На главную страницу
Поддержка сайта: [email protected]

Поддержка конкурса: Консультационная линия
Группа ВКонтакте

Сегодня день рождения:

Юдкина О. Г.
финал конкурса 2012 года

Георгиева Т. Г.
финал конкурса 2015 года

Ускова Н. В.
финал конкурса 2005 года

Зорина Г. Г.
финал конкурса 2008 года

 

Информация о конкурсанте

 


На плечах гигантов

Сначала учишься хорошо делать сам и только потом учишь других

Самые важные моменты в жизни Марина Николаевна Горбанева, учитель года Калмыкии, связывает... с чемоданом. Он ее молчаливый спутник в путешествиях. Поездки разные: летние — в отпуск, каникулярные — к маме и, конечно же, профессиональные.

Поездки для участия в научно-практических конференциях по проблемам преподавания физики и нанотехнологий дают учителю Элистинского лицея возможность быть в курсе современных требований общества. Участие в работе научно-технической лаборатории ФАБЛАБ на базе Санкт-Петербургского политехнического университета — это новые импульсы для организации проектной деятельности. Профильные лагеря нанограда программы «Школьная лига Роснано» стали потребностью и для Марины Николаевны, и для ее учеников. А встречи с мамой всегда превращаются в педсоветы: рассказы о детях, удачных и неудачных уроках, неординарных ситуациях, споры о методах обучения и воспитания молодежи. В одном взгляды двух поколений педагогов совпадают: современных людей с новым мышлением и отношением к жизни учить нужно по-новому.

— У Исаака Ньютона есть такое выражение: «Если я и видел дальше других, то только потому, что стоял на плечах гигантов», — говорит Марина Николаевна. — Благодаря маме я определилась с профессией, но это был мой выбор. Благодаря школе, хорошему самообразованию и увлечению физикой поступила в Ростовский, затем в Калмыцкий государственный университет. Благодарна моим преподавателям-профессионалам, верным делу и долгу, они помогли утвердиться в выборе. Элистинские средняя школа №14 и классическая гимназия, где начинала, лицей, в котором работаю уже девятый год, для меня просто подарки судьбы: добрые традиции, учителя, умеющие хорошо учить и неординарно воспитывать своих учеников, бережно развивая индивидуальность каждого.

В путешествиях Марина Николаевна не только лучше узнает, казалось бы, хорошо знакомых детей, черпает новое для активного внедрения в работу, но и находит почву для серьезных размышлений о том, что дорого и важно. Главное в них — встречи с людьми, а значит, новые жизненные уроки. Прошлой осенью в поезде Волгоград — Санкт-Петербург учителя и его команду поразил попутчик — добродушный калмык за 60. Он для всех нашел доброе слово — уставшую проводницу подбодрил, девушке пожелал встретить надежного друга. Увидев отца с ребенком лет пяти, с радостью протянул 100 рублей.

— В общем-то, традиционный калмыцкий белг, подарок. Но незнакомой девчушке, и от души, от сердца, с радостью и уважением к молодому отцу и подрастающему человеку! — восхищается педагог. — Эта встреча заставила меня задуматься о своей миссии в жизни. Какова цель учителя, входящего в класс? Дать ученику определенный набор знаний? Их сумма всегда ограничена... Научить истине? Но я не носитель истины. Что нужно современному молодому человеку в этом динамично меняющемся мире, чтобы найти себя? Интеллигентность, чуткость души? Знание? Да, наверное. Но какое?

Начало работы Марины Николаевны в школе совпало с наступлением нового века. Именно любимая физика помогает ей выстраивать взаимоотношения с ребятами на языке современных технологий и науки:

— Уроки физики формируют у моих учеников умение применять в повседневной жизни полученные знания законов механики, электродинамики, термодинамики и тепловых явлений с целью интеграции в сложный техногенный мир.

Горбанева — одна из первых калмыцких учителей, кто обратился к нанотехнологиям. К этому подтолкнуло и место работы: Элистинский лицей — первое инновационное учебное заведение Калмыкии. Нынче ему исполнилось 25 лет, десять из которых он является региональным отделением Малой академии наук в городе Обнинске. С 2012 года Марина Николаевна координирует сетевой проект «Школьная лига Роснано» по обогащению естественно-научных предметов — физики, химии, биологии, информатики.

— Участие в межпредметных проектах ШЛР дает детям понимание целостности окружающего мира: на разрозненных уроках они не схватывают общих понятий, методов и способов деятельности, — объясняет педагог. — Для меня это возможность преодоления несогласованности программ. Идея интеграции помогает увязать учебный материал с жизнью, увидеть пользу и практическое воплощение изучаемого. Главное — ШЛР помогает углубить процесс познания учеников и учителей.

На уроках Марина Николаевна использует разработки ШЛР для погружения в современную науку. Например, экскурсию по атомной электростанции ребята совершили прямо в кабинете физики — виртуально, заранее скачав на гаджеты программу «АЭС на ладони». Идею проведения урока физики в 8-м классе «Экономия начинается с освещения» учителю физики подсказали книга из медиатеки ШЛР и жизнь: конечно же, школьники рассчитывали самый экономичный способ освещения двухкомнатной хрущевки, изучая преимущества и недостатки электроприборов. Вместе с учителем дети учатся искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, воспринимать, перерабатывать и предъявлять ее в разных формах, выделять основное содержание текста, делать выводы и в конце концов решать проблемы. Не менее ценно, что командная работа помогает слышать и слушать друг друга, анализировать позицию собеседника, вычленять тезисы и антитезисы, искать аргументы для их подтверждения или опровержения.

