На главную страницу
Поддержка сайта: [email protected]

Поддержка конкурса: Консультационная линия
Группа ВКонтакте

Сегодня день рождения:

Владимирова Е. М.
финал конкурса 2014 года

Шаматрина Н. В.
финал конкурса 2017 года

Гаврик О. В.
финал конкурса 2018 года

Иванилова О. А.
финал конкурса 2019 года

Бербенцева М. Б.
финал конкурса 2020 года

Скляниченко Г. А.
финал конкурса 2022 года

 

Информация о конкурсанте

 


Вертикальный взлет

Ольга Рычкова смогла сделать невозможное!

Зачем участвовать в конкурсах? Особенно в таких сложных и энергоемких, как «Учитель года», где даже муниципальный этап требует от конкурсанта много сил и нервов, а чем дальше в лес, тем больше дров... Многие учителя даже помыслить не могут себя в роли участника. И правда, роль эта не для каждого. Зато все, кто проходит через конкурс, начинают иначе смотреть не только на школу в целом, но и на себя самих. Что-то новое каждый в себе открывает.

Так я думала, готовясь к встрече с моей героиней. Ольга Рычкова, которую я спросила о том, что нового она узнала о себе, не ответила на мой вопрос. Скорее всего потому, что конкурс не самое серьезное испытание в ее жизни. Были и другие, гораздо более серьезные. Поэтому скромность и одновременно достоинство, с которым она держалась в Казани и Москве, обратили на себя внимание и участников, и членов жюри. «Ее внешний облик говорит о внутренней глубине, цельности и душевном богатстве», — говорил об Ольге один из них. «Достаточно посмотреть в ее глаза, чтобы понять, что человек проходит очень сложный жизненный путь», — вторил ему другой. «Она нас просто загипнотизировала!» — признавался третий.

Лауреат «Учителя года – 2005» Дмитрий Скурихин, земляк Ольги, бессменный председатель клуба «Учителей года Кировской области», принимавший участие в ее подготовке к Всероссийскому конкурсу, не скрывал радости и гордости: «Оля смогла открыть себя другим людям за очень короткий срок конкурсных испытаний. Оля невыразимо харизматичная! Она и на областном конкурсе очень достойно себя держала, о ней можно было сказать словами Булгакова: «Вот что значит кровь!» У нее огромная способность к самореализации. Все это было внутри и прекрасным образом выплеснулось наружу».

Не только земляки-«пеликаны», все учителя Кировской области ликовали, когда стало известно, что Ольга вошла в пятерку победителей. Такого еще не было в истории вятского образования. В «пятнашку» кировские учителя попадали не раз, но так высоко не поднимался никто из них. Педагогический Эверест покорила женщина, мало того, учитель сельской школы, расположенной в самой глубинке. В этом все ощутили особый смысл, почувствовали особую значимость победы.

Так кто же она, хрупкая женщина с огромными и немного грустными глазами, сумевшая сделать то, что ни одному мужчине оказалось не под силу?

Ольга Рычкова родилась в том же самом поселке Кобра Нагорского района Кировской области, где живет и сейчас, училась в той же самой школе, в которой сейчас работает. Ее мама и папа родом из этого же поселка. Оба работали в Кобринском леспромхозе. Хотя поселок расположен на самой окраине севера Кировской области, в глухих непроходимых лесах недалеко от границы с Республикой Коми (традиционного места ссылки «социально опасных элементов» — раскулаченных, дворян и интеллигенции), Кобринский леспромхоз не относился к системе исполнения наказаний. Это было обычное лесозаготовительное хозяйство, обеспечивавшее работой почти все население поселка. Доходы хозяйства позволяли содержать и детский сад, и школу, и дом культуры. Лишь в годы перестройки оно прекратило свое существование, хотя лес вокруг Кобры так и продолжал и продолжает расти. По мнению Ольги, главной причиной прекращения деятельности было неумение вести хозяйство в рыночных условиях.

