На главную страницу
Поддержка сайта: [email protected]

Поддержка конкурса: Консультационная линия
Группа ВКонтакте

Сегодня день рождения:

Владимирова Е. М.
финал конкурса 2014 года

Шаматрина Н. В.
финал конкурса 2017 года

Гаврик О. В.
финал конкурса 2018 года

Иванилова О. А.
финал конкурса 2019 года

Бербенцева М. Б.
финал конкурса 2020 года

Скляниченко Г. А.
финал конкурса 2022 года

 

Информация о конкурсанте

 


Метод пружины

Зачем нужны видеокамеры в спортзале?

За плечами преподавателя физкультуры Сергея Рогушина 24 года работы в школе. Архангельский государственный педагогический институт он выбрал в юности не колеблясь: мама всю жизнь преподавала в школе немецкий язык, отец, по профессии инженер, вел лекции в вузе. Ну а предмет — физическая культура — просто оказался самым любимым. По отдельным видам спорта, таким как гимнастика, плавание, бег на лыжах, у Сергея Рогушина есть взрослые спортивные разряды. Самой-самой любимой была и остается для Сергея Германовича гимнастика. «Есть школы, которые сейчас отказываются от гимнастики на уроках физкультуры, — говорит Рогушин. — Причина в том, что администрация и учителя боятся травматизма. Но у нас в школе гимнастика преподается обязательно и в полном объеме».

В школе поселка Васьково Приморского района Архангельской области, где Рогушин работает последние 5 лет, для преподавания гимнастики условия, увы, не самые замечательные. Сельские школы, как правило, не избалованы обилием спортивного инвентаря. А вот в одной из престижных частных школ Архангельска, в которой Сергей Германович работал в течение 15 лет до Васьковской СОШ, материальная база была отличная: и брусья в спортзале наличествовали, и перекладина большая, и спортивные конь и козел. В Васьковской школе из перечисленного великолепия — один козел, так что, используя невеселый каламбур, можно сказать — особо не разбежишься. Почему же пять лет назад Рогушин решил сменить городскую частную школу на сельскую муниципальную? В стандартной системе жизненных ценностей подобный выбор выглядит проигрышем. Теперь Рогушину, кстати, еще и до места работы и обратно нужно добираться почти два часа — живет-то он по-прежнему в Архангельске, а работает в Васьково. Эту тему, конечно, не могли обойти стороной журналисты архангельских и федеральных СМИ в интервью, которые Сергей Рогушин, победитель Всероссийского конкурса профессионального мастерства педагогов-новаторов «Урок физкультуры XXI века – 2011» и конкурса «Учитель года Архангельской области – 2012», давал прессе в течение последних двух лет.

Я внимательно прочитала эти интервью перед нашим разговором с Сергеем Германовичем. Все журналисты, словно сговорившись, объясняли решение о смене места работы Рогушиным так: мол, захотелось ему попробовать чего-то новенького, начать с нуля. Однако такой аргумент выглядел неубедительным. Извинившись за вопрос и заранее оговорив, что отвечать на него необязательно, я все-таки поинтересовалась у Рогушина: почему? Ну не похож этот серьезный обстоятельный человек на авантюриста, без оглядки из-за внезапной причуды меняющего жизнь. И Сергей Германович вдруг неожиданно раскрылся, доверительно сказал: «В частной школе, понимаете, все условия есть. Но нет... свободы!»

За этой сдержанной фразой, поймет каждый педагог, стоит очень многое... В Васьковской школе учитель Рогушин впервые почувствовал себя ни от кого и ни от чего не зависимым. И у Сергея Германовича появилась возможность реализовать творческие планы, которые он вынашивал много лет...

Его творческая фантазия не ради самой фантазии, а для конкретных целей. Цель же Рогушин, по его словам, определил себе такую: взять самых обычных ребят из глубинки и вырастить из них настоящих спортсменов. До Рогушина Васьковская школа считалась отстающей в спортивном плане даже в своем Приморском районе. В последние четыре года среди учеников Васьковской СОШ появились два победителя и три призера областных олимпиад по физической культуре. Но больше Сергей Германович гордится другими результатами — в конце минувшего учебного года его 6-й класс выиграл районные президентские состязания. «Это уже не отдельные личности, а весь класс! — подчеркивает Рогушин. — Своим трудом ребята добились успеха. Вот такие вещи и приносят радость от работы!»

