На главную страницу
Поддержка сайта: [email protected]

Поддержка конкурса: Консультационная линия
Группа ВКонтакте

Сегодня день рождения:

Безумова О. Б.
финал конкурса 2013 года

Тубаева Ж. Х.
финал конкурса 2013 года

Жуков Ф. А.
финал конкурса 2006 года

Грачева Е. А.
финал конкурса 2021 года

Крупышева М. С.
финал конкурса 2022 года

 

Информация о конкурсанте

 


Мы сами избираем свой путь

Математик с 17-летним стажем не ушла из школы даже тогда, когда за работу платили... полотенцами

Елена СЕМЕНОВА похожа на 20-летнюю девушку — очень стройная, с прямой осанкой, на лице никаких следов усталости или отрицательных эмоций. Словно ее не касались житейские бури, будто нет за плечами 20 лет, прошедших после окончания института, большую часть которых она отдала работе в школе. Но не только внешняя красота этой замечательной женщины поражает при знакомстве с ней. Елена Владимировна — умный, цельный, творческий и очень интересный человек. Одной из ключевых черт настоящей женщины, по моему мнению, является верность. Елена Семенова — учитель года Псковской области — этим качеством обладает сполна.



Верность профессии


В ее трудовой книжке только одна запись. 17 лет Елена Семенова работает преподавателем математики в псковской школе №12 имени Героя России А.Ю.Ширяева. Придя на работу в школу, молодая учительница, имевшая по физике и математике и в школе, и в вузе только «пять», ощутила первые трудности. Оказалось, что методика преподавания, которую студенты изучали в институте, и реальный урок по математике разделяет пропасть...

«Возникает некоторая паника. Ты ощущаешь, что подкован теоретически, обладаешь знаниями, но на самом деле приходишь после института, как чистый лист, — вспоминает Елена Семенова. — Методику изучения каждой темы ты более или менее освоишь, проработав 5, а то и 10 лет. Тогда ты будешь знать каждый штрих в каждой теме, предполагать, где у детей могут возникнуть проблемы и как над этим работать. Я считаю, что в пединститутах недостаточно внимания уделяют методическому разбору преподавания отдельных тем».

Начало педагогического пути Елены Семеновой пришлось на 1990-е годы. Это было тяжелое для страны время. У Елены Владимировны к тому же родилась дочка... «Хорошо, что муж трудился в другой сфере, — говорит педагог. — И родители помогали. А нам в школе тогда не платили зарплату по четыре-пять месяцев. Потом начали использовать бартер. Такая практика, насколько я знаю, во многих школах страны существовала в середине 1990-х. Нас, я помню, прикрепили к галантерейному магазину. Хочешь, бери вместо зарплаты сервиз, хочешь — полотенца или кошельки, только вот на ужин семье все это не принесешь... А потом учителей нашей школы к другому магазину прикрепили: там можно было люстру получить вместо зарплаты или телефонный аппарат. Не скрою, в те времена пришло разочарование. Думала даже о том, чтобы сменить профессию. Но я верила, что все будет нормально. И не такое наша страна видала... И действительно, все постепенно наладилось».



Верность семье


Елена Семенова из семьи медиков. Ее мама — стоматолог, муж — хирург. И дочка Елены Владимировны, которой недавно исполнилось 20 лет, выбрала медицинскую профессию. Елена Владимировна единственный учитель в этой династии врачей.

Женщинам-педагогам всегда сложно принадлежать одновременно и школе, и семье. Слишком большой самоотдачи и духовного труда требует профессия... Как найти время и силы не просто уделить внимание своим домашним — жить с ними каждый день их радостями и горестями? Это очень трудно. Не зря среди учительниц много одиночек, и не случайно женщины-педагоги часто говорят о том, что их мужья хотели бы, чтобы они сменили работу... Поэтому я ничуть не удивилась, когда на мой вопрос «Ваши домашние с пониманием относятся к вашей профессии?» — Елена Семенова ответила так: «Вы знаете, за последние десять лет смирились... А поначалу категорично говорили, чтобы я оставляла школьные дела за порогом дома! Я сама стараюсь не говорить о школьных проблемах в семье, потому что в глубине души знаю: мои близкие меня не поддержат в этом. Они сочувствуют мне, сопереживают, уважают мою деятельность. Но они хотят, чтобы дома я принадлежала только им. И это, наверное, правильно».

