На главную страницу
Поддержка сайта: [email protected]

Поддержка конкурса: Консультационная линия
Группа ВКонтакте

Сегодня день рождения:

Дидигова З. А.
финал конкурса 2010 года

Тарасова И. Ю.
финал конкурса 2013 года

Маркуева Е. Д.
финал конкурса 2015 года

Труфанов Е. Е.
финал конкурса 2017 года

 

Информация о конкурсанте

 


Большой рывок амурского тигра

О пользе неоконченного технического образования

Путь в профессию многих учителей года напоминает довольно незамысловатую кривую: родом из педагогической династии, всю жизнь мечтал пойти по стопам родителей, окончил пед, долгие годы бессменно работает в школе, ничуть не жалея об этом, и дети его тоже стремятся стать учителями. Но этот довольно банальный сюжет совершенно не годится для Дмитрия ФИЛАТОВА, преподавателя географии, биологии, ОБЖ и физкультуры талаканской средней школы №6 Бурейского района Амурской области. Его история куда более наворочена...



Метаморфозы технаря


— Мой путь в педагогику был долог и тернист, — рассказывает Дмитрий Михайлович. — Поступая в Амурский госуниверситет на факультет автоматизации и электрификации по специальности «инженер автоматизации», я совсем не думал о школе. К сожалению, окончить вуз мне не удалось, пришлось с неоконченным высшим пойти работать слесарем в котельную. Там у меня было очень много свободного времени, особенно в ночную смену, поэтому я много читал — столько, сколько не могу себе позволить сейчас. Именно в котельной я понял, что зря считал себя технарем, мне гораздо ближе гуманитарные и естественные науки. А в соседнюю школу зашел, просто чтобы позаниматься спортом в спортзале, поддержать форму. Познакомился с тренером по туризму, сначала просто ходил вместе со всеми в походы, затем стал помогать в организации, замещать руководителя. И тут выяснилось, что у меня нет права вывозить детей, поскольку нет педагогического образования. Тогда и было решено заочно окончить педвуз.

Конечно же, человеку, который любит спорт и нагрузки, было бы логичнее поступить на факультет физического воспитания, но к тому времени Филатов уже умудрился заработать травму и пришел к выводу, что ближе всего к любимому занятию география.

— Ничуть не жалею, что окончил геобиофак, — говорит он. — География, как мне кажется, — это вообще надпредмет, поскольку в ней есть элементы и математики, и физики, и истории, и биологии, и литературы. Очень жаль, что ей отводится лишь один час в неделю, ведь она дает как раз то, что требуют новые ФГОС, — умение решать любую задачу на основе универсальных знаний. А благодаря биологии я могу уже по-другому взглянуть как на физкультуру, так и на ОБЖ, что дает возможность преподавать эти предметы без особого напряжения.

Правда, понял это он гораздо позже, так как после педвуза, который Дмитрий Михайлович окончил с красным дипломом, ему предложили остаться на кафедре географии и заняться научной и преподавательской деятельностью. Он с увлечением изучал бабочек, ездил в экспедиции, работал со студентами. Но, как это нередко случается, настало время, когда вдруг оказалось, что вузовской зарплаты перестало хватать. Пришлось скрепя сердце сменить сферу деятельности и уйти в коммерческую организацию.

— И вот тут я понял смысл фразы «деньги не главное», — признается Филатов. — Внезапно оказалось, что для меня жизненно необходимо общаться с детьми, учить их хорошему, делиться знаниями и умениями, которых у меня немало. Может, это покажется странным, но в какой-то момент, взвесив все за и против, я принял решение бросить бизнес, несмотря на то что он приносил неплохой доход, и пойти работать в школу простым учителем.



С места в карьер


Неоконченное техническое образование и оконченное педагогическое на фоне нескольких лет работы в котельной, преподавания в вузе и занятия бизнесом дают поразительные результаты. Человек с такой необычной биографией способен смотреть на мир совсем иными глазами, нежели классические учителя, выросшие исключительно в традициях советской педагогики. Дмитрию Михайловичу, например, не составляет никакого труда помимо географии и биологии вести и другие предметы, причем делает он это с удовольствием, поскольку ему явно тесно находиться в рамках какой-то одной школьной дисциплины. И почему-то вполне логичным и закономерным кажется его решение принять участие в конкурсе «Учитель года» буквально через год, после того как он пришел в школу. В самом деле, а чего тянуть-то, перестраховываться, если есть не только желание, но и возможности?

— Если честно, то у меня было несколько стимулов подать заявку на участие, — делится секретом педагог. — Как это ни удивительно, но сколько бы ты ни работал и кем бы ни был до школы, сюда ты все равно приходишь, чтобы начинать свою деятельность с нуля, то есть с низшей категории. И повысить ее можно двумя способами: либо постепенно нарабатывать материал, готовя документацию, обучаясь на курсах повышения квалификации Института развития образования, чтобы потом пройти аттестацию и подняться на одну ступень, либо сделать рывок, совершить какой-нибудь из ряда вон выходящий поступок, чтобы сразу перепрыгнуть через несколько ступеней.