— Нельзя воспитывать, не передавая знания. Нельзя передавать знания, не воспитывая, — считает учитель. — Думаю, что нужно стремиться не к идеалу человека, а к образу жизни, формирующему свободное развитие каждого человека. Важно научить человека мыслить самостоятельно, тогда он не перестает учиться всю жизнь независимо от профессии, не прячась за устаревшими правилами, обгоняя своих учителей и самого себя. Поэтому применяю различные способы организации урочной и внеурочной деятельности: работу в группах, творческие задания по параллелям и по профилям, игровые ситуации, мощным инструментом обучения работе в команде считаю выполнение научных и социальных проектов, совместное проведение мероприятий. Использую художественную литературу, фольклор, рассматриваю примеры из повседневной жизни, делаю исторические экскурсы. Читая труды ученых, обязательно рассматриваю их жизненный путь, нравственные качества и поступки.

Большинство выпускников Марины Николаевны поступает в ведущие технические вузы страны: МГУ, МФТИ, МГТУ им. Баумана, МИФИ, МИСиС. Она сама разработала спецкурс «Удивительный мир нанофизики», который включен в учебный план 10-го класса. В прошлом году Элистинский лицей получил статус федеральной инновационной площадки. Второй год лицей является региональной площадкой проведения отборочного и первого туров Московской олимпиады школьников по физике. А после уроков лаборатория «Элистинский лицей в ШЛР» под руководством Горбаневой пропагандирует передовые научные знания:

— В фестивале экспериментов в рамках предметной недели из каждого класса участвуют пять представителей с опытами по определенному разделу физики, — рассказывает Марина Николаевна. — Желание провести мероприятие на высоком уровне и показать красоту физики объединяет и сплачивает ребят. Наглядный пример — флешмоб «Нано — это мы!». Идея заключалась в фотосъемке каждого класса в форме буквы из названия мероприятия, причем в разных костюмах. Теперь каждый учащийся и педагог может видеть в фойе первого этажа баннер с фотографиями и найти себя на нем. Когда мне трудно придумать оригинальный подход к проведению предметных недель и значимых дат, я привлекаю к организации детей и родителей. И это работает! Я очень радуюсь креативным идеям ребят, вдохновляюсь сама, когда вижу результат и горящие глаза детей и взрослых.

Участвуя в программах лиги, ребята, под руководством своего педагога выиграв 3 гранта в конкурсе молодежных социокультурных проектов, изготовили раздаточные материалы для обучения калмыцкому языку, провели цикл развивающих занятий для детей из малообеспеченных семей, открыли клуб робототехники «КРЭЛ». «КРЭЛ» — место, где фонтанируют идеи, бродят невероятные гипотезы и приходят неожиданные решения. Его пространство будто пропитано энергией сотрудничества, открытостью, радостным отношением к жизни.

— Кстати, в брожении идей и принятии решения мое мнение не последняя инстанция, и это мне нравится! — признается педагог. — Я давно взяла за правило: идеи учеников не отвергать, какими бы нелепыми они ни были, иначе перестанут мыслить самостоятельно. Моя задача — развивать вместе с учениками эти идеи, пока в них не откроется что-то новое. Ведь главная цель внеурочной работы, как и урока, — воспитание и развитие личности.

Уже само создание клуба «КРЭЛ» можно считать серьезным результатом труда учителя, потому что отправной точкой здесь стало именно желание детей. Вместе они разработали проект «Вдохнем жизнь в роботов» для внедрения робототехники в любимый лицей. Изучали теорию, деятельность подобных клубов в России, установили рабочие контакты с компанией по производству конструкторов «Матрешка», прошли обучение в Санкт-Петербургском политехе. Каждую пятницу кабинет физики превращается в лабораторию по конструированию роботов. Здесь родились электронные человечки — Ромка и его подружка ВАЛЛЯ. Одиннадцатиклассник Бадма Зубов создал спасательную систему для мультикоптера. Десятиклассник Егор Шпитько разработал научно-популярную лекцию с наглядными макетами «История робототехники». Ребята сами проводят занятия в лицее и других образовательных учреждениях. Главный результат, по мнению Марины Николаевны, не только приобретение начальных инженерных знаний, но и самореализация учеников, утверждение в роли создателей.

— Работать учителем в лицее очень сложно, трудно и ответственно, — говорит Марина Николаевна. — Помогает мое педагогическое кредо: «Все начинается с любви: и озаренье, и работа, глаза цветов, глаза ребенка — все начинается с любви». Согласитесь: педагогическая концепция может быть воплощена в жизнь при одном главном условии — обучая детей, надо уважать их и принимать такими, какие они есть, защищать любовью. Стараюсь сначала научиться хорошо делать то, чему хочу научить других, и только потом учить. Конкурс «Учитель года», который стал для меня настоящим профессиональным испытанием, помог по-новому взглянуть на свою деятельность, многое узнать, понять и обобщить. Не хочу останавливаться на достигнутом — я увлеченный и увлекающийся человек, а впереди еще столько неизведанного!

Наталья Яковлева, «Учительская газета», № 18 от 3 мая 2016 года



Гущин Д. Д.