На главную страницу
Поддержка сайта: [email protected]

Поддержка конкурса: Консультационная линия
Группа ВКонтакте

Сегодня день рождения:

Безумова О. Б.
финал конкурса 2013 года

Тубаева Ж. Х.
финал конкурса 2013 года

Жуков Ф. А.
финал конкурса 2006 года

Грачева Е. А.
финал конкурса 2021 года

Крупышева М. С.
финал конкурса 2022 года

 

Информация о конкурсанте

 


Импровизация Филина

Развиваться и менять себя — нелегкий, но важный путь

Мы беседуем с ним на детской площадке. Где-то рядом, среди стайки ребятишек с машинками и совочками, его младшая дочурка Елизавета. Ее рождение совпало с еще одним важным событием: весной 2012 года Павел ФИЛИН, учитель математики и информатики брянской средней общеобразовательной школы №46, стал победителем конкурса «Учитель года – 2012» в Брянской области.

Среди его выпускников немало тех, кто добился неплохих профессиональных успехов. Сергей Гапонов, например, много лет работает начальником технической службы радиовещания региональной телерадиокомпании. Не последнюю роль в выборе профессии сыграли, по его словам, уроки Павла Владимировича. Нет, в любимчиках он у него не ходил. У Павла Филина любимчиков просто нет. Есть дети, которые симпатичны или не очень нравятся по человеческим качествам, но это совершенно не влияет на его отношение к ним как к ученикам. Педагог должен уметь разделять личное отношение и профессиональное: на сколько ответил человек на уроке — столько баллов и получает.

— Павел Владимирович, в профессию как попали?

 — Случайно!

— Как так? Разве можно случайно стать учителем?

— Я вообще-то в БИТМ поступал (Брянский институт технического машиностроения, ныне БГТУ — Брянский государственный технический университет. — Прим. ред.) на специальность «городской электрический транспорт». Не хотели брать — у меня были проблемы со здоровьем, плохое зрение. Мой одноклассник в то время уже отдал документы на физмат, мы с ним так дружили, вот он говорит: «А пойдем!» Поступил в Брянский государственный педагогический институт, экзамены сдавать было совсем несложно. Конкурс был, но я математику хорошо написал, а по физике мне тоже поставили «четыре», наверное, потому что математику сдал нормально. По физике очень сложный попался вопрос — теория относительности Эйнштейна, а я тему вообще не знал, она у нас была мелким шрифтом написана в учебнике физики, так я ее даже не читал. Но попался адекватный преподаватель. Я вначале решил задачку, он смотрит — человек решает, а тут, отвечая на вопрос, пытается выкрутиться и не знает ничего... Наверное, он решил — пусть дальше не рассказывает, пусть будет четверка.

Вспоминая собственный ученический опыт, памятуя, как отвечал экзаменатору методом научного тыка, Павел Владимирович теперь старается оценивать даже не степень точности ответа, а скорее тот объем усилий, который затратил на подготовку этого ответа ученик. Кто из ребят на что способен, он видит сразу, этому научился более чем за 20 лет, стоя у классной доски. Его позиция: если ты не тунеядец, то, конечно, свою рабочую троечку получишь. А пятерки-четверки надо заслужить. Если видно, что человек учится спустя рукава, вызываю на серьезный разговор. Чтобы люди работали. Для меня важно, чтобы человек трудился, научился работать, не важно, что он будет делать, если он умеет себя организовать, он потом сам изучит, что надо.

...Сейчас в школах преимущественно женские учительские коллективы. В брянской школе №46, где работает Павел Филин, всего семь педагогов мужчин, включая директора школы Сергея Юрьевича Гридина. А весь коллектив — около 70 человек. В женском окружении свои особенности, но ему этот коллектив дорог, ведь в нем работают учителя, которые учили еще его самого. Так что выпускник БГУ молодой педагог Павел Владимирович Филин пришел в коллектив, который хорошо знал, и с первых дней ему в этом коллективе хорошо и комфортно.

