На главную страницу
Поддержка сайта: [email protected]

Поддержка конкурса: Консультационная линия
Группа ВКонтакте

Сегодня день рождения:

Безумова О. Б.
финал конкурса 2013 года

Тубаева Ж. Х.
финал конкурса 2013 года

Жуков Ф. А.
финал конкурса 2006 года

Грачева Е. А.
финал конкурса 2021 года

Крупышева М. С.
финал конкурса 2022 года

 

Информация о конкурсанте

 


Каждый ребенок — личность

До того как стать учителем года Волгоградской области, Юлия Фомиченко успела побыть «королевой бензоколонки»

Не зря говорят, что все познается в сравнении. Как бы ни ругали мы нынешнюю действительность, а спроси кого-нибудь, захочет ли он вернуться в шальные 90-е, — вряд ли кто согласится. Если вы не участвовали в криминальных разборках тех лет, не развивали кооперативное движение, не скупали ваучеры, акции или валюту, значит, скорее всего помните обычных молодых парней и девушек, только-только получивших диплом какого-нибудь вуза. А помните, куда они шли работать со своими дипломами? Квалифицированные инженеры отправлялись торговать на «толпу» или в лучшем случае уезжали в страны ближнего зарубежья за бэушными автомобилями. Среди стоящих на рынке было немало педагогов: в то время учителям почти не платили, и в школу устраивались либо одинокие бессребреники, либо от безысходности.

Юлия Фомиченко ни к тем, ни к другим не принадлежала. В 1998 году, когда она окончила Волгоградский педагогический университет по специальности «история и преподавание общественно-политических дисциплин», Юлия уже была замужем за своим однокурсником, и через месяц после окончания вуза у них родилась дочка. Сидеть в декрете, в общем-то, было не на что. Супруг работать в школу не пошел по известным причинам: надо было добывать деньги и кормить семью, поэтому хватался за любую работу, лишь бы платили. В итоге и Юлия нашла работу... на заправке. Сутки через трое: и деньги платили, и полуторагодовалая дочка почти все время на руках. Так из дипломированного педагога-историка поневоле получилась «королева бензоколонки».

Представляю, как Юлия удивилась бы тогда, если бы ей сказали, что лет через десять с небольшим она станет победителем конкурса «Учитель года» в городе Волжском, а потом и регионального этапа Волгоградского областного «Учителя года»!

И жизнь, в общем, стала вроде бы налаживаться. Во-первых, дочка подрастала под маминым присмотром и меньше болела. Во-вторых, зарплата у заправщицы была две тысячи рублей! Для сравнения: Юлина однокурсница, которая все-таки рискнула и устроилась учителем в школу, тогда зарабатывала 300 рублей. Что выгоднее, даже и сравнения никакого быть не могло! Поэтому Юлия года три считала себя вполне счастливой женщиной. Чего еще желать-то?.. Оказалось, есть чего. По прошествии трех лет она стала замечать, что все чаще чувствует себя недовольной и какой-то разочарованной. Вроде как жизнь мимо проходит, и упорно начинает казаться, что занимаешься не своим делом. Даже начала уговаривать, заставлять себя идти на работу!.. Почему-то чаще стали вспоминаться учебные педпрактики, звонкий гомон школьных коридоров, какая-то необычная, магическая тишина урока, нарушаемая лишь шелестом страниц, и детское уважительное: «Юлия Александровна...»

В конце концов она не выдержала, поняла, что больше так не может, что, кроме школы, ей в жизни ничего не надо: «Я стремилась туда всеми силами — белый свет не мил, дайте мне школу! Пожалуйста! Обязательно! Только школу!» Одна незадача, точнее, две: на календаре последние дни августа, и у молодой учительницы никакого педагогического опыта. Обошла несколько школ — везде отказ, никто ее трудоустраивать не хочет, штаты укомплектованы, и только в гимназии ей сказали, что нет педагога-организатора. Она тогда понятия не имела, что это за должность такая, но сразу согласилась. Так для Юлии Александровны Фомиченко, учителя истории и обществознания школы №30 города Волжского, победителя регионального этапа конкурса «Учитель года Волгоградской области», началась ее главная в жизни работа — учительство.