Отсутствие работы повлекло за собой разрушение инфраструктуры, в районе уже несколько лет наблюдается отток населения. Материальную базу школы можно назвать если не скудной, то весьма скромной. Интернет плохой, о том, чтобы поговорить по скайпу, остается только мечтать.

— Но жизнь продолжается, в школе учатся дети, и нельзя, ссылаясь на ситуацию, снижать уровень своего профессионализма, — считает Ольга. — Наоборот, она (ситуация) подталкивает каждого из нас к дополнительным усилиям. Шансы наших учеников должны быть соотносимы с возможностями выпускников крупных городских школ. Мы не можем допустить, чтобы дети чувствовали себя ущемленными.

В Ольге Валерьевне и ее коллегах говорит не гордыня, а чувство ответственности за судьбы юных земляков и, опять же повторюсь, глубокое внутреннее достоинство. Педагоги Кобринской школы относятся к избранному делу со всей серьезностью, и это вызывает уважение. Такими их воспитали родители, учителя.

Педагоги сыграли свою роль и в том, что Ольга выбрала их стезю. Подсознательное желание связать свою жизнь с педагогикой проявлялось у нее еще в дошкольном возрасте, когда по вечерам дома в своей комнате она проигрывала прошедший день, выступая в роли воспитателя. Потом, когда училась в начальных и средних классах, стремление посвятить себя детям окрепло. Однако к моменту выпуска из школы, видимо, не без влияния ровесников, нацеленных на широкие перспективы, Оля захотела связать свою жизнь с производственной сферой. Подобные искушения знакомы многим выпускникам, однако, как показывает опыт общения с лучшими педагогами, человек, у которого на роду написано работать в школе, рано или поздно выруливает на свою стезю. Словно сама судьба его туда подталкивает.

Вот и Ольга в последний момент, не получив от предприятия обещанный договор, была вынуждена поменять планы: ей оставалось поступить туда, куда она прошла бы точно, без всяких направлений и договоров, — в Вятский педагогический на матфак.

Сама Ольга Валерьевна так рассказывает об этом:

— Если бы я принимала решение о педагогическом не спонтанно, если бы обдумала его более тщательно, то скорее всего выбрала бы географию. Это мой самый любимый школьный предмет, и сейчас я понимаю, почему я его так любила. Его вела в нашей школе Маргарита Владимировна Двоеглазова, учитель милостью Божией.

Но судьба повела Ольгу в другом направлении, и думается, не случайно. На математическом факультете ей тоже встретились прекрасные педагоги, увлеченные своим делом яркие личности.

— На всю жизнь как образец для подражания в памяти остались мои преподаватели. Особенно я благодарна Августе Петровне Шиховой, которая вела у нас одну из математических дисциплин, и Нелли Вячеславовне Копысовой, преподавателю немецкого языка.

Студенческие годы Ольги и ее сокурсников пришлись на нелегкие 90-е. И у них, и у страны в целом начиналась во всех отношениях взрослая жизнь. Молодые люди учились не только профессии, но и пониманию свободы, а значит, и ответственности. Но студенческие годы чудесны и незабываемы во всякое время, в любой ситуации. Несмотря на большой объем заданий для домашней самостоятельной работы (а основным источником информации были книги из городских библиотек), студенты Вятского педагогического вели бурную и активную жизнь: регулярно устраивались спортивные соревнования между факультетами, вылазки всем курсом на природу по выходным, концерты, КВН.

Первую педагогическую практику моя героиня проходила в летнем загородном лагере в роли помощника вожатого. Прошло «боевое крещение» довольно легко — Ольга не смогла почувствовать всей прелести учительской профессии. Первая практика непосредственно в школе проходила в 5-х классах.