До и после конкурса

— Павел Владимирович, а у вас к чему больше душа лежит, что вам ближе — математика или информатика?

— В этом году у меня будет больше часов информатики, в прошлом было больше математики. Мне ближе математика. Это нечто такое фундаментальное, незыблемое, а информатика... Технологии развиваются очень стремительно, и дети порой знают больше и разбираются в современной технике лучше, чем я. Они даже спрашивают иногда: «Вот вышло новое приложение», а я об этом даже и не слышал, тогда я отвечаю: «Узнаете, расскажете мне, я буду рад».

— Но ведь информатика, которую вы преподаете, — предмет, требующий хорошей материальной базы. Как у вас в школе с этим дела обстоят? Что-то меняется в последние годы?

— Конечно. Сейчас школы обеспечиваются компьютерами, и это очень хорошо. У нас два компьютерных класса, они полностью укомплектованы, в них могут и после уроков дети приходить.

...Можно даже не спрашивать, какое прозвище у учителя по фамилии Филин. Ученики за глаза его так и зовут. Одно время у Павла Владимировича было прозвище Гарри Поттер из-за того, что педагог носил круглые очки, проблемы со зрением у него с детства, но прозвище это не прижилось, сделал операцию на глазах, очки стали не нужны.

— Между собой ребята зовут меня по фамилии, я классный руководитель, и если идем разбираться, обычно слышу, кричат: «Филин идет...» Я стараюсь быть с ними требовательным, строгим. Меня, конечно, можно при желании вывести из себя, как и любого человека, но это редко, и я воспринимаю это как свое поражение, потому что совершенно бессмысленно. Я стараюсь спокойно требовать то, что я в силах от них потребовать. Сейчас от детей не очень много можно потребовать  — ситуация в школе сильно отличается от той, когда мы учились, но, может, это и хорошо! Сегодня ребенка воспитывает общество. И нет смысла школе что-то навязывать, декларировать какие-то правила поведения, которых нет в жизни. Я прихожу к мысли, что самое лучшее воспитание — на своем примере показывать: можно жить так, а можно иначе. Не все, конечно, это воспринимают.

— А у вас есть разделение жизни на до и после конкурса, когда вы стали учителем года в Брянской области?

— Не могу сказать, что конкурс сильно изменил мою жизнь, но есть немного. Я раньше старался избегать всех этих конкурсов, меня много лет подряд выдвигали на него в районе, но всякий раз я отказывался по разным причинам. Я раньше относился к этому всему несерьезно. Еще когда-то давно, в первый раз, мне предложили: вот сходишь, сбацаешь что-нибудь на гитаре и победишь. Такое пренебрежительное отношение мешало смотреть на все это серьезно. Я думал: не нужна мне такая победа. Потом решил, что победить, в общем-то, нереально... В итоге, побывав на конкурсе, окунувшись в его атмосферу, я понял, что можно победить. Нужно. Конечно, я не всем доволен, рассчитывал лучше выступить на российском финале в Липецке. Мог бы подготовиться, но было тяжело — готовился по ночам...

Уважительная причина недостаточной подготовки Павла Филина к финальным состязаниям в конкурсе «Учитель года» гуляет здесь же, неподалеку, за руку с мамой Марией, которая, кстати, тоже по профессии программист. Елизавета, младшая дочь Павла Филина, родилась в апреле 2012 года — едва закончился региональный этап конкурса, в котором папа стал победителем. И в то время, когда он готовился к всероссийскому финалу конкурса, Елизавете было всего несколько месяцев.

