На главную страницу
Поддержка сайта: [email protected]

Поддержка конкурса: Консультационная линия
Группа ВКонтакте

Сегодня день рождения:

Маргиева Н. А.
финал конкурса 2013 года

Суворова  И. М.
финал конкурса 2006 года

Парийчук А. М.
финал конкурса 2018 года

 

Информация о конкурсанте

 


Сокровища реки Тым

Не обижайте детей готовыми формулами

Историк Алексей ВОРОБЬЕВ-ИСАЕВ из каргасокской школы-интерната №1 на конкурсе «Учитель года России – 2015» всего-то за один урок заставил шестиклассников поверить в то, что история не просто школьный, пусть и весьма интересный, предмет. И изучать ее по учебникам — это лишать себя и радости приобщения к тайнам бытия, и удовольствия познания собственного предназначения в мире. Исследование своего края, рода, традиций — вот самое увлекательное приключение, право на которое заслужил каждый человек! После урока дети окружили педагога и никак не желали отпускать.

К своему выпускному Алексей Анатольевич практически определился с выбором профессии — он мечтал преподавать литературу. Читал запоем, благо огромная богатейшая отцовская (а он учитель истории!) библиотека позволяла. Ему нравилось все романтическое, рассказы о людях, способных на поступок, о таинственных странах, о событиях, будоражащих сознание. Особенно полюбилась Воробьеву еще с раннего детства энциклопедия Древнего мира. Он часами листал страницы толстенного фолианта и разглядывал картинки. Из чего и как сделан этот сосуд? Что заставило людей придумывать именно такие формы и контуры рисунка? Ему хотелось понять ход мысли старых мастеров, но сопровождающие изображения статьи были столь куцыми! Приходилось искать ответы на свои вопросы в других книгах, в музеях.

Сегодня на его столе труды по этнографии и краеведению. Романы о прекрасных незнакомках и героях без страха и упрека уступили место повествованиям о временах и нравах, которые их породили. Он и сам много путешествует, пытаясь собственными глазами увидеть то, о чем удалось узнать из научных трактатов. А еще Алексей Воробьев-Исаев увлекается шахматами, дайвингом и логическими задачами. Интеллектуальные головоломки Алексей Анатольевич коллекционирует уже лет семнадцать. Тем более веселые обучалки и развивалки — отличные помощники для развития мышления детей.

Сложносочиненная фамилия Алексея Анатольевича сложилась из тандема собственной с фамилией жены Людмилы. Людмила Федоровна, так же как муж, работает учителем истории и обществознания в той же каргасокской школе-интернате №1.

— Во многом, — объясняет Алексей Анатольевич, — мы движемся в одном направлении. Вместе реализуем образовательные проекты, часто совместно руководим ученическими проектами, обсуждаем новые идеи и уроки.

Сыновья Всеслав и Велеслав всегда с ними — в путешествиях, экспедициях, конференциях, на раскопках. Семья для четы Воробьевых-Исаевых — основа жизни.

А вообще для Алексея Анатольевича работа учителя неразрывно связана с исследованием своего края через образовательные экспедиции («Сокровища реки Тым», «Сокровища реки Огненной белки»), археологические раскопки («Шайтанский археологический микрорайон Томской области») совместно с учениками. Особое значение в своей работе он придает проектной деятельности воспитанников. А своим девизом считает слова Антуана де Сент-Экзюпери: «Не обижайте детей готовыми формулами, формулы — пустота; обогатите их образами и картинами, на которых видны связующие нити.

Не отягощайте детей мертвым грузом фактов; обучите их приемам и способам, которые помогут их постигать. Не учите их, что польза главное. Главное — воспитание в человеке человеческого».

И все его ученики отважно распевают вслед за своим учителем песенку археологов: «Вот сдадим все экзамены, и с души упадет, век железный, век каменный, и по бронзе — зачет. И тогда открыты все дороги, по которым проходили ноги...»

Дороги...

— Какое интересное, притягательное и многогранное слово, — говорит Воробьев-Исаев. — В первую очередь это средство сообщения между населенными пунктами, а значит, возможность путешествия, открытия нового, таинственного и неизведанного. Ниточки на карте необъятной страны... Меня они привели в Каргасокский район Томской области. А ведь когда-то я даже не слышал о существовании этих прекрасных мест. Так линия на карте однажды превращается у каждого из нас в линию судьбы, дорогу жизни. И это еще одна грань манящего вдаль слова «дороги». Преодолев почти тысячу километров, я обрел дом, семью, счастье понимания и поддержку.

Алексей Анатольевич пошел по стопам отца. Его всегда манила метафора Ходасевича:


Проходит сеятель

по ровным бороздам.

Отец его и дед

по тем же шли путям.

Сверкает золотом

в его руке зерно,

Но в землю черную

оно упасть должно.


— Казалось бы, понятно и что сеять, и что есть «почва», — размышляет учитель. — Но так много вопросов на этом пути! Первые педагогические удачи, ошибки, сомнения, поиск... В каком направлении работать? Чем заинтересовать? Кому это нужно? Ради чего? Дети, ученики познают мир. Я веду за собой ребят — молодое поколение. Конечно, они пойдут дальше меня, но я должен показать направление, сориентировать, а для этого надо самому знать, куда идти. Другими словами, чтобы учить, надо учиться и постоянно совершенствоваться самому, чтобы воспитать патриотов, надо самому испытывать «скрытую теплоту патриотизма», о которой писал Лев Толстой.

Историка из Каргасокского района тревожит, что современные дети не знают о том, какие поселки находятся рядом, какая природа окружает их через 10-15 км от места проживания. А ведь именно познание лежит в основе любви к малой родине, в основе патриотизма. Многие традиционные способы воспитания не срабатывают, ученикам неинтересно. Значит, убежден педагог, нужно формировать интерес. Будет он, будут проявляться и способности.