— С нами, группой студентов, работала учитель математики, которая вела уроки во всей параллели — в четырех пятых классах. Мы смотрели на нее с восхищением, пытаясь понять, как урок по одной теме она умудряется всякий раз провести по-разному, учитывая особенности каждого класса. Сегодня я тоже так умею, — улыбается Ольга Валерьевна.

Следующая практика, проходившая в старших классах, была уже гораздо более серьезной. Кроме обязательных уроков с их полным разбором пришлось какое-то время заменять отсутствующих учителей математики и вести большое количество уроков по-настоящему, «по-взрослому» готовиться и находить общий язык с каждым из учеников.

Кроме того, практикантам представилась возможность поработать с детьми, обучающимися на дому, — там другая степень ответственности за результат своей работы.

Именно в период практики Ольге Валерьевне стало понятно, что кроме предметного содержания существует множество других основ учительской профессии, куда более важных.

— Главное — понять, принять конкретного ребенка, учесть его жизненную ситуацию, — поясняет она. — Я начала тогда разбираться, что такое «индивидуальный подход». Мой первый педагогический опыт показал, что дети мгновенно реагируют на все: сразу высвечиваются не интересные им моменты урока, непонятное объяснение материала, нежелание коммуникации.

Оглядываясь назад, Ольга говорит о том, что среди ее уроков, проведенных в студенческий период, наверняка были нелепые, но ни разу она не усомнилась в том, что профессию она выбрала правильно.

После окончания университета с дипломом учителя математики и информатики она приехала в свой поселок и работает в родной школе уже 18-й год.

— Не очень запомнился первый урок. Помню лишь, что он был в 11-м классе и что в течение всего урока дети меня просто рассматривали. Но благодаря тому, что весь первый год мои уроки посещали завуч и директор, которые делали замечания, давали методические советы, я чувствовала себя все более уверенно. Кроме того, у меня была возможность бывать на уроках старших коллег. Это тоже обогащало в методическом плане.

Но учеба и накопление методического опыта происходило не только в первые годы работы. Оно не прекращалось, поэтому и результат, который Ольга Валерьевна выдала на конкурсе, высоко оценили все. Даже Виктор Садовничий назвал урок Рычковой прекрасным.

— Конечно, большинство молодых учителей в основном разбираются в содержании своего предмета. Через пару лет содержание освоено, но появились новые технологии. Освоили методы и приемы, появилось новое оборудование... Подготовка учителя к урокам бесконечна, сколько бы лет он ни работал в школе.

Тяжелых дней у учителя не бывает, считает моя героиня. А если предстоит большой объем работы, значит, этот день важный. Важный, потому что все, что необходимо успеть сделать, кому-то очень необходимо. Это и есть мотивация, силы, источник энергии.

Конкурс удивил Ольгу Валерьевну количеством молодых участников и тем, что учителя с небольшим стажем работы демонстрировали высокий уровень профессионализма.

— Например, Юлия Симакова, самая молодая участница, уже имеет три высших образования, абсолютный победитель Сергей Кочережко, один из самых молодых участников, работает над диссертацией. Многие учителя участвуют в различных российских и международных научных проектах. С такой молодежью можно надеяться только на расцвет нашего российского образования.

Новые друзья и коллеги — это замечательно. Но Ольга Валерьевна ценит и старых друзей и коллег. За нее болели очень многие: не только семья, коллеги, ученики, их родители, но и многие люди, живущие в ее районе, не имеющие к образованию непосредственного отношения. Ее очень тепло встретили в школе, поздравляли многие односельчане.

— Моя победа — это победа и тех людей, которые мне очень помогли при подготовке к конкурсу. С огромной благодарностью называю их имена: Павел Михайлович Горев, Елена Николаевна Печенкина, Дмитрий Анатольевич Скурихин, Константин Шутов. Спасибо всем, кто верил, поддерживал, следил за конкурсными событиями.

Вера Кострова, «Учительская газета», № 08 от 23 февраля 2016 года



Гущин Д. Д.