На главную страницу
Поддержка сайта: [email protected]

Поддержка конкурса: Консультационная линия
Группа ВКонтакте

Сегодня день рождения:

Владимирова Е. М.
финал конкурса 2014 года

Шаматрина Н. В.
финал конкурса 2017 года

Гаврик О. В.
финал конкурса 2018 года

Иванилова О. А.
финал конкурса 2019 года

Бербенцева М. Б.
финал конкурса 2020 года

Скляниченко Г. А.
финал конкурса 2022 года

 

Информация о конкурсанте

 


Сокровища реки Тым

Не обижайте детей готовыми формулами

Историк Алексей ВОРОБЬЕВ-ИСАЕВ из каргасокской школы-интерната №1 на конкурсе «Учитель года России – 2015» всего-то за один урок заставил шестиклассников поверить в то, что история не просто школьный, пусть и весьма интересный, предмет. И изучать ее по учебникам — это лишать себя и радости приобщения к тайнам бытия, и удовольствия познания собственного предназначения в мире. Исследование своего края, рода, традиций — вот самое увлекательное приключение, право на которое заслужил каждый человек! После урока дети окружили педагога и никак не желали отпускать.

К своему выпускному Алексей Анатольевич практически определился с выбором профессии — он мечтал преподавать литературу. Читал запоем, благо огромная богатейшая отцовская (а он учитель истории!) библиотека позволяла. Ему нравилось все романтическое, рассказы о людях, способных на поступок, о таинственных странах, о событиях, будоражащих сознание. Особенно полюбилась Воробьеву еще с раннего детства энциклопедия Древнего мира. Он часами листал страницы толстенного фолианта и разглядывал картинки. Из чего и как сделан этот сосуд? Что заставило людей придумывать именно такие формы и контуры рисунка? Ему хотелось понять ход мысли старых мастеров, но сопровождающие изображения статьи были столь куцыми! Приходилось искать ответы на свои вопросы в других книгах, в музеях.

Сегодня на его столе труды по этнографии и краеведению. Романы о прекрасных незнакомках и героях без страха и упрека уступили место повествованиям о временах и нравах, которые их породили. Он и сам много путешествует, пытаясь собственными глазами увидеть то, о чем удалось узнать из научных трактатов. А еще Алексей Воробьев-Исаев увлекается шахматами, дайвингом и логическими задачами. Интеллектуальные головоломки Алексей Анатольевич коллекционирует уже лет семнадцать. Тем более веселые обучалки и развивалки — отличные помощники для развития мышления детей.

Сложносочиненная фамилия Алексея Анатольевича сложилась из тандема собственной с фамилией жены Людмилы. Людмила Федоровна, так же как муж, работает учителем истории и обществознания в той же каргасокской школе-интернате №1.

— Во многом, — объясняет Алексей Анатольевич, — мы движемся в одном направлении. Вместе реализуем образовательные проекты, часто совместно руководим ученическими проектами, обсуждаем новые идеи и уроки.

Сыновья Всеслав и Велеслав всегда с ними — в путешествиях, экспедициях, конференциях, на раскопках. Семья для четы Воробьевых-Исаевых — основа жизни.

А вообще для Алексея Анатольевича работа учителя неразрывно связана с исследованием своего края через образовательные экспедиции («Сокровища реки Тым», «Сокровища реки Огненной белки»), археологические раскопки («Шайтанский археологический микрорайон Томской области») совместно с учениками. Особое значение в своей работе он придает проектной деятельности воспитанников. А своим девизом считает слова Антуана де Сент-Экзюпери: «Не обижайте детей готовыми формулами, формулы — пустота; обогатите их образами и картинами, на которых видны связующие нити.

Не отягощайте детей мертвым грузом фактов; обучите их приемам и способам, которые помогут их постигать. Не учите их, что польза главное. Главное — воспитание в человеке человеческого».

И все его ученики отважно распевают вслед за своим учителем песенку археологов: «Вот сдадим все экзамены, и с души упадет, век железный, век каменный, и по бронзе — зачет. И тогда открыты все дороги, по которым проходили ноги...»

Дороги...

— Какое интересное, притягательное и многогранное слово, — говорит Воробьев-Исаев. — В первую очередь это средство сообщения между населенными пунктами, а значит, возможность путешествия, открытия нового, таинственного и неизведанного. Ниточки на карте необъятной страны... Меня они привели в Каргасокский район Томской области. А ведь когда-то я даже не слышал о существовании этих прекрасных мест. Так линия на карте однажды превращается у каждого из нас в линию судьбы, дорогу жизни. И это еще одна грань манящего вдаль слова «дороги». Преодолев почти тысячу километров, я обрел дом, семью, счастье понимания и поддержку.

Алексей Анатольевич пошел по стопам отца. Его всегда манила метафора Ходасевича:


Проходит сеятель

по ровным бороздам.

Отец его и дед

по тем же шли путям.

Сверкает золотом

в его руке зерно,

Но в землю черную

оно упасть должно.


— Казалось бы, понятно и что сеять, и что есть «почва», — размышляет учитель. — Но так много вопросов на этом пути! Первые педагогические удачи, ошибки, сомнения, поиск... В каком направлении работать? Чем заинтересовать? Кому это нужно? Ради чего? Дети, ученики познают мир. Я веду за собой ребят — молодое поколение. Конечно, они пойдут дальше меня, но я должен показать направление, сориентировать, а для этого надо самому знать, куда идти. Другими словами, чтобы учить, надо учиться и постоянно совершенствоваться самому, чтобы воспитать патриотов, надо самому испытывать «скрытую теплоту патриотизма», о которой писал Лев Толстой.

