На главную страницу
Поддержка сайта: [email protected]

Поддержка конкурса: Консультационная линия
Группа ВКонтакте

Сегодня день рождения:

Литвинова А. Х.
финал конкурса 2014 года

Клещерова Н. В.
финал конкурса 2008 года

Гасанов Г. Р.
финал конкурса 2017 года

 

Информация о конкурсанте

 


Здесь не страшно

Если вовремя протянуть руку ребенку

Видимо, в Ярославле невозможно не писать. Вдохновение является само, если живешь у Стрелки, где река Которосль впадает в Волгу, любуешься здешним кремлем XII века — Спасо-Преображенским монастырем, в котором было обнаружено «Слово о полку Игореве», прогуливаешься по Губернаторскому саду, живописному уголку, сохранившему атмосферу позапрошлого столетия. К тому же любишь Врубеля и фильмы Кустурицы. И конечно же, «Алису в стране чудес». Анна ШЕЛИЯ пишет для себя, в личном блоге. Творчество помогает историку, учителю года Ярославской области – 2015 и в поисках профессионального пути.

Красоту родного города Анна Валерьевна оценила сполна, побывав в самых удивительных и прекрасных уголках нашей планеты. До своего прихода в школу она работала в туристической индустрии.

— В университете я увлеклась историей Балкан, — рассказывает педагог. — Стала работать экскурсоводом в Хорватии и своими глазами увидела те места, о которых раньше узнавала со страниц книг. Я искала там что-то очень важное для себя, объездила почти всю бывшую Югославию, изучала сербо-хорватский язык, чтобы смотреть фильмы Эмира Кустурицы в оригинале и узнавать истории о войне из первых уст. Так я влюбилась в эту землю. Потом был удивительный Цейлон, джунгли и слоны, россыпь коралловых островов, могучий океан, не чувствующий на своем теле маленькой лодчонки и тебя в ней... Но помимо фантастической красоты этих экзотических стран я впервые увидела своими глазами, что значат социальная несправедливость, неравный доступ к образованию и медицине. Именно там я впервые задумалась о том, что в моей жизни, такой, казалось бы, насыщенной, чего-то не хватает.

Анна Шелия говорит, что в ее планы не входило быть учителем: она не играла в детстве в школу, не учила свои игрушки правилам сложения и вычитания, не представляла себя с указкой у доски.

— Вспоминая свои школьные годы, — удивляется она, — я не могу сказать, что с радостью бежала в школу... Это скорее была данность, с которой ты живешь, и по-другому быть не может. Куда же еще идти в 8 утра, как не в школу?

Впервые в роли учителя она попробовала себя, проходя педагогическую практику на последнем курсе исторического факультета Ярославского госуниверситета имени Павла Демидова. И после первых нескольких дней в школе поняла, что ей это невероятно нравится! Не то, что она оказывается на 45 минут в центре внимания, ее просьбы выполняют и ее слушают, а то, что она получает истинное удовольствие от общения с учениками, может делиться с ними своими мыслями и соображениями, слушать их, обсуждать, придумывать...

И все-таки после педагогической практики прошло несколько лет, прежде чем Анна Шелия отважилась прийти в профессию. Это было осознанное желание и обдуманное решение.

— Но для меня это решение по-прежнему ассоциируется с шагом в темноту, — сокрушается историк. — Есть такое упражнение у студентов драмы — человек, стоя, должен упасть спиной назад, где его ловят двое его партнеров. Для меня решение прийти в школу стало таким падением, и как же я рада, что школа меня «поймала». Не так давно я была на мастер-классе директора Института неформального образования INO Димы Зицера, который спросил: «Зачем ходить в школу?» Этим незамысловатым вопросом он поставил в тупик многоопытную аудиторию учителей, которые каждый день отвечают на множество «зачем?» и «почему?». Я не спешила отвечать, я задумалась, и ответ пришел только несколько дней спустя... Я помню то чувство недоверия, которое в школьные годы вызывал мир взрослых: бесконечные правила, требования, строгость, иногда, как мне казалось, враждебность. Казалось, именно казалось. Ведь взрослый мир, как выяснилось позже, невероятно увлекательный, веселый и полный приключений. Зачем я хожу в школу? Чтобы протянуть руку ребенку, который, возможно, испытывает те же чувства, что и я когда-то, чтобы сказать ему: «Эй, дружище, здесь все не так плохо, и мы не такие страшные, как кажется». Я не говорю о том, что смогу стать другом каждому ребенку, но если хотя бы одному ребенку я смогу помочь почувствовать себя комфортно и уютно в этом мире, который наваливается каждое утро, когда звенит будильник, этого, думаю, будет достаточно.

По-настоящему интересно учиться Анне Валерьевне стало, когда она поступила в аспирантуру. Да, в университете были предметы и темы, которыми она увлекалась, но в целом интерес к учебе пришел на последних курсах. И ей захотелось помочь детям понять, что учиться можно в удовольствие, что есть масса интересных вещей и в школьной программе.

— Соглашусь, это, пожалуй, самое сложное в работе учителя — мотивировать, избегать скуки и рутины, — говорит Анна Шелия. — Я думаю, у меня это не всегда получается, но когда получается, какая же это радость — совершать открытие вместе, удивлять и удивляться самой.

