На главную страницу
Поддержка сайта: [email protected]

Поддержка конкурса: Консультационная линия
Группа ВКонтакте

Сегодня день рождения:

Владимирова Е. М.
финал конкурса 2014 года

Шаматрина Н. В.
финал конкурса 2017 года

Гаврик О. В.
финал конкурса 2018 года

Иванилова О. А.
финал конкурса 2019 года

Бербенцева М. Б.
финал конкурса 2020 года

Скляниченко Г. А.
финал конкурса 2022 года

 

Информация о конкурсанте

 


Терпение и везение могут быть бесконечными

Увидеть свои сильные и слабые стороны Елене Кочетовой помог конкурс

Возвращаясь из Москвы с конкурса, Елена Александровна КОЧЕТОВА чувствовала себя самым счастливым человеком. Она вошла в «пятнашку», познакомилась с удивительными людьми-коллегами, многие из которых стали друзьями, услышала профессионалов самого высокого класса, побывала в Сочи. Казалось, жизнь преподнесла ей так много подарков, что не стоит ждать чего-то более грандиозного. Однако впереди ее ожидал еще один сюрприз.

Елена Александровна, как счастливый сон, вспоминает встречу, которую ей приготовили коллеги и ученики по возвращении с конкурса:

— Встреча была незабываемой. Такое внимание дорогого стоит. В школьном вестибюле к моему приходу выстроились мои восьмиклассники, а перед ними теперешние четвероклассники. У детей в руках были розы, поочередно белая — красная. Когда я вошла в вестибюль, дети закричали: «Поздравляем!» и подарили цветы. Букеты были огромными, необыкновенными! Я передала их родителям моего класса и подошла к директору и завучам, которые встречали меня караваем с солью. Каравай этот испекла шеф-повар накануне моего приезда. За администрацией стоял наш педколлектив, все меня поздравляли, обнимали, говорили самые теплые слова! Мы смеялись и плакали одновременно.

Да, это был пик профессионального признания, любви, доверия — настоящее учительское счастье, которое далеко не каждому педагогу выпадает. Но чтобы взойти на эту вершину, Елене Александровне пришлось много потрудиться, многое преодолеть. Как и всем остальным участникам конкурса. Во время подготовки многих конкурсантов, особенно женщин, имеющих семьи, преследует ощущение постоянной нехватки времени. Елене Александровне тоже все время казалось, что она ничего не успеет. Ведь от уроков, проверки тетрадей, заполнения журналов, подготовки к рабочему дню невозможно освободиться на весь год, пока идут конкурсные испытания. Но, несмотря на все опасения, она в этот период успевала намного больше, чем обычно. Время словно волшебным образом растягивалось.

— Я убедилась в истинности пословицы «терпение и труд все перетрут», узнала на своем собственном примере, что при катастрофической нехватке времени оно начинает удлиняться. А еще поверила в то, что во время испытаний человеку обязательно приходит помощь.

Незаменимым помощником в период подготовки к конкурсу стал супруг Елены Александровны. Он оказывал не только моральную поддержку. Огромен его вклад в создание сайта, в работу над презентациями. Часами он искал в Интернете картинки, статьи, разработки уроков и классных часов, стоически переносил «перебои» в домашнем питании (не всегда был сварен обед), сам гладил свои рубашки. Он стал третьим участником команды учителей года. Лидером команды, безусловно, можно считать завуча лицея Маргариту Борисовну Кудашкину, коллегу, друга и наставника.

— С таким умным, опытным, волевым, настойчивым и неунывающим человеком можно свернуть любые горы! Даже конкурс «Учитель года»! С моим завучем вместе мы прошли все этапы этого конкурса — от подготовительного до заключительного! И поняли, что нам все под силу! — рассказывает Елена Александровна.

Я не могла не спросить, что нового моя собеседница узнала о себе за последний год, во время конкурсного марафона. Елена Александровна ответила честно, без тени рисовки:

— Конкурс выявил мои сильные и слабые стороны. Мне довольно легко дался конкурсный урок, потому что я практик, слышу и понимаю детей, в тесном контакте существую с ними на уроке, могу подготовить урок и преподнести его так, как задумано. Но вот в дискуссиях и круглых столах мне было трудно участвовать. Возможно, оттого, что я редко читаю современные научные статьи, публицистику, мало слушаю выступления ученых и сама не стремлюсь принимать участие в подобного рода открытых дискуссионных мероприятиях.

Если бы сегодня Елену Александровну попросили дать совет будущему участнику конкурса «Учитель года», как сгладить трудности участия в конкурсе, она бы посоветовала в оставшееся до конкурса время и после него читать и анализировать статьи о современном образовании, о его проблемах и победах.

Сказав об этом, Елена Александровна добавила:

— А лучшее издание для этого — «Учительская газета». В ней найдешь все, что нужно для самообразования.

