На главную страницу
Поддержка сайта: [email protected]

Поддержка конкурса: Консультационная линия
Группа ВКонтакте

Сегодня день рождения:

Колыванова Л. М.
финал конкурса 2010 года

Герман Э. Э.
финал конкурса 2011 года

Матвеева М. В.
финал конкурса 2011 года

Полянина Н. А.
финал конкурса 2016 года

Бурцев С. Г.
финал конкурса 2016 года

 

Информация о конкурсанте

 


Гордость без предубеждения

Об истинных героях, снобизме и мыльных пузырях

Учителю биологии новосибирского лицея №130 Людмиле НЕКРАСОВОЙ биология... не нравится. Бога ради, не хватайтесь за сердце и верните на место взметнувшуюся гневно бровь. Все не так просто, не так плоско. Людмила Андреевна вообще не из тех, кого надо воспринимать буквально: дескать, как пишется, так и читается. Она секрет с двойным дном, сверхсложный кодовый замок, одним словом — посторонним вход воспрещен... Впрочем, вернемся к биологии. На самом деле Людмила Некрасова влюблена в нее страстно. До сих пор наука эта ее чарует, завораживает, заставляет переживать по-настоящему поэтический трепет. Изящество и остроумие природы безграничны — как тут не влюбиться. Другое дело школьный курс биологии: местами перегруженный, засушенный и выцветший, как бабушкин гербарий. Предмет, повествующий о великой силе жизни, а в самом жизнь подчас едва теплится. Но пока действующую программу, а с ней и вопросы ЕГЭ, никто не отменял, а значит, надо убедить, увлечь, влюбить не благодаря, а вопреки. И ведь получается!



Один Джордано был, другой был Галилей


Надо сразу оговориться, дабы не направить читателя по ложному следу: Людмила Некрасова отнюдь не революционер. Ниспровергать устои — это не про нее. И допустим, между отрекшимся от своих убеждений, но сохранившим тайную веру Галилеем и взошедшим на костер мятежником Джордано Бруно она без малейших колебаний выбирает Галилея. Ибо вовсе не считает его малодушным трусом, напротив, для нее он истинный герой, нашедший в себе силы отказаться от собственного «я» во имя большой идеи. Что толку уйти под аплодисменты, когда можно остаться и тихо продолжать начатое? Сложить голову на плахе — оно всегда успеется, а вот довести дело до конца, суметь, обойдя все препятствия, завершить труд жизни и оставить потомкам мысли, которые они будут развивать еще не одно столетие, — вот это поступок.

— Я ни в коем случае не утверждаю, что Джордано плох, а Галилео хорош, и всем надо на него равняться. Просто любая театральность, эпатаж и провокация, скандалы и бесконечные противостояния до победного конца — все эти внешние эффекты мне не близки и неинтересны, — пожимает плечами Людмила Андреевна. — Есть в них какой-то эгоизм, самовлюбленность. И в обычных людях меня это отталкивает, а уж в учителях и подавно.

Первое, о чем, едва лишь переступив порог класса, учитель должен забыть раз и навсегда, — так это о собственном тщеславии. Нас часто сравнивают с актерами, место у доски — со сценой, детей — со зрителями. Это очень условно. Да, конечно, урок — это маленький спектакль, вы должны сорок минут к ряду держать внимание «зала», но не забывайте: зритель пришел к вам не добровольно, и навязать ему что-то силком при всем желании не получится, к каким бы внешним эффектам ни прибегать. Потому что преподаватель — отнюдь не главное действующее лицо. Роль его второго, если не десятого плана. Он всего лишь скромный посредник. Захотят дети что-то взять у вас — возьмут, ну а если нет, значит, это был не ваш день. Иногда ловлю себя на мысли, мол, надо сегодня выдать материал от и до. А потом сама же себя и одергиваю: что значит надо? Кому и что ты выдал, если никто у тебя ничего не взял? Так что если тратить время на самолюбование, рискуешь остаться в гордом одиночестве в опустевшем зале. А дети уйдут искать того, кого хоть сколько-нибудь интересуют и их желания.



Держи удар!