Он любит повторять: «История — это здесь и сейчас». Себе и ученикам. 2006 год — первая экспедиция по реке Тым, организованная школой. Маршрут более 700 км. Первое удовлетворение от результатов и поддержка на следующий год управлением образования. Образовательный проект «Сокровища реки Тым» становится районным. Работа кипит: поиск единомышленников, формирование команды из разных школ района, привлечение музейных работников, главного редактора районной газеты. А потом экспедиция — открытие сокровищ родного края (исторических, природных, экономических, культурных), круглые столы с жителями села и собранные материалы, которые на долгие годы могут служить источниками проектно-исследовательской деятельности школьников. Главное, что проект позволил изучать непосредственно жизнь такой, какая она есть на самом деле, с плюсами и минусами, видеть перспективу жизни и развития территории вот уже на протяжении десяти лет, и время важно, ведь образование — это не подготовка к жизни, это сама жизнь.

А жизнь диктует свои условия: экспедиции дорого обходятся и проводить их каждый год невозможно — значит, нужен новый, менее затратный проект. Мозговой штурм с группой единомышленников и — есть идея! — ежегодная образовательная экскурсия-соревнование «Сокровища реки Огненной белки». Взаимодействие «учителя — ученики — жители принимающих населенных пунктов» — вот залог успеха. Экскурсия, лаборатории, мастер-классы, поиск кладов, соревнования, варка ухи... И все это на ура! Но есть и оборотная сторона медали — непонимание, а иногда и неприятие окружающих: «А вам зачем это? Сидите дома, делайте, как все...» Как все? Да, это возможный путь, но Алексея Воробьева-Исаева всегда манил путь поиска, исследования, открытия нового, познания жизни такой, какая она есть... Пусть этот путь тернистый, с переживаниями за ошибки, с сомнениями: «Правильно ли я делаю, создаю ли условия для раскрытия способностей детей, в том ли направлении работаю?» И тут мама девятиклассника спрашивает: «А когда будет Огненная белка? Хочу, чтобы сын участвовал...» Значит, это нужно и детям, и их родителям!

Археологические раскопки — мечта многих. Для Алексея Анатольевича — уникальное образовательное событие. Возможность совершенно нового уровня работы с воспитанниками.

— Понимаю, — отмечает историк, — что именно здесь, в «поле», человек по-настоящему раскрывается. Наглядность, близость и возможность непосредственного прикосновения к живым свидетельствам древности способствует закреплению эмоциональной заинтересованности школьников в познании истории и стимулирует творческий поиск. Однако всегда существует проблема: насколько реальны те реконструкции, которые делают археологи, насколько они соответствуют действительности? Наиболее любопытные и заинтересованные дети неизбежно начинают задавать вопросы. И не всегда простое объяснение их удовлетворяет. Формируется сомнение, а иногда и недоверие. Решение проблемы нахожу в использовании экспериментальной археологии: лепим глиняную посуду, строим традиционные каркасные жилища, готовим рыбу в рыбокоптильне бронзового века, плавим железную руду в сыродутных горнах. Дети осознают себя полноправными участниками новых научных открытий. Это значит, что история перестает быть для них одной из школьных дисциплин, а становится реальным, живым пространством, которое связывает прошлое и настоящее.

Алексей Воробьев-Исаев всегда в поиске смысла, значения исторических событий, применимости исторических знаний в наше сложное время. Поиск исторической истины — противовес негативным процессам современности: событиям на Украине, ревизии фашизма, политике двойных стандартов, информационной войне в Интернете... Считает, что важную роль в этом отношении играет введение историко-культурного стандарта. Однако глубоко убежден, что учитель не должен навязывать готовые идеи или формировать у ребенка удобное мнение, учитель в школе должен выбирать те виды воздействия, создавать такие условия, которые повлияют на ученика, помогут ему адекватно реагировать на педагогическое воздействие.

— Бывает разное, — вздыхает педагог, — например, слезы... После выступления на районной конференции: «Алексей Анатольевич, я больше никогда не буду выступать...» Да, понимаю, как бывает трудно, когда в очередной раз нет результата. Трудно бывает и самому, а ребенку... И этот момент важен: или конец пути, или его продолжение. Остаться равнодушным невозможно, делаю все, чтобы подбодрить, поддержать. Проходит немного времени, и вместо слез — счастливая улыбка и радость от призового места на региональной конференции, а потом и на всероссийской.

Сам он вошел в финальную «пятнашку» на конкурсе. Для него это тоже урок.

— В конкурсе принимал участие ради открытий, — делится Алексей Воробьев-Исаев, — и поиска новых друзей. Конкурс — это уникальная площадка обмена опытом, возможность по-новому, с разных позиций осмыслить собственную деятельность и найти дальнейшие пути саморазвития. Для меня он стал уроком преодоления «непубличности», более углубленным осознанием как своих плюсов, так и минусов, а соответственно и путей самосовершенствования.

В ближайших планах Алексея Анатольевича исследовательская работа со своим 8-м «А» и новый образовательный проект, направленный на развитие и самореализацию одаренных детей в школе. Учитель ценит любознательность, стремление к поиску, многогранность личности, увлеченность делом. У каждого есть свои лучшие качества, именно их и надо в первую очередь развивать, создавая для этого специальные возможности. Жизнь, говорит Воробьев-Исаев, — это дорога. У каждого она своя.

Лора Зуева, «Учительская газета», № 46 от 17 ноября 2015 года



Гущин Д. Д.