В семье Семеновых кроме старшей дочери сынишка-пятиклассник. Учится в школе, где работает мама. Маму любит, по математике учится хорошо, но больше интересуется историей и другими гуманитарными науками. Все Семеновы очень любят путешествовать. Каждые выходные обязательно отправляются на машине за город. На протяжении уже двух десятилетий. Изборская крепость в окрестностях Пскова любимое место семейного отдыха.



Верность себе


Математика — наука сухая и неинтересная. Это первый из стереотипов о математике. Второй стереотип: к математике, увы, способны не все, есть бедные люди — чистые гуманитарии, которые при виде четких столбиков примеров на доске сразу впадают в сон или нервную депрессию.

Если отбросить преувеличения, можно утверждать, что приблизительно с 5-го класса, когда программа по математике становится сложнее, многие дети начинают ощущать неуверенность. Добавьте к этому несколько пропущенных по болезни уроков — и все, ребенок перестает ориентироваться в определенном разделе математики. Следующая тема, как правило, базируется на той, что ребенком была пропущена. Приходят плохие отметки, а с ними складывающееся у ученика убеждение, что лично он к математике не способен. Гуманитарий, что тут поделаешь!

Елене Семеновой приходится работать именно с ними — гуманитариями. На ее попечении в основном старшие классы, а те, кто любит математику и физику, массово уходят после 7-го класса в местный технический лицей. Что делать? Заинтересовывать, считает Елена Владимировна. А еще она уверена, что абсолютно неспособных к математике детей не бывает!

«Те, кто считает себя чистыми гуманитариями, ставят себе психологический блок, — считает Елена Семенова. — На самом деле мы сами избираем свой путь! Да, есть дети, более способные к математике, им легче. Но те, кому этот предмет дается труднее, словно навсегда отсекают от себя математику, изучают только базовый уровень и не стараются прилагать лишних усилий. Задача педагогов — таких детей увлечь своим предметом. Искать новые приемы, вносить в урок интересные неожиданные элементы. Здесь у каждого учителя существуют свои наработки. У меня, например, дети постоянно находятся в напряжении на уроке, потому что я часто... ошибаюсь. Специально сама делаю ошибку или детей не останавливаю, когда они ошибаются. Этот прием стимулирует умственную деятельность и вызывает интерес. Еще использую проблемные ситуации, занимательные моменты, арт-технологии. К арт-технологиям относятся написание сказок, использование музыкальных фрагментов, различных физкультурных пауз. Все они всегда связаны с темой урока. Например, на открытом уроке в рамках конкурса «Учитель года» я использовала элементы китайской дыхательной гимнастики цигун. Темой урока была статистика, а эта наука зародилась именно в Китае...»

Заинтересовать математикой всех без исключения детей — такова главная педагогическая цель Елены Семеновой. Ради этого она выискивает занимательные факты, связанные с математикой, находит связи математики с другими учебными предметами. К процессу подключена и вся семья Семеновых, только они об этом... не знают. Для преподавания темы «Статистика и теория вероятности» Елене Владимировне бывают нужны занимательные факты из жизни. Так что вечерами в кругу семьи, когда муж и мама, ни о чем не подозревая, делятся информацией из медицинской сферы, Елена Владимировна запоминает интересные сведения, чтобы потом рассказать о них на уроке.

