На главную страницу
Поддержка сайта: [email protected]

Поддержка конкурса: Консультационная линия
Группа ВКонтакте

Сегодня день рождения:

Поносов Д. П.
финал конкурса 2009 года

Каримова Ю. А.
финал конкурса 2010 года

Сапожникова Т. А.
финал конкурса 2013 года

Александрова Е. С.
финал конкурса 2015 года

Мандаева Н. Л.
финал конкурса 2015 года

 

Информация о конкурсанте

 


На волне понимания

«Вам интересно?» — «Очень!»

На экране два текста: известные стихи Александра Сергеевича «Я вас люблю, хоть я бешусь...» и его подстрочный «перевод» на молодежный смс-сленг. Людмила Печникова просит прочесть эти два признания и задает вопрос аудитории: «Поднимите руки, кому понравилось бы, если б о любви к вам поведали на «птичьем» языке?» Таких, конечно же, в зале не оказалось...

Людмила Владимировна знакомит учеников с фрагментами известных экранизаций литературных произведений и от видеоряда ведет их к авторскому тексту, к звучащему слову. Слово всегда оказывается весомее, глубже, выразительнее и ярче. Но к этому выводу дети приходят самостоятельно.

Особенностью преподавательского стиля Людмилы Печниковой можно назвать именно это — на всех ее уроках дети работают, думают, сравнивают, анализируют. Они не получают готовую информацию, а сами формулируют важные мысли, самостоятельно делают выводы. Иногда она намеренно включает в сценарий уроков провокации. Ученик должен согласиться с какой-то установкой или отвергнуть ее. Надо привести ребенка к противоречию, и тогда он начинает искать решение. Людмила Владимировна старается сделать так, чтобы ученики соотнесли своя «я» с миром литературного произведения, задумались над своей жизнью. В общем-то, это является сверхзадачей любого учителя литературы — через лучшие книги воздействовать на ум и сердце ученика, способствовать духовному росту, самоопределению. И знают об этой задаче все словесники, не все стремятся решить ее на практике. Людмила Владимировна ни на секунду не забывает о том, что ее ученики — это завтрашние взрослые люди. Поэтому старается, чтобы ни одного слова на ее уроке не пропало впустую, каждое может определить будущую дорогу учеников, более того — судьбу...

Как-то я услышала от Печниковой такую мысль: «Образование — это образ учителя, который может повлиять на судьбу своего ученика». Стало понятно, откуда эта постоянная требовательность к себе, Людмила Владимировна из тех, кто день за днем, год за годом шлифует образ, самосовершенствуется. Во всем, что она делает, и в том, как делает, чувствуется ежедневная работа над собой, то, что мы подразумеваем под профессионализмом высшей пробы. Но этому не удивляешься, когда узнаешь, что такие же учителя были в свое время у самой Людмилы Владимировны.

Она училась в известной в Нижнем Новгороде физико-математической школе, по сути, первом специализированном учебном заведении для одаренных детей. Но больше физики и математики Миле (тогда все так ее звали) нравилась литература. Людмила Владимировна рассказывает: «Я никогда не забуду, как мы пришли в класс первого сентября и Татьяна Константиновна Лагурашвили, которая вела у нас литературу с 5-го по 8-й класс, начала урок с чтения Цветаевой. Потом она еще что-то говорила о ней, о ее непростой судьбе, но я этого ничего уже не помню. В памяти на всю жизнь остались только голос, необыкновенная интонация, глаза. Я помню, что в тот же день я, бросив все, побежала искать стихи Цветаевой. Позже уже другой педагог — Наталья Максимовна Квасюк — один из самых ярких и известных в Нижнем Новгороде литераторов, которой я обязана многим, в том числе и выбором профессии, — открыл для меня Маяковского. И Татьяна Константиновна, и Наталья Максимовна были и остаются для меня образцом вкуса, примером бескорыстного служения литературе, преданности профессии. Я очень благодарна моим учителям. Мне кажется, что если и я кому-то из моих учеников смогла открыть поэтов — это уже счастье».

