаясь в первый урок показать им все, что знают. В детях надо, убеждали педагоги Ахапкиной, прежде всего видеть людей, разговаривать с ними по-взрослому. Ее научили: всегда нужно найти то, за что похвалить ребенка; самый большой порок учителя — это поверхностность; добро — это не намерение действовать, а само действие.

Ахапкина отметила свое первое десятилетие в школе. А Валерий Фредерикс, в прошлом директор ее школы, говаривал: «Первые 10 лет учитель только учит свой предмет». Значит ли это, что Мария Евгеньевна стала настоящим асом в профессии? Она смеется: «Признаться честно, чем дольше работаешь, тем больше хочется цитировать Сократа: «Я знаю, что ничего не знаю!»

Но где же найти ответы на все тревожащие ее вопросы? Она читает. Главные критерии, по которым выбирает книги, — хочется, чтобы книга давала пищу для размышлений. Предпочитает психологические романы, например, Айрис Мердок, Джона Фаулза, у которого прочитала, кажется, все. Читает с удовольствием мемуары и воспоминания исторических деятелей, актеров и режиссеров (Константин Станиславский, «Работа актера над собой», Марк Захаров, «Суперпрофессия»), писателей («Золотая роза» Константина Паустовского, «Сказать почти то же самое. Опыты о переводе» Умберто Эко). Особенное впечатление произвели на Марию Ахапкину «Подстрочник» Лилианны Лунгиной и «Записки гадкого утенка» Григория Померанца. Очень любит она рассказы Моэма и пьесы Бернарда Шоу («За неповторимый тонкий юмор»), романы и рассказы Патрика Зюскинда «Контрабас» и «Повесть о господине Зоммере». Сейчас читает Достоевского — «Бесы». Одно пугает, времени на чтение катастрофически нет!

Мария Евгеньевна — меломан. И это не только хип-хоп, к которому она пристрастила всех побывавших у нее на уроке. Верите, но учитель-рэперша мечтала стать скрипачкой! Говорит, соседи явно не разделяли с ней ее желание. И она увлеклась барабанами. Барабанила Мария Евгеньевна на всем, что попадалось под руку, так легче складывался ритм ее стихов и песен. Возможно, в глубокой юности эти попытки успехом не увенчались («На радость всех окружающих, я думаю!»), но девочка взрослела, и ее любовь к музыке взрослела тоже. Тем более Ахапкиной посчастливилось примерить на себя ипостась звукорежиссера и музыкального редактора студии «Дети до 16...». Теперь она смакует джаз 30-60-х годов (Диззи Гиллеспи, Бенни Гудман, Луи Армстронг, Дэйв Брубек и его чудесный квартет, особенно любит композицию «Take five»), наслаждается современными фанком, джаз-рэпом, фьюженом и блюзом. Обожает бардовскую песню, рок и электронную музыку в стиле house. Да и сама создает подчас чарующие электронные композиции, работая со звуком в различных программах для оформления спектаклей или готовя звуковые дорожки для кино.

А кино Ахапкина любит очень: «Служебный роман», «Покровские ворота», «Они сражались за Родину», «Война и мир» Сергея Бондарчука, фильмы Милоша Формана и Эмира Кустурицы. Не перечесть, но все-таки ее страсть — театр. И не только свой, но и Ленком, «Современник», «Сатирикон». Она ходит туда с учениками.

В своем конкурсном эссе Мария Ахапкина сравнила конкурс «Учитель года России – 2015» с увлекательной игрой. «Для нас, участников, это будет сложный и напряженный, но интересный квест, а для организаторов — не менее трудная пошаговая стратегия. Одно я знаю точно, что когда объявят Game over и конкурс закончится, мы все будем вспоминать его как один большой бонус, подаренный нам нашей профессией. И каждый вновь пойдет своей дорогой к новым вершинам».

— Надо сказать, — отмечает педагог, — что существует некий стереотип: «конкурс отрывает учителя от непосредственной работы с учениками, мешает учителю погрузиться с головой в работу». Увы! Приходится признать! Я тоже была жертвой этого стереотипа. В процессе подготовки к конкурсу и во время участия мое отношение к нему кардинально изменилось. Да, конкурс — это трудно! Да, учителю приходится затрачивать много сил на то, чтобы проанализировать свой опыт, выполнить все требования и соответствовать критериям оценки! Но... Я знаю точно, что я до конкурса и после — это два разных учителя. Теперь я знаю и могу гораздо больше. И буду учить своих подопечных не бояться трудностей, преодолевать страх и идти вперед своим путем. Потому что это путь к развитию. Мне кажется, всем тем, кто боится конкурсных испытаний, надо чаще перечитывать замечательный гарик Игоря Губермана:


Жить, покоем дорожа, -

Пресно, тускло, простоквашно;

Чтоб душа была свежа,

Надо делать то, что страшно.


Планов у Марии Ахапкиной много: 1) окончить аспирантуру, защитить кандидатскую диссертацию; 2) написать серию учебников английского языка для 10-11-х классов (разных профилей — химико-биологического, физико-математического); 3) издать книгу сценариев спектаклей и шоу-программ в помощь классным руководителям и организаторам школьных праздников (сейчас пишет рубрику «Творческие рецепты» в «Мой профсоюз», но в дальнейшем ей хотелось бы оформить эти «рецепты» в одну книгу). И она уверена — все задумки реализовать ей удастся. Потому что она помнит главный урок, полученный ею в детстве в мамином кабинете среди портретов рыцарей и мушкетеров: все, что мы делаем во имя людей, делаем для людей. И это должно быть сделано хорошо.

Она ценит честность, любовь к миру и чувство юмора! Честность во взаимоотношениях, в отношении к труду, к своему делу. И считает, что просто-таки необходимо развивать в себе позитивное мышление. Это, конечно, сложно, но прогресс всегда двигали неугомонные мечтатели! В то время как пессимисты и сказочники находили тысячу причин для критики самых смелых идей.

Лора Зуева, «Учительская газета», № 44 от 3 ноября 2015 года



Гущин Д. Д.