На главную страницу
Поддержка сайта: [email protected]

Поддержка конкурса: Консультационная линия
Группа ВКонтакте

Сегодня день рождения:

Дидигова З. А.
финал конкурса 2010 года

Тарасова И. Ю.
финал конкурса 2013 года

Маркуева Е. Д.
финал конкурса 2015 года

Труфанов Е. Е.
финал конкурса 2017 года

 

Информация о конкурсанте

 


Если быть — то быть лучше!

Конкурс — еще одна возможность поработать над собой

Этот девиз, который Любовь Сергеевна ПЕРВУТИНСКАЯ, учитель математики Республиканского классического лицея Республики Алтай города Горно-Алтайска, придумала для себя еще в детстве, — единственное, что она не пытается изменить и усовершенствовать.

Несколько дней я, забросив дела, мучительно билась над загадкой: «Всем членам одной семьи сейчас 73 года. Состав семьи таков: муж, жена, дочь и сын. Муж старше жены на 3 года, дочь старше сына на 2 года. Четыре года назад всем членам семьи было 58 лет. Сколько лет сейчас каждому члену семьи?» Нашла ее на сайте учителя математики Республиканского классического лицея Республики Алтай Любови Сергеевны Первутинской. Хотела узнать побольше о финалистке Всероссийского конкурса «Учитель года – 2012» и застряла. Зря, видно, я алгебру с геометрией в школе прогуливала. Загадка-то детская — ученики Любови Сергеевны такие щелкают на раз: так, для разминки. «Математику уж затем учить следует, что она ум в порядок приводит» — хрестоматийное, но точное высказывание Михаила Ломоносова находится в кабинете Любови Сергеевны на почетном месте, хотя есть там и интерактивная доска, и компьютер, и проектор, и богатейшая медиатека. Она не боится обвинений в неоригинальности — главное, ребята всегда помнят о том, что занятия математикой развивают логику, пространственное мышление, приучают к организованности. Полагаю, впрочем, далеко не всякие занятия, но уроки Первутинской точно все это делают. «Царица наук» спасла и саму учительницу, когда на конкурсе нужно было презентовать себя и свой педагогический опыт. Она человек скромный, во время открытого урока от волнения дрожали руки и забывались слова.

— Трудно, когда работаешь с незнакомыми детьми, — натыкаешься на непонимание отдельных моментов, не знаешь уровень их подготовки, последовательность изучения тем, — рассказывает Любовь Сергеевна. — Но я увлеклась разбором различных методов решения неравенств и уравнений, которые были необходимы при изучении новой темы, и забыла про волнение. Возможно, как раз то, что не стала торопить события и комкать внутреннюю часть урока, и стало одним из его плюсиков.

Уроки математики в Республиканском классическом лицее ценят даже те, кто 7 лет считал себя чистым гуманитарием. Дело в том, что ребята здесь учатся с 8-го класса в течение четырех лет по семи профилям. Дети в большинстве своем из отдаленных районов республики, очень разные по уровню подготовки, социальному положению родителей, национальностям: русские, алтайцы, казахи. Значит, и требования к уровню усвоения математических знаний, и методика преподавания должны отличаться, считает Любовь Сергеевна. Уроки она готовит с учетом не только подготовленности и специфических особенностей профиля класса, но и каждого ребенка в частности. Ей доставляет особое удовольствие вести на уроках диалог с учениками, во время которого каждый высказывает свое мнение. При этом очень важной составляющей успеха учитель считает позитивную атмосферу и благоприятный микроклимат, которые создаются в том числе и с помощью... цветов из домашней оранжереи. Фиалки, хамедорея, драцена, маранта, монстера, которые она разводит уже десять лет, стали украшением кабинета математики. Цветы помогают лучше понять детей — они тоже разные: одни любят тень, другие — солнце, но человеческое тепло нужно всем.

— Мою педагогическую деятельность можно выразить словами: Сотрудничество, Соучастие, Содружество, Сопереживание, — объясняет учитель. — А одной из основных целей моей педагогики является воспитание учащихся в атмосфере добра, творчества, любви и радости. Именно поэтому в своей работе я иду от интересов детей, их способностей, желания творить и активно участвовать в любой деятельности, созидать, быть востребованным и успешным. Не нужно закрываться от ребенка, не надо быть вещателем, информационным мастодонтом, и всем своим видом показывать «Я знаю такое, чего вы не знаете». Лучше действовать наоборот, давая понять: все, что мы хотим с вами сегодня на уроке узнать, — это сведения, которые абсолютно доступны, нужно только научиться методам извлечения информации, чем человек занимается почти всю жизнь. Мои выпускники должны научиться принимать самостоятельные решения, работать в команде, понимать, что в современном мире учиться придется на протяжении всей жизни.

Именно по принципу «С детьми и для детей» воспитывали и Любу. Первые и главные уроки дали родители. Отец Сергей Михайлович был геологом. Он рано погиб, а Люба, тоскуя, мечтала продолжить его дело: бродить по горам, искать полезные ископаемые, а по вечерам сидеть около костра с гитарой в руках. Мама Раиса Александровна, оставшись без мужа, одна вырастила четверых детей. Трудно представить, сколько ей потребовалось сил, терпения и выдержки. Она всегда позволяла своим детям иметь свое мнение, если и давала совет, то мягко, ненавязчиво. А учитель математики Геннадий Зайлундинович Зайлундинов, сбивший Любовь с «геологического» пути, потрясал ее не только умом, но и удивительной деликатностью. Поступая на математический факультет Барнаульского государственного педагогического института, она мечтала стать не просто математиком, а человеком, похожим на своих любимых людей. Для воплощения в жизнь принципа «С детьми и для детей» Любовь Сергеевна изучила психологию. Старается быть не просто преподавателем, а Учителем в полном смысле этого слова. Да, очень важно научить подрастающего человека расширять кругозор, формировать и развивать интеллект, воспитывать волю. Но, может быть, еще важнее научить любить, думать, понимать и ценить красоту не только внешнюю, но и внутреннюю.