Во время подготовки к конкурсу «Учитель года» Печниковой пришлось приостановить работу над почти готовой кандидатской диссертацией по творчеству Александра Твардовского. Остался завершающий этап, и после конкурса Людмила Владимировна вернулась к научной работе. Но конкурс дал ей нечто большее — он позволил по-новому взглянуть на свою профессию, увидеть многое из того, что прежде не замечалось. Долгое время, например, ей казалось, что лучшие учителя и лучшие ученики бывают только в центральных гимназиях и лицеях, что чем дальше от центра, тем меньше способных детей и талантливых педагогов. Вернее, она об этом вовсе не задумывалась. Сама Печникова тринадцать лет назад ушла в лингвистическую гимназию №13 из так называемого медицинского лицея №28, оставив преданных ей одиннадцатиклассников, в надежде, что в гимназии другие, более литературно одаренные дети. Оглядываясь назад, понимает, что этого не нужно было делать. И сегодня оценивает свой уход как предательство. Хотя дети ее поняли и простили, приходили к ней на уроки в новую школу, вспоминают и сейчас, сама она себя до сих пор простить не может.

Во время конкурса (и особенно после него) Печникова убедилась и в том, как много талантливых педагогов в глубинке. Сейчас Людмилу Владимировну приглашают делиться опытом с коллегами, она охотно ездит по разным городам и районам Нижегородской области и в другие регионы, общается с учителями и видит, как творчески работают педагоги районных и даже небольших сельских школ. Совсем недавно она проводила мастер-класс для участников творческой лаборатории в Уренском районе Нижегородской области. Там, в одном из удаленных уголков, она еще раз убедилась в том, что педагогов, влюбленных в профессию, в провинции не меньше, чем в городе.

Не могу не поинтересоваться у Людмилы Владимировны, согласна ли она с утверждением, что читают дети или нет, зависит от учителя. Сегодня многие учителя жалуются, что у детей нет интереса к литературе.

— Мне кажется, заставить читать нельзя. Но чтобы ребенок захотел читать, нужно, чтобы он слушал. Я много читаю на уроке вслух. Особенно часто стихи. В свое время я ходила в студию художественного слова и всегда любила выразительное чтение. Стараюсь не упускать возможности донести до детей красоту поэтической речи. Кроме того, добиваюсь, чтобы на уроке у каждого была книга, а не распечатка и не текст на экране. Если на столе лежит книга, она будет открыта. Кроме того, каждый урок мы беседуем о прочитанном. Это тоже одна из возможностей вызвать интерес к произведению. Во время беседы дети могут понять многое в литературе, главное же — вдумчивый и внимательный ученик может понять самого себя. Для меня это очень важно. Я учу детей не быть равнодушными, отзываться на происходящее вокруг.

Людмила Владимировна не из тех, кто ругает современную молодежь. Ей, например, очень нравится, что сегодня юноши и девушки ищут самовыражения, пишут прозу, стихи. Сейчас электронный почтовый ящик Людмилы Владимировны переполнен письмами учеников, которых интересует ее мнение об их произведениях.

— Получилось это случайно. Однажды на уроке я рассказывала о писателе. Все меня внимательно слушали, и лишь один мальчик почти все время писал что-то в своем планшетнике. По его сосредоточенному виду было понятно: пишет что-то серьезное. С таким вдохновенным лицом можно писать только прозу. Мальчик был не из самых активных на уроке. Я ему ничего не сказала, а потом подошла и спросила: «Ты что-то пишешь?» Он удивился: «Разве вам интересно?» «Да, очень», — ответила я. Тогда он взял мой электронный адрес и обещал прислать написанное. Прочитав его рассказ, я была потрясена: такое мог написать только очень зрелый, много переживший человек. Я даже дочери своей показала, не говоря ей, кто автор. Спросила, сколько лет, на ее взгляд, автору. Она ответила: «Лет сорок». На следующий день я спросила мальчика: «Как ты можешь писать такое? Ведь это нужно пережить!» На что он совершенно серьезно ответил: «Возраст моей души не совпадает с биологическим возрастом».