В гимназии скоро появилась вакансия историка, и Юлия начала работать по специальности. Вела уроки во всех классах с пятого по девятый. Нагрузка всего-то 18 часов, зато каких! Школа небольшая, в параллели по одному классу, поэтому готовиться надо было сразу к нескольким разным урокам, и так каждый день. Через пять лет у Юлии Александровны родился сын, и она перешла в школу №30, поближе к дому, где работает и сегодня. Школа математическая, более 1300 учеников, есть общеобразовательные классы, профильные и с углубленным обучением. Несмотря на возросшую до 24 часов нагрузку, преподавать здесь, по мнению Фомиченко, легче, потому что модель урока остается примерно одинаковой в разных классах одной параллели, а классов много. Хотя отличия в уроках, конечно, есть, учитель должен учитывать особенности каждого класса.

Например, в этом учебном году Юлия Александровна вела историю и обществознание в четырех восьмых и четырех девятых классах и еще классное руководство в одном девятом. Ситуация в параллелях такая: в классах «А» и «Б» идет углубленное изучение математики, и дети там подбираются посильнее. Что интересно, успевают не только в точных науках, но и в гуманитарных. Фомиченко объясняет это так: любую науку можно систематизировать, а этот процесс лучше удается математикам. Поэтому учитель дает больше заданий на систематизацию, анализ, выявление каких-то закономерностей. И ребятам это нравится.

В классах «В» и «Г» ученики больше любят, когда преподаватель на уроке сам рассказывает и показывает. Например, 9-й «В», в котором Юлия Александровна вела классное руководство и который в этом году выпустила, очень любил различные исследования. Даже сотрудничали с Волжским гуманитарным институтом — филиалом Волгоградского государственного университета. В вузе ежегодно проводится исследовательская студенческая конференция «Молодежь в современной России», в ней, еще будучи восьмиклассниками, ребята участвовали и заняли призовое место. Хотя, казалось бы, на олимпиадах не блещут, класс общеобразовательный, а вот пожалуйста... Они еще на ежегодные краеведческие чтения предоставляли свои исследовательские работы, материал для которых подбирали в областном архиве. То есть в таких вот обычных классах ребята больше склонны к самостоятельным исследованиям, к поиску чего-нибудь интересного, поэтому, кстати, с удовольствием ходят на экскурсии и вместе с учителем посещают музеи.

Спрашиваю Юлию Александровну об отношении к детям, что считает важным, как завоевывает уважение... Говорит, что главное — помнить: каждый ученик — это уже сформировавшаяся личность, но при этом все равно еще ребенок.

— Я стараюсь их воспринимать такими, какие есть, — говорит Юлия Фомиченко. — Конечно, в нашей взрослой жизни я встречаю много людей, которых хотелось бы исправить или сделать такими, чтобы мне было с ними удобно. Ведь тогда мне бы жилось комфортно. Но таких людей единицы! И к этому мы относимся спокойно, сознаем, что таких людей мало, и живем с этим. С детьми так же. Все разные, и почему я должна их переделывать и что-то в них перестраивать? Ребенок — продукт своей семьи, в первую очередь его воспитывала семья, в нем есть свои особенности. Единственное, что я могу, — попытаться как-то его поправить, сделать так, чтобы он посмотрел на себя со стороны, но не лезть с кардинальным: «ты не прав», «так нельзя себя вести». В первую очередь наши дети — личности. Поэтому я могу своим примером показать или указать, рассказать, как делают другие, призвать подумать и сравнить. Но не лезть в его личность, не ломать, не кромсать, не навязывать.

Из-за этого бережливого отношения — «как со взрослыми» — дети на нее не обижаются и многое прощают, чего не простили бы другому учителю. И еще могут рано утром прийти к подъезду дома и ждать ее на лавочке. Зачем? Чтобы сказать, что соскучились по своей учительнице (она на тот момент две недели уроки не вела, а ездила на курсы в Волгоград) и хотят пожелать ей доброго пути...

