На главную страницу
Поддержка сайта: [email protected]

Поддержка конкурса: Консультационная линия
Группа ВКонтакте

Сегодня день рождения:

Овчаренко К. П.
финал конкурса 2014 года

Горанько Е. К.
финал конкурса 2012 года

Сараева Т. П.
финал конкурса 2005 года

Лубнина  И. Л.
финал конкурса 2006 года

Дерин В. В.
финал конкурса 2016 года

Штифанова И. А.
финал конкурса 2017 года

Щеглов Н. С.
финал конкурса 2018 года

Смирнов А. П.
финал конкурса 2019 года

 

Информация о конкурсанте

 


На плечах гигантов

Сначала учишься хорошо делать сам и только потом учишь других

Самые важные моменты в жизни Марина Николаевна Горбанева, учитель года Калмыкии, связывает... с чемоданом. Он ее молчаливый спутник в путешествиях. Поездки разные: летние — в отпуск, каникулярные — к маме и, конечно же, профессиональные.

Поездки для участия в научно-практических конференциях по проблемам преподавания физики и нанотехнологий дают учителю Элистинского лицея возможность быть в курсе современных требований общества. Участие в работе научно-технической лаборатории ФАБЛАБ на базе Санкт-Петербургского политехнического университета — это новые импульсы для организации проектной деятельности. Профильные лагеря нанограда программы «Школьная лига Роснано» стали потребностью и для Марины Николаевны, и для ее учеников. А встречи с мамой всегда превращаются в педсоветы: рассказы о детях, удачных и неудачных уроках, неординарных ситуациях, споры о методах обучения и воспитания молодежи. В одном взгляды двух поколений педагогов совпадают: современных людей с новым мышлением и отношением к жизни учить нужно по-новому.

— У Исаака Ньютона есть такое выражение: «Если я и видел дальше других, то только потому, что стоял на плечах гигантов», — говорит Марина Николаевна. — Благодаря маме я определилась с профессией, но это был мой выбор. Благодаря школе, хорошему самообразованию и увлечению физикой поступила в Ростовский, затем в Калмыцкий государственный университет. Благодарна моим преподавателям-профессионалам, верным делу и долгу, они помогли утвердиться в выборе. Элистинские средняя школа №14 и классическая гимназия, где начинала, лицей, в котором работаю уже девятый год, для меня просто подарки судьбы: добрые традиции, учителя, умеющие хорошо учить и неординарно воспитывать своих учеников, бережно развивая индивидуальность каждого.

В путешествиях Марина Николаевна не только лучше узнает, казалось бы, хорошо знакомых детей, черпает новое для активного внедрения в работу, но и находит почву для серьезных размышлений о том, что дорого и важно. Главное в них — встречи с людьми, а значит, новые жизненные уроки. Прошлой осенью в поезде Волгоград — Санкт-Петербург учителя и его команду поразил попутчик — добродушный калмык за 60. Он для всех нашел доброе слово — уставшую проводницу подбодрил, девушке пожелал встретить надежного друга. Увидев отца с ребенком лет пяти, с радостью протянул 100 рублей.

— В общем-то, традиционный калмыцкий белг, подарок. Но незнакомой девчушке, и от души, от сердца, с радостью и уважением к молодому отцу и подрастающему человеку! — восхищается педагог. — Эта встреча заставила меня задуматься о своей миссии в жизни. Какова цель учителя, входящего в класс? Дать ученику определенный набор знаний? Их сумма всегда ограничена... Научить истине? Но я не носитель истины. Что нужно современному молодому человеку в этом динамично меняющемся мире, чтобы найти себя? Интеллигентность, чуткость души? Знание? Да, наверное. Но какое?

Начало работы Марины Николаевны в школе совпало с наступлением нового века. Именно любимая физика помогает ей выстраивать взаимоотношения с ребятами на языке современных технологий и науки:

— Уроки физики формируют у моих учеников умение применять в повседневной жизни полученные знания законов механики, электродинамики, термодинамики и тепловых явлений с целью интеграции в сложный техногенный мир.

Горбанева — одна из первых калмыцких учителей, кто обратился к нанотехнологиям. К этому подтолкнуло и место работы: Элистинский лицей — первое инновационное учебное заведение Калмыкии. Нынче ему исполнилось 25 лет, десять из которых он является региональным отделением Малой академии наук в городе Обнинске. С 2012 года Марина Николаевна координирует сетевой проект «Школьная лига Роснано» по обогащению естественно-научных предметов — физики, химии, биологии, информатики.

— Участие в межпредметных проектах ШЛР дает детям понимание целостности окружающего мира: на разрозненных уроках они не схватывают общих понятий, методов и способов деятельности, — объясняет педагог. — Для меня это возможность преодоления несогласованности программ. Идея интеграции помогает увязать учебный материал с жизнью, увидеть пользу и практическое воплощение изучаемого. Главное — ШЛР помогает углубить процесс познания учеников и учителей.

На уроках Марина Николаевна использует разработки ШЛР для погружения в современную науку. Например, экскурсию по атомной электростанции ребята совершили прямо в кабинете физики — виртуально, заранее скачав на гаджеты программу «АЭС на ладони». Идею проведения урока физики в 8-м классе «Экономия начинается с освещения» учителю физики подсказали книга из медиатеки ШЛР и жизнь: конечно же, школьники рассчитывали самый экономичный способ освещения двухкомнатной хрущевки, изучая преимущества и недостатки электроприборов. Вместе с учителем дети учатся искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, воспринимать, перерабатывать и предъявлять ее в разных формах, выделять основное содержание текста, делать выводы и в конце концов решать проблемы. Не менее ценно, что командная работа помогает слышать и слушать друг друга, анализировать позицию собеседника, вычленять тезисы и антитезисы, искать аргументы для их подтверждения или опровержения.