В чем секрет успеха? Может быть, сыграл роль тот фактор, который в отношении других учебных предметов считают отрицательным, — малая наполняемость сельских школ? В классах Васьковской школы учатся в среднем по 12 человек. «С маленьким количеством детей работать легче или сложнее?» — спрашиваю Рогушина. Оказывается, сложнее.

«Есть классы, где учатся по 6 человек, — рассказывает Сергей Германович. — Как в них, например, научить детей игровым видам спорта? Из такой необходимости и родился у меня пять лет назад метод, который я назвал методом пружины».

Метод пружины Рогушина работает следующим образом. На уроки в старшие классы он приглашает младшеклассников, которые показывают успехи в том или ином направлении и которым маловато уровня сверстников. Срабатывает и обратное: если педагог чувствует, что у кого-то из старшеклассников не получается определенное упражнение, он отправляет такого ученика в младшие классы, где данную тему только начинают изучать. Такая методика распространяется и на целые классы: допустим, обучиться азам пионербола первоклассникам, оказывается, легче всего в смешанной команде с четвертым классом. В таких случаях к каждому ученику младшего класса прикрепляется «инструктор» из старшего класса, который в течение всей игры ему помогает.

Свой метод пружины Сергей Рогушин впервые представил широкой педагогической общественности на Всероссийском конкурсе профессионального мастерства педагогов-новаторов «Урок физкультуры XXI века» в 2011 году. Тема тогдашнего конкурсного урока для семиклассников звучала, прямо скажем, обыденно: «Обучение верхней прямой передаче в волейболе». Ну что здесь может быть нестандартного и интересного?! Тем не менее с такой темой Рогушин выиграл конкурс, опередив около двух тысяч педагогов из 72 регионов России. Ведь главным для него было не привлечь внимание жюри оригинальностью, а поделиться опытом, помочь таким же, как он, преподавателям физкультуры из разных регионов страны увлечь детей своим предметом, сделать их хоть чуточку спортивнее, здоровее, активнее...

Сергей Рогушин пока не встречал описания подобного метода в педагогической литературе. Педагог считает его перспективным для небольших школ.

— Этот метод, вероятно, можно было бы перенести и на другие предметы? — рассуждаю я вслух.

Сергей Германович соглашается:

— Почему бы и нет? Например, у ребенка «западает» таблица умножения, а учитель уже говорит ему про какие-то более сложные вещи. Может, нужно такому ученику ненадолго вернуться в более младший класс, таблицу умножения поучить? Или, наоборот, ребенку скучно в своем классе при изучении определенной темы — он давно уже все понял, так пусть он посидит на уроке в старшем классе!

— Но в младшем классе старшеклассник может почувствовать себя довольно неудобно. Может быть, ему дать возможность подготовиться и выступить затем в роли помощника учителя?

— Да, опыт показал, что такие ребята начинают ощущать себя помощниками учителя и им приятно выступать в подобной роли. Надо, конечно, учителю проявить чуткость, чтобы ребенок, пришедший из старшего класса в младший, не ощущал психологического дискомфорта, так же как необходимо и подготовить малыша к приходу в старший класс или к соревнованиям вместе со старшеклассниками.

— Преподаватель физкультуры, как никто другой, готовит детей к реалиям жизни. Мальчикам предстоит идти в армию, девочкам — испытать в будущем физические нагрузки при вынашивании ребенка. Как вы считаете, готовит ли к жизни современная программа по физкультуре?

— Готовит, но, может быть, недостаточно эффективно. Тут еще многое зависит от семьи. Мне порой с родителями приходится работать даже больше, чем с самим ребенком. В семье должна быть как максимум привычка к спортивному образу жизни, как минимум — понимание и поддержка ребенка, занимающегося физической культурой. Мы у себя в школе стараемся привлекать родителей к участию в спортивных мероприятиях, например в совместных походах с детьми.