Связи со своими выпускниками Людмила Владимировна не теряет. Они не только встречаются и переписываются в Интернете. Есть те, кто приходит и просит разрешения побыть на уроке. Так, недавно пришла одна из учениц последнего выпуска и призналась, что всем довольна: и жизнью своей, и вузом (она была отличницей и поступила в самое престижное учебное заведение города на самую престижную, но не связанную с литературой специальность), скучает только по урокам литературы и... попросила пустить ее на урок. Были и другие случаи. Когда имя Людмилы Владимировны стало известно в связи с конкурсом, к ней стали часто приходить за советом и опытом коллеги, стажеры, практиканты. Однажды в коридоре возле кабинета ее встретил взрослый мужчина, в котором она узнала одного из первых своих учеников. «У меня сложное время, и я хочу найти себя», — сказал он и тоже попросился на урок. Посещал занятия в течение двух недель, после чего решил уехать в сельскую местность преподавать (в свое время окончил филфак университета).

Передать любовь к профессии Людмила Владимировна смогла нескольким своим ученикам. Уже третий год в гимназии №13 работает одна из ее лучших учениц — Мария Шахова. Рассказывать о своем наставнике Мария Валерьевна может много.

— Для Людмилы Владимировны быть учителем не работа, а образ жизни. Она современный учитель, динамичный, развитый. Школьная карьера Людмилы Владимировны началась в 90-х годах, в эпоху перемен, сама жизнь заставила ее быть достаточно пластичной и наблюдательной. Она умеет найти общий язык со всеми детьми, в каждом увидеть неповторимую личность, особый талант. Ребята это ценят. И одаренных учеников у нее всегда больше, чем у других учителей, она умеет с ними работать. Она не просто подсказывает тему, а направляет, учит поиску. Со мной в свое время тоже занималась — учила думать...

Умение найти одну волну со своими учениками, будь то средние классы или почти выпускники, сослужило Людмиле Владимировне хорошую службу во время конкурса. Старшеклассники помогали ей в организации «Визитки» — одного из заданий конкурса. Они не только поставили эффектный танцевальный номер, но и сами выступали вместе с ней на сцене. В паре с учеником Людмила Владимировна танцевала танго, девушки исполнили R,n,B, а восьмиклассник поразил зрителей брейк-дансом. Это были музыкальные композиции — на стихи поэтов Серебряного века ребята наложили современные ритмы, и это получилось очень органично.

— Я с ранних лет занимаюсь бальными танцами и был партнером Людмилы Владимировны, когда мы исполняли танго на городском конкурсе «Учитель года», — рассказывает Владимир Кутанов, выпускник 13-й гимназии. — Я был очень удивлен, как быстро осваивает технику танго мой педагог. Действительно, талантливый человек талантлив во всем! Очень благодарен Людмиле Владимировне за уважение и внимание к нам, за то, что она дает возможность высказывать свои мысли, иметь собственное мнение.

— Мы всегда чувствовали ее высокий профессиональный уровень, — добавляет Александра Дронова, его одноклассница. — Людмила Владимировна никогда не опускала планку. И еще она всегда удивляла меня умением подобрать ключ к любому ученику. Это настоящее мастерство!

Самым большим личным достижением Людмила Владимировна считает свою верность профессии: «Как и у всех моих сверстников, у меня были попытки уйти, но я каждый раз возвращалась в школу. Новый год моей жизни всегда начинался 1 сентября, и уже в августе я тосковала по школе. Это что-то непостижимое для меня самой. Я рада, что работаю в школе. Сейчас многие говорят о деградации образования. По-моему, это не так. Школа в процессе развития. Сейчас время поиска, вопросов. Крайне интересно, куда мы выйдем. Мне кажется, будущее за молодыми, талантливыми, нестандартно мыслящими педагогами, которые, хочется верить, придут в школы. Молодым учителям я бы дала такой совет: если хотите состояться в профессии, оставайтесь в ней до конца. А понимание, ради чего, придет с годами».

Вера Кострова, «Учительская газета», № 14 от 2 апреля 2013 года



Гущин Д. Д.