На главную страницу
Поддержка сайта: [email protected]

Поддержка конкурса: Консультационная линия
Группа ВКонтакте

Сегодня день рождения:

Юдкина О. Г.
финал конкурса 2012 года

Георгиева Т. Г.
финал конкурса 2015 года

Ускова Н. В.
финал конкурса 2005 года

Зорина Г. Г.
финал конкурса 2008 года

 

Информация о конкурсанте

 


Сергей КОЧЕРЕЖКО, абсолютный победитель «Учителя года России — 2015»:

Хочу воспитать дочь хорошим человеком

Для Сергея КОЧЕРЕЖКО, учителя истории и обществознания из самарской гимназии №1, 2015-й — по-настоящему счастливый год. В феврале у них с супругой родилась дочка Лиза. А 5 октября его имя под громкие аплодисменты прозвучало в огромном зале Кремлевского дворца съездов — по итогам Всероссийского конкурса «Учитель года России – 2015» он был признан абсолютным победителем.

Конкурс в этом году вышел особенно историческим. В том смысле, что лидерство в нем уверенно захватили историки. Среди 77 финалистов 18 оказались преподавателями этого предмета. В «пятнашку» лауреатов вышли 5 историков, а в пятерку победителей — двое.

История в школе не самый простой предмет. И не только потому, что за совсем небольшой отрезок времени здесь случилась перезагрузка — и новая концепция преподавания, и историко-культурный стандарт, и три линейки новых учебников... Пока в переменах наступила пауза, но вполне возможно, что через три года они последуют снова: ЕГЭ по истории на базовом и профильном уровнях войдет в число обязательных наравне с русским и математикой.

Об этой вероятности, отвечая на вопрос Сергея Кочережко, говорил министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов в Казани, где проходили два очных тура финала «Учителя года России – 2015» и где состоялась традиционная для внеконкурсного формата встреча с главой Минобрнауки.

— А что для вас главное в школьной истории? — разговор с Сергеем Кочережко про самый переменчивый предмет продолжается уже в Москве. После победы на вечернем торжественном приеме в Кремлевском дворце у него особая миссия. Общение перед расставанием с коллегами, фото на память и, конечно, интервью...

— Главное — научить детей сомневаться и задавать вопросы даже про то, что кажется очевидным и принято большинством. Спорить, аргументировать. Критиковать даже то, что принято считать ценностями. Потому что если они настоящие, то выдержат любую критику.

— А насколько дети готовы сейчас критически мыслить?

— Тут многое зависит от материала и его подачи. История — увлекательная наука, в ней много интересных событий. Но такое ощущение, что, когда составляются учебники, в них специально эти события и не включают. Поэтому моя задача — поиск интересного, нестандартного материала, который не встречается в обычных учебниках. Он мотивирует детей к изучению предмета, повышает интерес, заставляет посмотреть на старые, казалось бы, всем известные вещи по-иному. Помогает формировать иной взгляд, мировоззрение, когда ничего не принимается на веру, когда норма — задавать вопросы и искать доказательства.

— В новых учебниках что-то изменилось?

— Новые учебники появились в школах только летом, причем, как я понимаю, не во всех. В нашей школе новый учебник есть. На него нужно переходить с 6-го класса. А в 6-м классе русская история начинает изучаться со второй половины года, то есть с января. Так что с сентября реально почти никакие школы на него не перешли. Дети сейчас еще изучают зарубежную историю, которая идет в русле старого учебника. И как мы будем работать по новому учебнику, пока еще большой вопрос. Чтобы на него ответить, нужно организовать систему подготовки педагогов в идеологии нового стандарта. Нельзя с учителей спрашивать то, чему их не учили. В противном случае по новым учебникам они работать не будут. Положат на полку и будут вести уроки, как раньше. А если ставится задача, чтобы по новым учебникам действительно начали преподавать, значит, надо провести системную работу, причем в диалоге с учителем, а не по принципу «сказали — делай».

Я отстаиваю академическую свободу учителя. Общество должно доверять ему в том, какой конкретный материал он выбирает. Понятно, что есть общая рамка — закон об образовании, стандарт педагога, концепция исторического образования, историко-культурный стандарт... Но давайте позволим педагогу, образованному и интеллигентному человеку, самому выбирать конкретный материал для каждого урока. Я думаю, он этим ничего не разрушит.

Учебник не должен быть догмой, тем более дети не должны воспринимать его как истину в последней инстанции. Учебник — всего лишь средство взаимодействия между учеником и учителем. И это средство должно быть максимально удобным.

— А что вам не удается?