Еще я спросила Кочетову, как она преодолевала волнение во время конкурса. И получила неожиданный ответ:

— Тут я не дам совета. Я никак волнение не преодолевала. Оно мне, по сути, не мешало. Напротив, держало меня в тонусе, не давало опустить руки. Но здоровье тем не менее свое нужно беречь! И до конкурса, и сегодня я принимаю витаминно-минеральные комплексы, делаю ежедневно зарядку утром, вечером занимаюсь шейпингом. Что дает физические силы, каждый человек знает про себя сам. Кому-то полезны походы, кому-то — лыжи, кому-то — грибная охота или работа в саду. Но от всего, что дает энергию, ни в коем случае нельзя отказываться, иначе подпитки не будет. Ну и конечно, есть слово «надо». Я, например, точно знала, что участие в конкурсе нужно не только мне, моей школе, но городу, республике. И раз уж взялась за дело, нужно было показать себя с лучшей стороны, а для этого надо было стараться и чем-то жертвовать.

Все, что я услышала от Елены Александровны, хорошо вписывалось в классический образ всесильной, мудрой и прекрасной русской женщины, которая и коня остановит, и в горящую избу войдет, и в конкурсе победит, когда будет нужно. Хотя моя героиня родилась на Украине, в Херсонской области, в легендарной Каховке на берегу Днепра. Всем сердцем любит она бескрайние украинские степи, грозный Днепр, жаркое солнце. Сколько поэзии в ее рассказе о родине! Символом родины и детства стали для нее аромат цветущих растений и кофе из кафе первого этажа бабушкиного дома.

— Бабушки и деда давно нет в живых, квартира трехэтажного дома стоит пустая, да и Украина уже не та, — с грустью говорит она.

Отец Елены Александровны по образованию музыкант — саксофонист, но жизнь заставила его работать на железной дороге. Он перевозил по всему СССР различные грузы в холодильных установках — рефрижераторах.

— Во всех республиках бывшего Союза у него есть тайные местечки с «кладами», тайные тропы, любимые скамейки. Отец заказал себе на 80-летний юбилей в качестве подарка от родных билет от Калининграда до Владивостока и обратно, чтобы вспомнить в пути молодость, стук колес и те дальние дали, которым он посвятил свою жизнь, — говорит Елена Александровна.

Мама моей героини — учитель русского языка и литературы. Она уже на пенсии, но чтение художественной литературы остается для нее любимым времяпрепровождением. Литературу Елена Александровна полюбила в детстве. Да и в школе ей повезло с учителями. Всегда было интересно, легко и радостно учиться. Может быть,еще и потому, что она сама росла очень прилежной, ответственной и успешной девочкой. С 4-го по 10-й класс бессменно возглавляла сначала пионерский отряд, а затем классную комсомольскую организацию. Скорее всего именно эта общественная работа и повлияла на выбор профессии. В Мордовский пединститут имени М.Е.Евсевьева на факультет дефектологии она поступала два раза. В первый раз недобрала 1 балл. Год пришлось работать в детском саду няней. Во второй год поступила.

Спрашиваю: «Почему на дефектолога?»

— Я хотела работать логопедом в больнице с афазиками — людьми, которые после инсульта или черепно-мозговой травмы теряли речь. Но кроме логопедии мы изучали еще и олигофренопедагогику — обучение умственно отсталых детей.

Логопедом Кочетовой быть не пришлось ни дня. Она, кстати, очень об этом сожалеет. В годы перестройки трудно было устроиться по специальности. Поэтому она пришла работать в начальные классы, в класс коррекции. Более 10 лет учила детей с задержкой психического развития.

— Мне очень нравилось работать с ними. Их прогресс при правильно поставленной работе даже более заметен, чем с ребятами так называемой возрастной нормы, — считает Елена Кочетова. — Я бы так и продолжала работать в подобных классах, но их, к сожалению, закрыли. Тем не менее именно там я стала учителем. Мне очень помогли мои замечательные наставники — Беспалов Виктор Сергеевич, завуч школы №31, куда я пришла работать после вуза, и психолог этой школы Солдаткина Людмила Федоровна. У нас была настоящая творческая команда единомышленников. Сколько идей, разработок уроков, открытых мероприятий было проведено и пережито вместе с ними! В этой школе я почувствовала, что «становлюсь на крыло».

Очень многое дала Елене Александровне учитель начальных классов Кузьмина Марина Юрьевна, ставшая на всю жизнь подругой и советчицей. Теперь она работает в одной из ведущих школ Ставрополя.

Вот уже 8-й год Кочетова работает в физико-математическом лицее №4 города Саранска. Здесь она встретила коллег, которые готовы всегда прийти на помощь и поделиться своими знаниями и опытом. Сейчас у нее выпускной 4-й класс. О своих детях Елена Александровна говорит с материнской любовью:

— Шумные, яркие, творческие, сообразительные дети. К ним нельзя прийти на урок неподготовленной, или нездоровой, или с плохим настроением. Поэтому каждый день я, как и мои четвероклассники, готовлюсь к урокам — решаю задачи, примеры, пишу сочинения, создаю презентации для интерактивной доски, провожу предварительные опыты по окружающему миру (вдруг не пойдет что-то на уроке?..) и много-много читаю: и методическую, и научно-познавательную, и художественную литературу, и, конечно, периодику, а прежде всего — «Учительскую газету»!

Вера Кострова, «Учительская газета», № 04 от 26 января 2016 года



Гущин Д. Д.