— Урок на конкурсном выступлении я сделал хорошо, остался доволен. Остальные этапы — импровизация на темы, которые выбирали дети. Она меня никогда не пугала, я сам себя успокоил и даже не готовился. Последним этапом был разговор с учащимися, и я решил провести его в форме заседания Совета Безопасности ООН. Технически на конкурсе все было очень хорошо обеспечено, на самом высоком уровне, как говорится, любой каприз: цветной лазерный принтер, Интернет, бумага неограниченно... Мы с детьми пришли в конце к выводу, к которому должны были прийти, они поставили свои подписи в резолюции, как представители разных стран... А после конкурса появилось самое главное — желание пробовать свои силы. Я в Интернете нашел кучу профессиональных конкурсов. Теперь я там размещаю свои уроки, у меня свой сайт, его я тоже продвигаю для участия в различных конкурсах. Дошло до того, что я даже участвовал в конкурсе факелоносцев предстоящей Олимпиады. Кстати, на конкурс, еще районный, меня подвигла жена, она же убедила меня участвовать и в конкурсе факелоносцев. И я прошел, так что зимой вместе с другими победителями буду бежать по улицам Брянска с олимпийским факелом. На самом деле это очень интересно — участвовать в конкурсах.

И математик, и поэт

Помимо школы у Павла Филина много увлечений, среди них гитара, на ней научил играть старший брат. Не имея профессионального музыкального образования, Павел Филин является автором и исполнителем собственных песен. Его сайт в Интернете называется «Мои миры». Профессия учителя лишь один из миров этого увлеченного человека. Там есть мир песен, мир стихов, мир сказок, а также мир тайцзицюань — несколько лет Павел Филин увлекается этим видом восточных единоборств, даже ведет группу в районном Доме культуры. Это своего рода мировоззрение, оно помогает человеку формировать взгляд на жизнь, и этот взгляд является универсальным в любой ситуации. Еще одно увлечение  — это путешествия.

— Мы с женой успели до рождения ребенка дважды побывать в Карелии. С палаткой. Ездили на Южный Урал, сплавлялись на байдарках по реке Агидель, побывали в заповеднике Шульган-Таш в Башкирии, посетили Горный Алтай, где тоже получили незабываемые впечатления. В Крым, Абхазию — много куда ездили. В планах — Байкал, Камчатка, хочется по стране поездить, мест много: Соловки, Хибины...

Пишу песни, хотя сейчас не до них, на первом месте семья. В последнее время увлекся литературой, публикуюсь на интернет-порталах современной литературы, на одном из них участвую в конкурсе «Писатель года». На победу особо не надеюсь, но все равно интересно попробовать. Понимаете, школа занимает важное, но не главное место в моей жизни, школа — это профессия. Хотя сейчас и в профессии открываются какие-то перспективы, я могу развиваться. Просто вести уроки мне уже не так интересно. Со времен Песталоцци написано столько методических разработок, как воспитывать детей, как их учить, и они пишутся-пишутся-пишутся, но я не могу сказать, что за эти несколько сотен лет сам процесс обучения стал лучше. Что-то не то, что — я еще не знаю, не могу понять, а хочется понять. Это и держит в профессии. Мне всегда было интересно работать с детьми. Какой-то смысл должен быть в жизни. Не заработать миллион, а что-то преодолеть, изменить в себе. Если раньше я пытался изменять мир, то теперь понял, что это бессмысленно. Теперь пытаюсь менять себя самого, развиваться, идти дальше. Гораздо труднее, чем менять других, но это реально то самое, что можно сделать....

За каплей капля по стеклу

Стекает, оставляя след,

И на вопрос: «Зачем живу?»

Лишь улыбается в ответ.

В глазах прозрачных дождевых

Видна другая сторона,

Горит в просторах неземных

Моя волшебная страна.

Сияет чистым янтарем

И сводит медленно с ума,

И я к ней ближе с каждым днем

Во власти мокрого стекла.

Прильнув лицом, ловлю тот свет,

Вживляю в разум свой и кровь

И каплей оставляю след

На хрупкой плоскости земной.

Светлана Иванова, «Учительская газета», № 36 от 3 сентября 2013 года



Гущин Д. Д.