На главную страницу
Поддержка сайта: [email protected]

Поддержка конкурса: Консультационная линия
Группа ВКонтакте

Сегодня день рождения:

Долян Е. И.
финал конкурса 2010 года

Никоарэ М. И.
финал конкурса 2011 года

Фролова И. А.
финал конкурса 2007 года

Нечитайлова Е. В.
финал конкурса 2008 года

Рогова Д. В.
финал конкурса 2018 года

Юдаков С. Г.
финал конкурса 2020 года

 

Информация о конкурсанте

 


Ингушский английский Зины Цуровой

К единству в классе через единство языков

Если искать ответ на вопрос, почему после окончания школы, готовясь делать один из самых сложных выборов — выбор будущей профессии, победитель ингушского регионального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года» Зина Цурова выбрала ремесло педагога, он вряд ли окажется оригинальным. Как и для многих других ее коллег, его предопределил образ любимого школьного наставника. И им в ее судьбе стал преподаватель английского языка, учитель от Бога, Нина Николаевна Карапетянц. Она привила любовь к английскому языку, и она же показала, какой высокой может быть планка истинного педагогического таланта и простой человеческой порядочности.

— В нашей семье родители всегда культивировали и особенное уважительное отношение к учителю. Я хорошо училась в школе и могла бы выбрать любую профессию. Но я четко понимала, что не могу и не хочу быть кем-то иным, — говорит Зина Тагировна.

Своей большой удачей Зина Цурова считает то, что на протяжении жизни ей довелось пожить среди носителей самых разных языковых и культурных традиций. Этот опыт сделал ее более терпимой, научил понимать, что мир разнообразен и уважение к чужой культуре вознаграждается правильным и адекватным восприятием ее представителями твоей собственной непохожести на них. И очень важное место в эффективности подобной коммуникации занимает язык, считает педагог.

— Язык — великий дипломат, — говорит Зина Тагировна. — Он ключ к пониманию других культур, непохожих на твои собственные традиций и обычаев. Взять, к примеру, русский. Ведь именно язык Пушкина и Толстого и есть та культурная основа, которая делает нас всех гражданами одной страны, дает нам чувствовать себя единым целым.

— Русский язык — залог высокого уровня взаимопонимания жителей одной шестой суши, английский же — основа глобальной межкультурной коммуникации в масштабах планеты, — продолжает педагог. — Владение им расширяет границы твоего собственного духовного мира.

Зина Цурова выпускница Пятигорского государственного лингвистического университета — и сейчас, и тогда одного из самых сильных языковых вузов страны. Годы учебы в ПГЛУ Зина Тагировна называет самым интересным периодом своей жизни. Он подарил встречу с выдающимися специалистами в области лингвистики и языкознания, честными, добросовестными служителями науки о языке и межкультурном диалоге. Факультет, на котором она училась, так и назывался — «Межкультурная коммуникация».

После окончания вуза Зина стала работать в школе. Но затем, когда в Чечне началась война и в Ингушетию хлынул поток беженцев, она посчитала своим долгом помогать представительствам различных гуманитарных миссий налаживать в регионе работу по оказанию помощи вынужденным переселенцам. Сначала она выступала в роли переводчика, затем ей доверили целое направление деятельности одной западноевропейской благотворительной организации. Образовательная программа, координатором которой ее назначили, имела говорящее название «Помощь детям в условиях войны». Зина Тагировна, сама когда-то испытавшая горечь утраты родного дома, потери близких и бегства от войны, вкладывала в новую работу всю душу и энергию. Она знала, как важны для ее подопечных эта помощь и поддержка. Зина Цурова налаживала работу восьми школ в палаточных лагерях на территории Республики Ингушетия, обеспечивая их всем необходимым для осуществления учебно-воспитательного процесса, организовывала для учителей курсы повышения квалификации и тренинги для учителей и детей по психологической реабилитации.

— У вас была возможность продолжить работу в НПО. Почему вы решили вернуться в школу?

— Возможность была. Но желание вернуться к детям было сильнее. Представьте себе: ты вживаешься в мир детей, вместе с ними радуешься их успехам, сопереживаешь, помогаешь им поверить в силы и достичь поставленной цели, помогаешь преодолевать страхи и неуверенность. А потом видишь их благодарные горящие глаза.Поверьте, это дорогого стоит! Это невозможно объяснить словами. Наверное, это зов сердца.

— Какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать учитель?

— Учитель прежде всего должен знать свой предмет, любить детей и свою профессию, то есть любить тех, кого учишь, и то, чему учишь. Учитель призван зажигать души детей, чтобы дети в свою очередь горели и творили. Каким должен быть учитель? Наверное, строгим, потому что без дисциплины не может быть знаний, но справедливым; открытым к разговору, добрым другом, к которому не боятся подойти и обратиться за советом, за помощью. Он должен быть открытым ко всему новому и всегда готовым расти и учиться даже у своих учеников.

Недавно Зина Цурова стала победителем Международного конкурса образовательных проектов «Диалог — путь к пониманию». Он проводится ежегодно по инициативе Автономной некоммерческой организации Центра межнационального образования «Этносфера» и Департамента образования города Москвы во взаимодействии с Управлением Верховного комиссара ООН по делам беженцев в РФ при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации, Федеральной миграционной службы России, Международной организации по миграции и Бюро ЮНЕСКО в Москве. Цель конкурса — разработка образовательных инициатив по интеграции мигрантов и представителей иноэтничных групп в российскую культурную среду. Номинация, в которой работа Зины Цуровой была признана лучшей, называлась «Поликультурный мир глазами детей». В своем образовательном проекте она предлагает преодолевать непонимание и отчужденность, возникающие между детьми разных культур, обучающимися в одном коллективе, с помощью явлений их материальной или духовной культуры, через ремесла, живопись, танец, музыку, устное народное творчество и т. д.