Историка из Каргасокского района тревожит, что современные дети не знают о том, какие поселки находятся рядом, какая природа окружает их через 10-15 км от места проживания. А ведь именно познание лежит в основе любви к малой родине, в основе патриотизма. Многие традиционные способы воспитания не срабатывают, ученикам неинтересно. Значит, убежден педагог, нужно формировать интерес. Будет он, будут проявляться и способности.

Он любит повторять: «История — это здесь и сейчас». Себе и ученикам. 2006 год — первая экспедиция по реке Тым, организованная школой. Маршрут более 700 км. Первое удовлетворение от результатов и поддержка на следующий год управлением образования. Образовательный проект «Сокровища реки Тым» становится районным. Работа кипит: поиск единомышленников, формирование команды из разных школ района, привлечение музейных работников, главного редактора районной газеты. А потом экспедиция — открытие сокровищ родного края (исторических, природных, экономических, культурных), круглые столы с жителями села и собранные материалы, которые на долгие годы могут служить источниками проектно-исследовательской деятельности школьников. Главное, что проект позволил изучать непосредственно жизнь такой, какая она есть на самом деле, с плюсами и минусами, видеть перспективу жизни и развития территории вот уже на протяжении десяти лет, и время важно, ведь образование — это не подготовка к жизни, это сама жизнь.

А жизнь диктует свои условия: экспедиции дорого обходятся и проводить их каждый год невозможно — значит, нужен новый, менее затратный проект. Мозговой штурм с группой единомышленников и — есть идея! — ежегодная образовательная экскурсия-соревнование «Сокровища реки Огненной белки». Взаимодействие «учителя — ученики — жители принимающих населенных пунктов» — вот залог успеха. Экскурсия, лаборатории, мастер-классы, поиск кладов, соревнования, варка ухи... И все это на ура! Но есть и оборотная сторона медали — непонимание, а иногда и неприятие окружающих: «А вам зачем это? Сидите дома, делайте, как все...» Как все? Да, это возможный путь, но Алексея Воробьева-Исаева всегда манил путь поиска, исследования, открытия нового, познания жизни такой, какая она есть... Пусть этот путь тернистый, с переживаниями за ошибки, с сомнениями: «Правильно ли я делаю, создаю ли условия для раскрытия способностей детей, в том ли направлении работаю?» И тут мама девятиклассника спрашивает: «А когда будет Огненная белка? Хочу, чтобы сын участвовал...» Значит, это нужно и детям, и их родителям!

Археологические раскопки — мечта многих. Для Алексея Анатольевича — уникальное образовательное событие. Возможность совершенно нового уровня работы с воспитанниками.

— Понимаю, — отмечает историк, — что именно здесь, в «поле», человек по-настоящему раскрывается. Наглядность, близость и возможность непосредственного прикосновения к живым свидетельствам древности способствует закреплению эмоциональной заинтересованности школьников в познании истории и стимулирует творческий поиск. Однако всегда существует проблема: насколько реальны те реконструкции, которые делают археологи, насколько они соответствуют действительности? Наиболее любопытные и заинтересованные дети неизбежно начинают задавать вопросы. И не всегда простое объяснение их удовлетворяет. Формируется сомнение, а иногда и недоверие. Решение проблемы нахожу в использовании экспериментальной археологии: лепим глиняную посуду, строим традиционные каркасные жилища, готовим рыбу в рыбокоптильне бронзового века, плавим железную руду в сыродутных горнах. Дети осознают себя полноправными участниками новых научных открытий. Это значит, что история перестает быть для них одной из школьных дисциплин, а становится реальным, живым пространством, которое связывает прошлое и настоящее.

Алексей Воробьев-Исаев всегда в поиске смысла, значения исторических событий, применимости исторических знаний в наше сложное время. Поиск исторической истины — противовес негативным процессам современности: событиям на Украине, ревизии фашизма, политике двойных стандартов, информационной войне в Интернете... Считает, что важную роль в этом отношении играет введение историко-культурного стандарта. Однако глубоко убежден, что учитель не должен навязывать готовые идеи или формировать у ребенка удобное мнение, учитель в школе должен выбирать те виды воздействия, создавать такие условия, которые повлияют на ученика, помогут ему адекватно реагировать на педагогическое воздействие.

— Бывает разное, — вздыхает педагог, — например, слезы... После выступления на районной конференции: «Алексей Анатольевич, я больше никогда не буду выступать...» Да, понимаю, как бывает трудно, когда в очередной раз нет результата. Трудно бывает и самому, а ребенку... И этот момент важен: или конец пути, или его продолжение. Остаться равнодушным невозможно, делаю все, чтобы подбодрить, поддержать. Проходит немного времени, и вместо слез — счастливая улыбка и радость от призового места на региональной конференции, а потом и на всероссийской.

Сам он вошел в финальную «пятнашку» на конкурсе. Для него это тоже урок.

— В конкурсе принимал участие ради открытий, — делится Алексей Воробьев-Исаев, — и поиска новых друзей. Конкурс — это уникальная площадка обмена опытом, возможность по-новому, с разных позиций осмыслить собственную деятельность и найти дальнейшие пути саморазвития. Для меня он стал уроком преодоления «непубличности», более углубленным осознанием как своих плюсов, так и минусов, а соответственно и путей самосовершенствования.

В ближайших планах Алексея Анатольевича исследовательская работа со своим 8-м «А» и новый образовательный проект, направленный на развитие и самореализацию одаренных детей в школе. Учитель ценит любознательность, стремление к поиску, многогранность личности, увлеченность делом. У каждого есть свои лучшие качества, именно их и надо в первую очередь развивать, создавая для этого специальные возможности. Жизнь, говорит Воробьев-Исаев, — это дорога. У каждого она своя.

Лора Зуева, «Учительская газета», № 46 от 17 ноября 2015 года



Гущин Д. Д.