«Я постоянно ищу связи математики с жизнью, — поясняет педагог. — Чтобы дети видели, что математика не сухая наука, что она интересна! Мои ученики настолько к этому привыкли, что теперь и сами собирают интересные сведения. У нас создана большая копилка занимательных фактов по математике».

Да, связь с жизнью одна из проблемных точек изучения математики в школе. Не секрет, что на том же рубеже 5-го класса многие родители входят в роль репетиторов для своих детей. И тут мамы и папы, некогда получавшие пятерки в школе и в институте по математике, обнаруживают, что понятия синуса, линейной функции и первый признак равенства треугольников напрочь выветрились из их голов... Открытие неприятное! У некоторых возникает сомнение, а стоит ли вообще изучать столь далекую от жизни дисциплину? Ведь многие области математики никогда не пригодятся в большинстве профессий и в быту!

Эта проблема известна Елене Семеновой. Поэтому она выступает за то, чтобы в содержание современных учебников по математике включалось как можно больше заданий практической направленности.

«Я с удовольствием вижу, что в учебниках по математике, разработанных в последние годы, есть тенденция к увеличению числа прикладных задач практического содержания, — говорит Елена Владимировна. — Дети должны видеть, где применяется математика, зачем она нужна. На протяжении последних четырех лет и в ЕГЭ включают задания с практическим содержанием. Это, например, задачи на расчет маршрутов, тарифных планов. Даже задачи геометрического содержания можно связать с практикой: не абстрактный цилиндр, например, предложить, а дать задание на емкость аквариума. Если бы мне предложили скорректировать программы по математике, то в старших классах я бы не убирала из программы никаких тем. Но давала бы не пустые задачи на наибольшее или наименьшее значение функции, а задания прикладного характера. А вот в среднем звене можно было бы кое-что и убрать. Только не вероятностно-статистическую линию. Я рада, что этот раздел включен теперь в ГИА и ЕГЭ. Такие задания — это база физики, химии, обществознания. Из учебников средних классов я бы убрала тему «Погрешности», она больше нужна в физике, и ее можно было бы отнести к необязательному курсу изучения. Такую тему, как «Дробно-рациональные выражения», я бы перенесла на десятые классы, на уровне 9-го класса детям эта тема сложно дается. Очень жалко, что из программы убрали теорию пределов. Я считаю, что ее надо было оставить, в 10-11-х классах она хорошо подводит к понятию производной...»

15 лет назад, когда Елена Семенова впервые защищалась на высшую квалификационную категорию, ее научный руководитель предложил ей участвовать в создании учебника по алгебре для углубленного изучения. Елена Владимировна тогда с энтузиазмом работала по системе проблемно-модульного обучения, сама разрабатывала модули для старших классов, которые ей предлагали опубликовать и включить в учебник. Если в тот период молодой педагог была увлечена теорией математики, то теперь, по ее собственному признанию, ей интереснее работать на практике с детьми. Но при этом, как и прежде, учительница с интересом следит за новейшими тенденциями в педагогике, широко использует на своих уроках информационно-коммуникационные технологии.

Если педагог так увлечен своим предметом, могут ли оставаться равнодушными к математике дети?! Конечно, нет! А то, что математики — люди разносторонние, подтверждает страстное хобби Елены Семеновой — танцы! С широко известным в Псковской области хореографическим ансамблем «Радость» педагог объездила всю Россию и Европу. Такое увлечение, кстати, раскрывает секрет необычайной стройности и молодости Елены Владимировны. Учительница математики долго преподавала в своей школе ритмику, до сих пор помогает школьному хореографу в постановке танцев. Классы, в которых Елена Семенова является классным руководителем, — лучшие на школьных вечерах, юноши и девушки блистают в вальсах и современных танцах... Стоит ли говорить, что и это увлечение Елены Владимировны хореографией длится уже около 20 лет... Постоянство и творчество — черты настоящей женщины и истинного педагога!

Светлана Потапова, «Учительская газета», № 10 от 5 марта 2013 года



Гущин Д. Д.