Когда Юлия Александровна об этом случае рассказывает, у нее в глазах слезы, она стесняется и называет себя чересчур сентиментальной. А я думаю, что каждый учитель, у кого в жизни были подобные моменты, тоже, наверное, захлюпает носом или во всяком случае вздохнет.

В семье у Фомиченко педагогов больше нет, точнее, как я уже рассказывала, у мужа тоже есть учительский диплом, но в школе он так и не работал, ушел в предпринимательство. Сейчас он глава семьи и главный помощник Юлии в воспитании родных детей, а также в бытовых домашних обязанностях и во всех конкурсах. Единственный педагог в семье свое призвание впервые почувствовала, учась в шестом классе. У них тогда появилась новая учительница истории Тамара Викторовна Нерек. Ее уроки были настолько увлекательны, что маленькая Юля тоже захотела стать историком. Поэтому после девятого класса пошла в специализированный педкласс и вот там встретила другого учителя — физика Ольгу Михайловну Заборьеву. Они всем классом ждали, когда же будет урок физики, хотя многие девчонки были стопроцентными гуманитариями. Сейчас Юлия Александровна поддерживает дружеские отношения с Тамарой Викторовной, которая работает в лицее города Волжского, а Ольгу Михайловну каждый день видит на работе — сегодня они преподают в одной школе.

— Эти две замечательные женщины направили меня на путь учителя, — говорит Фомиченко, — и я им очень благодарна.

— А вы разделяете в себе педагога и историка-профессионала?

— Я бы не стала себя называть профессионалом, не рискнула бы, потому что сегодня такой объем преподаваемых знаний, что углубиться полностью во что-то сложно. Я иногда ловлю себя на том, что ученики в некоторых вопросах знают больше меня. Например, сейчас многие дети увлекаются Третьим рейхом, историей, персонажами. И читают очень много того, что им интересно. А есть ребята, дотошно изучающие определенные периоды, например, есть такие, кто буквально живет эпохой Ивана Грозного... В итоге на уроке меня начинают засыпать фактами, которых я не знаю.

— И как вы в такой ситуации поступаете?

— Мне не стыдно им в этом признаться, потому что я знаю много чего из других областей. А здесь отвечаю так: скиньте мне ссылочку по электронке, я почитаю. Все знать невозможно.

Есть ли у вас сегодня коллеги-помощники в вашей школе, например те, кто помогал вам во время участия в конкурсе?

— Конечно, есть. Здесь меня очень поддержала администрация, и в коллективе нашлись люди, которые оказывали помощь буквально с первого дня. Например, заместитель директора Наталья Васильевна Фролова, директор Александр Филиппович Чернов. У нас в школе коллектив сильный, но в конкурсах как-то побаивались участвовать. И когда Наталья Васильевна мне предложила попробовать, я решилась. Пошла на городской этап, чтобы посмотреть на весь процесс изнутри, а потом коллегам рассказать, чтобы кто-то еще попробовал. А так получилось, что выиграла.

— Какие требования вы предъявляете к себе как к учителю?

— Я сама должна верить в то, что преподаю и что говорю детям. Например, я убеждена, что если учитель курит, да еще и дети об этом знают, он не может вести классный час о вреде курения. Или если я позволила себе унизить, оскорбить человека, а дети это видели, значит, я не имею права их учить тому, что обзываться — это плохо.

То же касается и предметного содержания. Если я веду урок, то даю, например, несколько оценок личности или событию. Знакомлю с существующими оценками и обозначаю свою точку зрения. Стараюсь давать задания, чтобы дети находили аргументы для подтверждения различных точек зрения. И когда они их находят, удивляются: странно, вроде бы один человек и событие, с ним связанное, а думать о нем можно по-разному... Я считаю, что фальши и наигранности не должно быть ни в воспитании, ни в преподавании предмета.

Татьяна Масликова, «Учительская газета», № 26 от 25 июня 2013 года



Гущин Д. Д.