На своих уроках Зина Тагировна активно использует некоторые элементы этнопедагогики. Она все время проводит параллели между нормами поведения ингушей и англичан, ингушей и русских, русских и англичан, давая ребятам почувствовать, как много схожего в культурах разных народов в понимании того, что есть плохо и что есть хорошо.

Часто, преследуя цель повысить уровень толерантности и готовности адекватно воспринять культуру другой этнической группы, например тех же англичан, Зина Тагировна демонстрирует ребятам, как много общего у ингушского и английского языков в правилах построения речи, фонетическом ряде, конструкциях фразеологизмов и даже звучании слов. Когда ребята узнают, что, например, слово, определяющее понятие «выйти замуж», на ингушском и английском звучит абсолютно идентично, то у них возрастает интерес не только к иностранному языку, меняется и отношение к своему родному. Он в их глазах из языка маленького народа, занимающего небольшую территорию на северном склоне Большого Кавказского хребта, превращается в яркий узор на древней и богатой картине мирового языкового разнообразия. В этом направлении ею и ее воспитанниками проведена целая научная работа. Как только появится возможность, она планирует выпустить словарь таких совпадений и небольшой англо-ингушский разговорник. Что, кстати, в свете планов ингушских властей развивать в регионе международный туризм очень своевременная и полезная инициатива.

Зина сама пишет стихи и много внимания уделяет переводам ингушских авторов на английский язык и наоборот. В качестве своеобразного подарка родной республике на отмечавшийся ею в прошлом году 20-летний юбилей она перевела популярную песню-оду «Ингушетия» на английский язык. Все свои творческие наработки Зина Тагировна размещает на своем личном сайте http://zina-c.ucoz.ru.

— Кто из людей, с которыми сводила вас судьба, оказал наибольшее влияние на формирование вас как личности?

— В моей жизни я всем обязана своей маме. Она является моим основным наставником и советчиком. В нашей семье акцент делался на такие нравственные качества, как честность, справедливость, доброжелательность, отзывчивость, ответственность за порученное дело, готовность прийти на помощь. И обязательно нужно было учиться хорошо. Сестра Роза — музыковед, Лиза — учитель русского языка и литературы, ну и я — учитель английского языка, брат Адам — стоматолог.

— Если сравнивать с тем, как воспитывала вас мама, достаточное ли внимание уделяется сейчас родителями семейному воспитанию? На что, на ваш взгляд, нужно обратить внимание, чтобы вырастить высоконравственного человека?

— Семьи у нас разные, соответственно и подход и внимание к проблемам семейного воспитания разные. Есть семьи, где уделяется должное внимание детям. Здесь налицо и результат. Есть такие родители, которые самоустраняются от проблем, ссылаясь на свою занятость. Дети не должны страдать от недостатка внимания со стороны родителей! Необходимо совмещать работу с воспитанием детей, в противном случае последствия могут быть плачевными. Родители должны сами быть примером для подражания и иметь авторитет перед ребенком! Уверена, что огромным подспорьем в семейном воспитании является религия!

Быть требовательной к ученикам — один из профессиональных принципов Зины Тагировны. Она считает непродуктивным давать ребятам выбор между возможностью отвечать на уроке или тихо на нем отсидеться. Ученик должен чувствовать, что его участие в работе класса наставнику просто необходимо.

Другое обязательное условие урока а-ля Цурова — строгая дисциплина. Зина Тагировна предлагает учащимся относиться к времени, проводимому в классе, как к работе, плата за которую — знания и компетенция. Мешать однокласснику «зарабатывать» знания — высшая степень неуважения к товарищу, любит напоминать она ребятам.

— Кроме знаний по предмету, чему вы учите своих детей?

— Я пытаюсь воспитывать в детях общечеловеческие ценности — честность, доброту, отзывчивость, справедливость, вежливость, учить их регулировать свое поведение в соответствии с этими ценностями, жить по принципам доброты и милосердия, терпимости, уважения и гуманности по отношению к другим, стараюсь прививать им эстетический вкус, чувство прекрасного и любви к Родине, бережное отношение к родителям, толерантность.

— Несколько слов о коллегах...

— О моей школе можно говорить очень долго. Вы знаете, что гимназия №1 города Назрани — это новая школа, если говорить согласно новым федеральным образовательным стандартам. В ней очень много талантливых, творчески работающих педагогов, которые, не считаясь с трудностями и временем, отдают себя работе. И возглавляет этот коллектив Галаева Марем Юсуповна.

Победа в республиканском туре конкурса «Учитель года» и дальнейшее участие в заключительном туре творческого состязания лучших педагогов страны в Москве стали для Зины Тагировны самыми значимыми вехами в ее профессиональной судьбе.

— Хотя этот конкурс призван выявить лучших педагогов, само участие в нем, на мой взгляд, — это уже победа, — считает Зина Цурова. — Именно этот конкурс направляет нас, учителей, в правильное русло, приводит на путь развития, показывает соответствие нашей квалификации новым требованиям образовательных стандартов, заставляет искать способы совершенствования профессионального мастерства.

Адам Алиханов, «Учительская газета», № 34 от 20 августа 2013 года



Гущин Д. Д.