Стоит ли удивляться, что Филатов выбрал второй путь?! Конечно, по его словам, далеко не все оценили это правильно, ведь те, кто работает в школе много лет, довольно прохладно относятся к молодым (не по возрасту, а по опыту), претендующим на что-то большее. Но разве это повод сидеть и ждать или смиренно трудиться лет 10-15, пока придет твой час и на небе взойдет твоя звезда? Дмитрий Михайлович не из тех, кто ждет, пока его начнут куда-то делегировать и выдвигать, его не страшат трудности, он привык преодолевать препятствия. При этом он искренне благодарен коллегам и близким людям, которые помогали ему бороться за победу на школьном, районном, областном и федеральном уровнях, верили в него с самого начала и остались с ним до конца.

— А особенно хочу сказать спасибо своей маме, — говорит Дмитрий Филатов. — Несмотря на то что у нее среднее техническое образование и она всю жизнь трудится на производстве, мама от природы обладает удивительным педагогическим талантом. Благодаря ей я стал самим собой.



Не изменить себе


— Мне кажется, главное в конкурсе — быть честным не только с окружающими, но и с самим собой, — убежден педагог. — Очень странно видеть людей, которые изо всех сил пытаются выставить себя в более выгодном свете, особенно когда им это не удается. И уж совсем тягостное впечатление остается от людей, воспринимающих любую критику и поражение как трагедию и личную обиду. Тому, кто не умеет проигрывать, вообще противопоказано участвовать в таких конкурсах. Или, точнее, в любых конкурсах.

По мнению некоторых, его категоричность и нестандартная манера общения несколько выбиваются из традиционных представлений о том, каким должен быть лучший учитель. С другой стороны, все мы и так понимаем, что именно таким он и должен быть — непохожим на все рядовое, обычное.

Кому-то кажется странным, что он, встречаясь в Кремле с Президентом России, спросил Путина вовсе не о том, о чем надо было, а о возможности возврата к принудительному распределению выпускников педвузов и направлению их в отдаленные школы, где сейчас работают исключительно энтузиасты. С другой стороны, трудно не согласиться, что Филатов при этом всего лишь озвучил тему, которая все равно у всех на слуху, и почему бы ему не использовать шанс услышать мнение первого лица государства?

Как у любого другого, у него есть сильные и слабые стороны, достоинства и недостатки, плюсы и минусы. Филатов постоянно работает над собой, анализирует свои промахи, делает выводы. Не все пока еще удается, например, он признается, что так и не смог бросить курить, хотя учителю биологии эта пагубная привычка совсем не к лицу. Но, хочется верить, сила воли и здравый смысл все-таки победят. Ему ли пасовать перед пороками?

Больше, чем общение

Подобное притягивает подобное. В Липецке ему очень хотелось пообщаться с другими участниками, ведь это такая возможность научиться у них чему-то, что не умеешь сам. Увы, чрезмерно насыщенный график финала конкурса не позволил в полной мере удовлетворить это желание. Впрочем, нет худа без добра — нереализованная жажда общения трансформировалась в стремление наладить сетевое взаимодействие между лучшими учителями.

— Сразу по приезде домой мы создали группу «Учитель года – 2012» ВКонтакте и в Одноклассниках, где продолжаем общаться, — рассказывает Филатов. — Но там далеко не все участники, дай бог, половина наберется. Некоторые, причем не только проигравшие, но и победители, после конкурса просто выключились, ушли в тень. Возможно, они достигли поставленной цели и успокоились, им больше ничего не надо. А может, наоборот, не достигли. Но все равно жаль!..

Дмитрий Михайлович относится к тем людям, которые не останавливаются на достигнутом. При этом он умеет не только видеть свои собственные ошибки, но и предостерегать других от аналогичных промахов. Именно поэтому он твердо намерен не выходить из конкурсного движения и передавать свои знания тем, кто будет представлять Амурскую область в следующем году.

А еще его мечта организовать здесь, на Дальнем Востоке, серию образовательных экспедиций, подобных тем, которые проводит в Центральной части России учитель года Москвы – 1997 Владимир Головнер. Ведь поездки с учениками по старинным русским городам и селениям, призванные ознакомить ребят с географией и историей нашей страны, — это так близко тому, чем Филатов занимался раньше.



Послевкусие


Каждый год в конкурсном движении участвуют тысячи и тысячи педагогов по всей стране. Да, многие, разочаровавшись, сникают, исполняются скептицизмом и неверием. Но сколько тех, для кого это испытание стало мощнейшим стимулом к развитию! Поверив в себя, они готовы взяться за любое трудное дело и вложить в него всю свою энергию, данную природой и полученную на конкурсе. И главная задача руководителей на местах — уметь направить эту энергию в нужное русло, использовать во благо нашему образованию.

Дмитрий Филатов, например, пройдя столь тернистый путь, имеет очень четкое представление, какой учитель сегодня нужен нашей школе и какой преподаватель нужен вузу. По его словам, если бы ему дали такую возможность, он обязательно ввел бы в каждом педуниверситете что-то типа годичной интернатуры на 6-м курсе. Это помогло бы выпускникам стать более подкованными и мотивированными не только в теории, но и на практике.

Может, пока железо еще горячо, имеет смысл поручить Филатову у себя в области организовать эксперимент по созданию новой системы высшего педобразования? Уверен, с его энтузиазмом идея обречена на успех!

Вадим Мелешко, «Учительская газета», № 01 от 1 января 2013 года



Гущин Д. Д.