На главную страницу
Поддержка сайта: [email protected]

Поддержка конкурса: Консультационная линия
Группа ВКонтакте

Сегодня день рождения:

Тавгазова С. С.
финал конкурса 2014 года

Никулина О. М.
финал конкурса 2014 года

Федотова М. А.
финал конкурса 2005 года

Гусева О. в.
финал конкурса 2008 года

Лазарев В. И.
финал конкурса 2017 года

Кулиненкова А. Н.
финал конкурса 2018 года

 

Информация о конкурсанте

 


Здесь не страшно

Если вовремя протянуть руку ребенку

Видимо, в Ярославле невозможно не писать. Вдохновение является само, если живешь у Стрелки, где река Которосль впадает в Волгу, любуешься здешним кремлем XII века — Спасо-Преображенским монастырем, в котором было обнаружено «Слово о полку Игореве», прогуливаешься по Губернаторскому саду, живописному уголку, сохранившему атмосферу позапрошлого столетия. К тому же любишь Врубеля и фильмы Кустурицы. И конечно же, «Алису в стране чудес». Анна ШЕЛИЯ пишет для себя, в личном блоге. Творчество помогает историку, учителю года Ярославской области – 2015 и в поисках профессионального пути.

Красоту родного города Анна Валерьевна оценила сполна, побывав в самых удивительных и прекрасных уголках нашей планеты. До своего прихода в школу она работала в туристической индустрии.

— В университете я увлеклась историей Балкан, — рассказывает педагог. — Стала работать экскурсоводом в Хорватии и своими глазами увидела те места, о которых раньше узнавала со страниц книг. Я искала там что-то очень важное для себя, объездила почти всю бывшую Югославию, изучала сербо-хорватский язык, чтобы смотреть фильмы Эмира Кустурицы в оригинале и узнавать истории о войне из первых уст. Так я влюбилась в эту землю. Потом был удивительный Цейлон, джунгли и слоны, россыпь коралловых островов, могучий океан, не чувствующий на своем теле маленькой лодчонки и тебя в ней... Но помимо фантастической красоты этих экзотических стран я впервые увидела своими глазами, что значат социальная несправедливость, неравный доступ к образованию и медицине. Именно там я впервые задумалась о том, что в моей жизни, такой, казалось бы, насыщенной, чего-то не хватает.

Анна Шелия говорит, что в ее планы не входило быть учителем: она не играла в детстве в школу, не учила свои игрушки правилам сложения и вычитания, не представляла себя с указкой у доски.

— Вспоминая свои школьные годы, — удивляется она, — я не могу сказать, что с радостью бежала в школу... Это скорее была данность, с которой ты живешь, и по-другому быть не может. Куда же еще идти в 8 утра, как не в школу?

Впервые в роли учителя она попробовала себя, проходя педагогическую практику на последнем курсе исторического факультета Ярославского госуниверситета имени Павла Демидова. И после первых нескольких дней в школе поняла, что ей это невероятно нравится! Не то, что она оказывается на 45 минут в центре внимания, ее просьбы выполняют и ее слушают, а то, что она получает истинное удовольствие от общения с учениками, может делиться с ними своими мыслями и соображениями, слушать их, обсуждать, придумывать...

И все-таки после педагогической практики прошло несколько лет, прежде чем Анна Шелия отважилась прийти в профессию. Это было осознанное желание и обдуманное решение.

— Но для меня это решение по-прежнему ассоциируется с шагом в темноту, — сокрушается историк. — Есть такое упражнение у студентов драмы — человек, стоя, должен упасть спиной назад, где его ловят двое его партнеров. Для меня решение прийти в школу стало таким падением, и как же я рада, что школа меня «поймала». Не так давно я была на мастер-классе директора Института неформального образования INO Димы Зицера, который спросил: «Зачем ходить в школу?» Этим незамысловатым вопросом он поставил в тупик многоопытную аудиторию учителей, которые каждый день отвечают на множество «зачем?» и «почему?». Я не спешила отвечать, я задумалась, и ответ пришел только несколько дней спустя... Я помню то чувство недоверия, которое в школьные годы вызывал мир взрослых: бесконечные правила, требования, строгость, иногда, как мне казалось, враждебность. Казалось, именно казалось. Ведь взрослый мир, как выяснилось позже, невероятно увлекательный, веселый и полный приключений. Зачем я хожу в школу? Чтобы протянуть руку ребенку, который, возможно, испытывает те же чувства, что и я когда-то, чтобы сказать ему: «Эй, дружище, здесь все не так плохо, и мы не такие страшные, как кажется». Я не говорю о том, что смогу стать другом каждому ребенку, но если хотя бы одному ребенку я смогу помочь почувствовать себя комфортно и уютно в этом мире, который наваливается каждое утро, когда звенит будильник, этого, думаю, будет достаточно.

По-настоящему интересно учиться Анне Валерьевне стало, когда она поступила в аспирантуру. Да, в университете были предметы и темы, которыми она увлекалась, но в целом интерес к учебе пришел на последних курсах. И ей захотелось помочь детям понять, что учиться можно в удовольствие, что есть масса интересных вещей и в школьной программе.

— Соглашусь, это, пожалуй, самое сложное в работе учителя — мотивировать, избегать скуки и рутины, — говорит Анна Шелия. — Я думаю, у меня это не всегда получается, но когда получается, какая же это радость — совершать открытие вместе, удивлять и удивляться самой.