— Нельзя воспитывать, не передавая знания. Нельзя передавать знания, не воспитывая, — считает учитель. — Думаю, что нужно стремиться не к идеалу человека, а к образу жизни, формирующему свободное развитие каждого человека. Важно научить человека мыслить самостоятельно, тогда он не перестает учиться всю жизнь независимо от профессии, не прячась за устаревшими правилами, обгоняя своих учителей и самого себя. Поэтому применяю различные способы организации урочной и внеурочной деятельности: работу в группах, творческие задания по параллелям и по профилям, игровые ситуации, мощным инструментом обучения работе в команде считаю выполнение научных и социальных проектов, совместное проведение мероприятий. Использую художественную литературу, фольклор, рассматриваю примеры из повседневной жизни, делаю исторические экскурсы. Читая труды ученых, обязательно рассматриваю их жизненный путь, нравственные качества и поступки.

Большинство выпускников Марины Николаевны поступает в ведущие технические вузы страны: МГУ, МФТИ, МГТУ им. Баумана, МИФИ, МИСиС. Она сама разработала спецкурс «Удивительный мир нанофизики», который включен в учебный план 10-го класса. В прошлом году Элистинский лицей получил статус федеральной инновационной площадки. Второй год лицей является региональной площадкой проведения отборочного и первого туров Московской олимпиады школьников по физике. А после уроков лаборатория «Элистинский лицей в ШЛР» под руководством Горбаневой пропагандирует передовые научные знания:

— В фестивале экспериментов в рамках предметной недели из каждого класса участвуют пять представителей с опытами по определенному разделу физики, — рассказывает Марина Николаевна. — Желание провести мероприятие на высоком уровне и показать красоту физики объединяет и сплачивает ребят. Наглядный пример — флешмоб «Нано — это мы!». Идея заключалась в фотосъемке каждого класса в форме буквы из названия мероприятия, причем в разных костюмах. Теперь каждый учащийся и педагог может видеть в фойе первого этажа баннер с фотографиями и найти себя на нем. Когда мне трудно придумать оригинальный подход к проведению предметных недель и значимых дат, я привлекаю к организации детей и родителей. И это работает! Я очень радуюсь креативным идеям ребят, вдохновляюсь сама, когда вижу результат и горящие глаза детей и взрослых.

Участвуя в программах лиги, ребята, под руководством своего педагога выиграв 3 гранта в конкурсе молодежных социокультурных проектов, изготовили раздаточные материалы для обучения калмыцкому языку, провели цикл развивающих занятий для детей из малообеспеченных семей, открыли клуб робототехники «КРЭЛ». «КРЭЛ» — место, где фонтанируют идеи, бродят невероятные гипотезы и приходят неожиданные решения. Его пространство будто пропитано энергией сотрудничества, открытостью, радостным отношением к жизни.

— Кстати, в брожении идей и принятии решения мое мнение не последняя инстанция, и это мне нравится! — признается педагог. — Я давно взяла за правило: идеи учеников не отвергать, какими бы нелепыми они ни были, иначе перестанут мыслить самостоятельно. Моя задача — развивать вместе с учениками эти идеи, пока в них не откроется что-то новое. Ведь главная цель внеурочной работы, как и урока, — воспитание и развитие личности.

Уже само создание клуба «КРЭЛ» можно считать серьезным результатом труда учителя, потому что отправной точкой здесь стало именно желание детей. Вместе они разработали проект «Вдохнем жизнь в роботов» для внедрения робототехники в любимый лицей. Изучали теорию, деятельность подобных клубов в России, установили рабочие контакты с компанией по производству конструкторов «Матрешка», прошли обучение в Санкт-Петербургском политехе. Каждую пятницу кабинет физики превращается в лабораторию по конструированию роботов. Здесь родились электронные человечки — Ромка и его подружка ВАЛЛЯ. Одиннадцатиклассник Бадма Зубов создал спасательную систему для мультикоптера. Десятиклассник Егор Шпитько разработал научно-популярную лекцию с наглядными макетами «История робототехники». Ребята сами проводят занятия в лицее и других образовательных учреждениях. Главный результат, по мнению Марины Николаевны, не только приобретение начальных инженерных знаний, но и самореализация учеников, утверждение в роли создателей.

— Работать учителем в лицее очень сложно, трудно и ответственно, — говорит Марина Николаевна. — Помогает мое педагогическое кредо: «Все начинается с любви: и озаренье, и работа, глаза цветов, глаза ребенка — все начинается с любви». Согласитесь: педагогическая концепция может быть воплощена в жизнь при одном главном условии — обучая детей, надо уважать их и принимать такими, какие они есть, защищать любовью. Стараюсь сначала научиться хорошо делать то, чему хочу научить других, и только потом учить. Конкурс «Учитель года», который стал для меня настоящим профессиональным испытанием, помог по-новому взглянуть на свою деятельность, многое узнать, понять и обобщить. Не хочу останавливаться на достигнутом — я увлеченный и увлекающийся человек, а впереди еще столько неизведанного!

Наталья Яковлева, «Учительская газета», № 18 от 3 мая 2016 года



Гущин Д. Д.