— Что бы вы посоветовали родителям купить ребенку для активного отдыха в свободное время с учетом скромного достатка семей, например, в сельской местности?

— В любой семье могут быть доступны скакалка, ракетка для пинг-понга или бадминтона. Пинг-понг — это еще и профилактика глазных заболеваний: сейчас ребята, к сожалению, очень много сидят за компьютером. Я думаю, любая школа может установить для детей теннисный стол. Скакалка — это уже для сердечно-сосудистой системы.

Стимулы для занятий спортом и физкультурой Сергей Рогушин для своих учеников придумывает разные. Например, он пригласил для судейства в районных соревнованиях «Папа, мама, я — спортивная семья» настоящего олимпийского чемпиона, бронзового призера Олимпийских игр 2004 года в Афинах тяжелоатлета Глеба Писаревского. Не во всякой школе, тем более маленькой сельской, бывал такой гость, согласитесь! Свобода творчества, которую ощущает Рогушин в Васьковской школе, привела кроме апробирования метода пружины к реализации еще одной его мечты. У него в спортивном зале установлена система из большого экрана, компьютера и четырех видеокамер. Проводя урок, педагог при необходимости включает камеры и потом показывает ребятам видеозапись. Так и справедливость судейства на соревнованиях можно подтвердить, и увидеть минусы каждого ребенка при отработке какого-то двигательного действия.

— Ребятам же интересно! — объясняет Рогушин. — Например, малыш из начальных классов учится делать кувырок вперед, голову вниз при этом, естественно, опускает и не видит своих дальнейших действий. А когда он на экране смотрит на самого себя, да я еще могу ему показать его кувырок в замедленном темпе, приходит понимание, что он делает правильно, а что нет. А для хорошего настроения можно с помощью техники и музыку включить на весь зал!..

— Сельские ребята увлечены Интернетом?

— Да, много времени проводят в соцсетях, — соглашается педагог. — И для сельских школьников, кстати, это особенная проблема. У наших учеников родители не имеют возможности найти работу в самом поселке, уезжают на работу в город на целый день. Если ребенок не занят ни в каких дополнительных секциях, он после уроков приходит домой, садится за компьютер и погружается в виртуальный мир, пока родители не приедут. Поэтому мы и агитируем родителей, чтобы они поощряли занятия детей в школьных кружках.

— Много детей приходит к вам после уроков?

— Конечно. У меня расписание дополнительных занятий по секциям для всех классов. Почему наши ребята побеждают в последние годы на соревнованиях? Во многом благодаря системе внеурочной подготовки.

— Можете ли вы выделить проблемы физкультуры в современной школе?

— Их много, но самое главное — комфортные условия. И комфорт начинается с мелочей. Если в школе будет организован душ, для того чтобы можно было помыться после активных физических нагрузок, это уже изменит отношение учеников к физкультуре. У меня сын с дочерью, они сейчас уже взрослые, учились в государственной школе в Швеции и сейчас живут в этой стране. Они мне рассказывали так: «Папа, если мы не сходим в душ после урока физкультуры, нас просто засмеют. У нас для этого в школе дается перемена 40 минут». Когда я сам работал в прошлом в частной школе в Архангельске, к нам приехал однажды учиться паренек из Норвегии. Так вот он никогда не ходил на следующий урок после урока физкультуры. Не из-за лени, а потому что он шел домой помыться в душе. Так принято в цивилизованных странах. И так должно быть в школах России.

Проблемы, надеется Сергей Рогушин, когда-нибудь будут решены. Многое ведь зависит и от самих учителей. Вот в Васьковской школе уже есть два зала, тренажерный и спортивный. За победы на районных и областных спортивных соревнованиях школа получила комплект хороших баскетбольных и волейбольных мячей. В прошедшем учебном году рогушинские ученики заняли третье место в районной спартакиаде школьников, и на полагающиеся 10 тысяч денежного вознаграждения, возможно, будет куплен конь для уроков гимнастики. А впереди — новый учебный год и, несомненно, новые победы! Их мы желаем Сергею Германовичу Рогушину и его ученикам!

Светлана Потапова, «Учительская газета», № 36 от 3 сентября 2013 года



Гущин Д. Д.