— Учитель должен быть строгим, требовательным, справедливым, не заменять любовь к детям сюсюканьем, воспитывать в них любовь к родным и близким людям, к своей малой родине, формировать стремление служить своему Отечеству, — считает Первутинская.

Ученики Любови Сергеевны с ее подачи увлеченно исследуют симметрию в орнаменте алтайских национальных костюмов и размышляют, как сделать республику процветающей, высчитывая рентабельность изготовления, к примеру, войлочных изделий. Алтай для нее, детство и юность прожившую в Восточном Казахстане, стал источником творчества — не только математического, но и художественного. Ради него она научилась снимать удивительные фотографии, пронизанные светом и воздухом. Благо разгуляться есть где — Любовь Сергеевна легка на подъем... в горы.

— Еще не успев узнать нас как следует, чуть ли не в первую неделю Любовь Сергеевна согласилась сходить с нами в небольшой поход, — рассказывает Анастасия Куленок, ныне студентка филологического факультета Горно-Алтайского государственного университета. — Это для нас было удивительно, ведь обычно этих взрослых не уговоришь на какую-нибудь вылазку, им надо все взвесить, обдумать, оценить все риски — стоит ли вообще... И в этом весь секрет нашего классного руководителя — она молода душой. Как бы это пафосно ни звучало, всегда находит золотую середину между панибратством и непробиваемой стеной «учитель — ученик». Этому не учат в вузе, это следствие любви и уважения к детям, к маленьким самодостаточным людям. Мы это почувствовали сразу и оценили тоже сразу, хоть и не всегда показывали.

Сколько горных тропинок прошла Любовь Сергеевна со своими ребятами! Домашние: сын-студент, дочь-лицеистка, муж — подполковник полиции давно махнули рукой — наша мама — трудоголик. Чтобы чаще видеть ее, иногда отправляются в поход вместе с ней. Впрочем, даже если ноги уже не ходят, а глаза слипаются от усталости, мама всегда выслушает, поможет, даст совет. Потому что знает: самый трудный путь — к людским душам. Заблудиться на этой дороге проще всего. Сразу после окончания педагогического института Первутинская оказалась классным руководителем выпускного класса. Ходили в походы, проводили вместе вечера, делились секретами. В классе была влюбленная пара — красивая и умная, которую оберегали однокашники, одобряли учителя. И все бы хорошо, но только стали ребята свои чувства открыто проявлять в школе: целоваться, обниматься при всех. Коллеги стали делать ей замечания, а тут как раз родительское собрание подоспело. Любовь Сергеевна, как лицо ответственное за моральный облик подопечных, выплеснула недовольство родителям парочки прямо на собрании. А утром — нет, дети не объявили ей бойкот, но смотрели мимо. Пыталась защищаться, отстаивая свою правоту, — не помогло. Ночь не спала, думала, мучилась от того, что нетактично поступила с ребятами. Утром попросила другого учителя уступить урок. Пришла и повинилась — признала ошибку, извинилась перед влюбленной парой. Ребята враз заговорили, оказывается, они тоже переживали, не знали, как поступать дальше. Вместе обсудили и ее слова на родительском собрании, и их поведение. Больше никто не мог сказать, что ребята из класса Первутинской ведут себя неподобающим образом.

Как она все успевает, остается для окружающих загадкой. Заведуя кафедрой математики лицея, Любовь Сергеевна все время учится сама, помогая при этом молодым учителям и коллегам. Под ее руководством постоянно идет работа по совершенствованию методики преподавания математики, информатики, черчения и экономики — учителя активно используют на уроках и после них информационно-коммуникационные технологии, внедряют новые подходы. Много лет возглавляет движение КВН на физико-математическом профиле лицея. С учениками, которые становятся победителями и призерами конкурсов различного уровня, не занимается разве что ночью. Прививая дух состязательности детям, и сама не может не участвовать в конкурсах профессионального мастерства. Стать участником «Учителя года» было страшно, но Любовь Сергеевна понимала, что даже если проиграет, останется опыт, которым она сможет делиться с коллегами. Для нее конкурс стал не столько соревнованием, сколько еще одной возможностью поработать над собой.

— Мой жизненный девиз «Если быть — то быть лучше!» очень подходит к нашему лицею. Это место, где хочется жить и работать: инновационное общеобразовательное заведение, в котором царит особый дух творчества, энтузиазма, содружества, новаторства. Я очень благодарна нашему директору Ирине Владимировне Картополовой за то, что буквально толкнула меня в конкурс «Учитель года», своим коллегам — за помощь, детям и родителям — за поддержку. Теперь знаю точно — я могла бы стать успешной и в другой профессии, где, может, было бы больше денег, но моральное удовлетворение, общественное признание я могу получить, только работая учителем. И я счастлива, что выбрала эту профессию.

Наталья Яковлева, «Учительская газета», № 38 от 17 сентября 2013 года



Гущин Д. Д.