Порой ей кажется, что в школу она пришла не случайно. Бабушка и дедушка по папиной линии были учителями. Дедушка Анны Валерьевны — уроженец Тбилиси Михаил Михайлович Шелия — после войны работал историком в сельской школе, где его супруга Лидия Федоровна сначала была учителем химии, а затем долгие годы директором. В семье было четверо детей, и две дочери также связали свою судьбу с учительской профессией. Одна сестра отца — Этери Михайловна — преподавала историю в Ташкенте, другая сестра — Элико Михайловна — работала учителем химии, сейчас она директор той самой сельской школы, где когда-то работали ее родители.

— Но мне никогда не хотелось, чтобы школа заполняла всю мою жизнь, — анализирует свои чувства Анна Шелия. — Нет, школа — ее часть, важная, неотъемлемая, но только часть. А еще есть страсть к путешествиям, дальним и близким, на пару дней и на месяц, любые перемещения в пространстве, новые обстоятельства вызывают у меня восторг. От путешествий, наверное, идет любовь к языкам. Как второй язык в школе изучала французский, несколько лет назад решила восстановить его. Беру уроки, занимаюсь сама, получаю невероятное удовольствие, отслеживая свой прогресс: вот я могу сделать заказ в кафе и прочитать маршрут на карте, а вот уже способна поболтать с хозяином булочной, которая располагается недалеко от квартиры, которую мы снимали в поездке...

Начав свою педагогическую деятельность в школе-интернате для слабослышащих детей, Анна Валерьевна пришла к убеждению, что дети с особенностями в развитии должны обучаться и воспитываться вместе со своими здоровыми сверстниками.

Так появилась идея проекта, который бы объединил подростков с инвалидностью и без инвалидности совместным творчеством. Сейчас этот проект работает и развивается на базе школы №37 (в ней Анна Валерьевна когда-то училась сама, а теперь преподает), в нем участвуют ученики Шелия и ее воспитанники из школы-интерната для слабослышащих детей. В рамках проекта у них родился спектакль «Мир без любимого» по мотивам сказки «Снежная королева». А еще они вместе ходят на экскурсии, в театр, обсуждают увиденное и просто проводят время вместе.

Интерес к проблеме людей с инвалидностью, к тому, что можно сделать для обеспечения им равных прав и возможностей, и привел Анну Шелия в аспирантуру Ярославского государственного педагогического университета имени Константина Ушинского на кафедру социальной педагогики и организации работы с молодежью. Ее диссертация посвящена вопросам социально-педагогического сопровождения инклюзивной практики.

Знание азов экскурсоводческой работы выручало Анну Валерьевну не раз, она полюбила ходить со своими учениками в музеи.

— Музейная педагогика, школьные музеи, — отмечает педагог, — вот что, на мой взгляд, может оживить преподавание истории в школе. Предмет даже из недалекого исторического прошлого обладает своеобразной магией, является проводником в эпоху, открывает просторы для детского воображения. Так, взглянув на старую фотографию, мы пытаемся представить и описать жизнь людей, изображенных на снимке, погрузиться в их мир. Или предлагаем ребенку создать свой воображаемый музей, описать предметы, которые в него войдут, провести экскурсию.

Она увлекается большим теннисом, игрой скрабл, оперой, авторским кино, символизмом Врубеля. Больше всего Анна Шелия боится однажды перестать слышать голос, который манит к новым открытиям, и потому всегда старается руководствоваться постулатом американского исследователя Джозефа Кэмпбелла: «Следуй за своим вдохновением, и мир откроет тебе двери там, где раньше были стены».

Во время общения с Президентом России, когда после конкурса «Учитель года России – 2015» он встречался с лауреатами, Анна Валерьевна подняла вопрос о качестве педагогического образования. Тогда она сказала: «В школу я пришла из классического вуза и столкнулась с очень сложной ситуацией, когда мне как педагогу не хватало знания нормативно-правовых документов, методики преподавания. В педагогическом вузе есть педагогическая практика, но и ее, судя по отзывам молодых специалистов, недостаточно. Как вы считаете, возможно ли увеличить компонент педагогической практики для студентов педагогических вузов?» Владимир Путин ответил, что, проанализировав ситуацию, можно сформулировать соответствующие рекомендации.

— Конкурс, — улыбается учитель истории и обществознания из Ярославля, — это полтора года моей жизни. Конкурс — это до и после. Конкурс — это испытание на прочность. Как корабль, побывавший в суровом шторме и сохранивший следы этого шторма на себе, я сохранила на себе все успехи и неудачи, которые пережила на конкурсе. Говорить о том, что конкурс — это бесценный опыт, новые замечательные люди, невероятный стимул к саморазвитию, можно, и все это абсолютно справедливо. Но для меня главным в конкурсе остались моменты. Отдельные моменты, вспышки воспоминаний: бодрые прогулки с Ларисой Палий в 7 утра по сочинской набережной, слова искренней поддержки и понимания от коллеги, которая не вошла в «пятнашку», слова Виктора Антоновича Садовничего о том, что он приглашает нас всех на работу в Московский университет. Таких моментов много, они, как драгоценные бусины, нанизанные на нить, ждут, когда на них взглянут...

Лора Зуева, «Учительская газета», № 16 от 19 апреля 2016 года



Гущин Д. Д.