— В полной мере, пожалуй, не удается индивидуальная работа с каждым ребенком. У меня есть классы, где 36 детей. Мы встречаемся с ними один или два раза в неделю. Подготовиться к индивидуальной или хотя бы дифференцированной работе с каждым из них очень трудно. Это затратно и по времени, и по силам. Помимо преподавания я еще занимаюсь общественной деятельностью, возглавляю Ассоциацию молодых педагогов Самары. Эта работа, по сути, сфера нашей самореализации. Причем есть мероприятия для учителей, а есть для детей. Почему такая деятельность важна для каждого молодого учителя, очевидно. Я в школе работаю только четвертый год, но хорошо знаю, как много возникает трудностей, с которыми нужно справляться. Как правило, специальной адаптации молодых педагогов, которые вчера были студентами и сидели на лекциях, а теперь должны вести уроки, никто не проводит. А в этот период нужна помощь вплоть до мелочей — какого цвета должна быть ручка, чтобы заполнять журнал. У нас в Самаре этот цвет в разных школах отличается, где-то синий, а где-то черный... В педвузе студента практически не учат новым фгосовским подходам, хотя ему важно разобраться в новых веяниях, понять и почувствовать, что такое метапредметный подход, чем он отличается от межпредметности. Поэтому мы организуем семинары вместе с Департаментом образования и Центром развития образования, где лучшие методисты общаются с молодыми учителями. Плюс к этому мы проводим разные креативные игры и марафоны для детей. Этот способ взаимодействия с детьми для молодых учителей очень актуален.

— Каким должен быть учитель?

— Справедливым и, конечно, уважающим личность ребенка. Школа не игра во вседозволенность. Это совместный труд учителя и ученика. А еще школа — диалог с учеником и его родителями. Без этого не разрулить никакие конфликты.

Кстати говоря, участие в конкурсе «Учитель года России» для Сергея Кочережко «случайная неслучайность».

— Я бы сам на конкурс не пошел. Но в прошлом сентябре директор вызвала меня и сказала: «Сергей, вы идете на «Учителя года». Я и пошел. И очень этому рад, хотя поначалу, честно сказать, скептически относился к конкурсу. Но когда погружаешься в его ритм, понимаешь, что это уникальная площадка для профессионального развития и просто человеческого общения с очень талантливыми и замечательными людьми.

— Из-за подготовки к конкурсу вам пришлось отложить защиту диссертации?

— Да, но защита все равно в моих планах. Это мечта моей мамы. Диссертация почти дописана. Она посвящена моему любимому ХVIII веку — восстанию Емельяна Пугачева в представлении Екатерины II и российского дворянства. В следующем году, если будет возможность доработать текст, планирую защищаться, если нет, то через год.

— Мама педагог по профессии?

— Она бухгалтер, математик по образованию. Совсем немножко работала учителем. А вообще педагогов в семье у нас было немало. Мой дед Анатолий Михайлович преподавал физику в техникуме. Бабушка Нина Яковлевна работала преподавателем электротехники и начальником филиала Омского вечернего авиатехникума. А обе прабабушки — Анастасия Петровна и Татьяна Алексеевна — были учительницами начальной школы. Моя жена тоже педагог — учитель английского. И познакомились мы с ней как раз в клубе молодых педагогов.

Конечно же, для мамы и моей семьи победа на конкурсе — большая радость.

— Планируете что-то менять в карьере после победы?

— За четыре года работы в школе я только научился работать с детьми. И мне это очень нравится. Я и не предполагал, что, когда после педпрактики на пятом курсе истфака Самарского госуниверситета меня попросили остаться в 1-й самарской гимназии, этот процесс так затянет. А сейчас понимаю наверняка, что угадал свое призвание.

— А о чем мечтаете?

— Моей дочке Лизе сейчас семь с половиной месяцев. Хочу воспитать ее хорошим человеком. Хочу, чтобы она выросла интеллигентом, который, не толкаясь локтями, достигает самых высоких результатов. Наверное, сейчас это и есть моя самая главная мечта.



Это факт


Абсолютный победитель «Учителя года России – 2015» — ровесник конкурса. В этом году конкурс прошел в 26-й раз. 26 лет 8 октября исполняется и Сергею Кочережко.

Педстаж Сергея Кочережко 4 года. За время работы в школе он подготовил двух 100-балльников ЕГЭ по обществознанию, а его старшеклассники шесть раз становились призерами заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию и праву. Сергей Сергеевич — член региональной предметной комиссии по проверке ЕГЭ по обществознанию в Самарской области, член оргкомитета областного марафона «Вехи истории», разработчик и член оргкомитетов мероприятий, проводимых Самарской ассоциацией молодых педагогов и Департаментом образования города для молодых учителей Самары.

В числе хобби Сергея Кочережко — историческая психология, интеллектуальные игры и чтение хороших книг. Свое педагогическое кредо он сформулировал по Бертрану Расселу: «Полезно время от времени ставить знак вопроса на вещах, которые тебе давно представляются несомненными».

Ольга Максимович, «Учительская газета», № 40 от 6 октября 2015 года



Гущин Д. Д.