Порой ей кажется, что в школу она пришла не случайно. Бабушка и дедушка по папиной линии были учителями. Дедушка Анны Валерьевны — уроженец Тбилиси Михаил Михайлович Шелия — после войны работал историком в сельской школе, где его супруга Лидия Федоровна сначала была учителем химии, а затем долгие годы директором. В семье было четверо детей, и две дочери также связали свою судьбу с учительской профессией. Одна сестра отца — Этери Михайловна — преподавала историю в Ташкенте, другая сестра — Элико Михайловна — работала учителем химии, сейчас она директор той самой сельской школы, где когда-то работали ее родители.

— Но мне никогда не хотелось, чтобы школа заполняла всю мою жизнь, — анализирует свои чувства Анна Шелия. — Нет, школа — ее часть, важная, неотъемлемая, но только часть. А еще есть страсть к путешествиям, дальним и близким, на пару дней и на месяц, любые перемещения в пространстве, новые обстоятельства вызывают у меня восторг. От путешествий, наверное, идет любовь к языкам. Как второй язык в школе изучала французский, несколько лет назад решила восстановить его. Беру уроки, занимаюсь сама, получаю невероятное удовольствие, отслеживая свой прогресс: вот я могу сделать заказ в кафе и прочитать маршрут на карте, а вот уже способна поболтать с хозяином булочной, которая располагается недалеко от квартиры, которую мы снимали в поездке...

Начав свою педагогическую деятельность в школе-интернате для слабослышащих детей, Анна Валерьевна пришла к убеждению, что дети с особенностями в развитии должны обучаться и воспитываться вместе со своими здоровыми сверстниками.

Так появилась идея проекта, который бы объединил подростков с инвалидностью и без инвалидности совместным творчеством. Сейчас этот проект работает и развивается на базе школы №37 (в ней Анна Валерьевна когда-то училась сама, а теперь преподает), в нем участвуют ученики Шелия и ее воспитанники из школы-интерната для слабослышащих детей. В рамках проекта у них родился спектакль «Мир без любимого» по мотивам сказки «Снежная королева». А еще они вместе ходят на экскурсии, в театр, обсуждают увиденное и просто проводят время вместе.

Интерес к проблеме людей с инвалидностью, к тому, что можно сделать для обеспечения им равных прав и возможностей, и привел Анну Шелия в аспирантуру Ярославского государственного педагогического университета имени Константина Ушинского на кафедру социальной педагогики и организации работы с молодежью. Ее диссертация посвящена вопросам социально-педагогического сопровождения инклюзивной практики.

Знание азов экскурсоводческой работы выручало Анну Валерьевну не раз, она полюбила ходить со своими учениками в музеи.

— Музейная педагогика, школьные музеи, — отмечает педагог, — вот что, на мой взгляд, может оживить преподавание истории в школе. Предмет даже из недалекого исторического прошлого обладает своеобразной магией, является проводником в эпоху, открывает просторы для детского воображения. Так, взглянув на старую фотографию, мы пытаемся представить и описать жизнь людей, изображенных на снимке, погрузиться в их мир. Или предлагаем ребенку создать свой воображаемый музей, описать предметы, которые в него войдут, провести экскурсию.

Она увлекается большим теннисом, игрой скрабл, оперой, авторским кино, символизмом Врубеля. Больше всего Анна Шелия боится однажды перестать слышать голос, который манит к новым открытиям, и потому всегда старается руководствоваться постулатом американского исследователя Джозефа Кэмпбелла: «Следуй за своим вдохновением, и мир откроет тебе двери там, где раньше были стены».

Во время общения с Президентом России, когда после конкурса «Учитель года России – 2015» он встречался с лауреатами, Анна Валерьевна подняла вопрос о качестве педагогического образования. Тогда она сказала: «В школу я пришла из классического вуза и столкнулась с очень сложной ситуацией, когда мне как педагогу не хватало знания нормативно-правовых документов, методики преподавания. В педагогическом вузе есть педагогическая практика, но и ее, судя по отзывам молодых специалистов, недостаточно. Как вы считаете, возможно ли увеличить компонент педагогической практики для студентов педагогических вузов?» Владимир Путин ответил, что, проанализировав ситуацию, можно сформулировать соответствующие рекомендации.

— Конкурс, — улыбается учитель истории и обществознания из Ярославля, — это полтора года моей жизни. Конкурс — это до и после. Конкурс — это испытание на прочность. Как корабль, побывавший в суровом шторме и сохранивший следы этого шторма на себе, я сохранила на себе все успехи и неудачи, которые пережила на конкурсе. Говорить о том, что конкурс — это бесценный опыт, новые замечательные люди, невероятный стимул к саморазвитию, можно, и все это абсолютно справедливо. Но для меня главным в конкурсе остались моменты. Отдельные моменты, вспышки воспоминаний: бодрые прогулки с Ларисой Палий в 7 утра по сочинской набережной, слова искренней поддержки и понимания от коллеги, которая не вошла в «пятнашку», слова Виктора Антоновича Садовничего о том, что он приглашает нас всех на работу в Московский университет. Таких моментов много, они, как драгоценные бусины, нанизанные на нить, ждут, когда на них взглянут...

Лора Зуева, «Учительская газета», № 16 от 19 апреля 2016 года



Гущин Д. Д.