Для того чтобы портрет этот вышел живым и реалистичным, без недомолвок, логических тупиков и белых пятен, нужно непременно вернуться лет эдак на семнадцать назад и застать нашу героиню в тот самый момент, когда она принимает судьбоносное решение — оставить свой родной город, затерянный где-то среди угольных копей Кемеровской области, и поступить в Специализированный учебно-научный центр — легендарный СУНЦ Новосибирского государственного университета. Позади несколько побед в серьезных математических олимпиадах, слава первой отличницы, пятерки как единственно существующие в природе оценки, спокойный и привычный уют семьи. Впереди два года в интернате и каторжная, практически круглосуточная учеба под саркастические замечания педагогов — лучших преподавателей НГУ: «Вы мните себя гениями? Думаете, что хоть что-то знаете? Мы с легкостью убедим вас в обратном! Сражайтесь, если можете!»

— Несмотря на все видимые и невидимые сложности, лучшие мои годы прошли именно здесь, в СУНЦе, — признается Людмила Андреевна. — Во-первых, тут меня избавили от комплекса отличницы — чувства абсолютно бесполезного и даже вредного, которое многим моим коллегам до сих пор изрядно отравляет жизнь. Во-вторых, СУНЦ подарил мне лучшую подругу и будущего мужа. В-третьих, о таких блестящих педагогах, как в СУНЦе, можно только мечтать: они преподавали не только фундаментальную науку университетского порядка, но научили вещам важнейшим: не раскисать, держать удар, концентрироваться, начатое доводить до конца. Чем бы ты ни занимался после СУНЦа — наукой или бизнесом, — в любом случае ты будешь успешен.

Про «держать удар» и «не раскисать», согласитесь, хорошо сказано. Метко. Потому что не будь у нее этих счастливо приобретенных способностей, мы вряд ли сегодня встретили бы Людмилу Некрасову в одной из лучших российских школ — знаменитом новосибирском лицее №130 имени академика М.А.Лаврентьева. И уж точно не наблюдали бы ее яркий расцвет — и профессиональный, и человеческий.



Клуб фанатиков


Формально Академгородок — это южная окраина Новосибирска. На деле — государство в государстве, маленький научный Ватикан. Оказавшись под здешними соснами, дышишь будто и не воздухом, но сгущенным, концентрированным интеллектом, сочащимся, кажется, даже из выбоин асфальтовых дорожек. Зайдите в булочную за хлебом, и вы наверняка окажетесь в очереди за каким-нибудь академиком, в крайнем случае — за младшим научным сотрудником. Очевидно, что и школы тут особенные, потому как учатся в них сплошь «научные» дети и внуки. А кровь не водица, проявится обязательно, потому и с педагогов спрос особый, и на деле у них всего два пути: либо соответствовать всеобщему повышенному IQ, либо срочно искать другую работу. Вряд ли тут размышляют об этом подолгу и всерьез, просто живут как с некоей очевидной, природной данностью. Вот и краснодипломница факультета естественных наук НГУ, тогда уже аспирантка Людмила Некрасова, оказавшись в лицее, поначалу вовсе не думала ни о каких соответствиях — ей просто нужна была работа.

Сразу поразило, как пристально, не таясь, присматриваются к ней коллеги. Не мешают, не унижают, не кривят губы презрительно, но держат на расстоянии, близко не подпускают. Будто на прочность проверяют: выплывешь или ко дну пойдешь, выдюжишь или пощады запросишь? Но выпускники СУНЦа так просто не сдаются. На то, чтобы стать своей, ушел год. Ее впустили в «ближний круг» лишь после того, как воочию убедились: к своей новой работе молодой учитель относится серьезно, а местами и фанатично, то есть единственно приемлемым образом.

— Про нашу школу много чего говорят. Например, что мы все здесь высокомерные снобы, — улыбается Людмила Андреевна. — Поверьте, это не так. Тут действительно ценят любой успех, уважают победителей — на этом держится равновесие всей системы. И дети, и учителя, стоят друга за друга горой, но разве это снобизм? Мы болеем друг за друга, поддерживаем, каждый день мысленно благодарим те неведомые силы, что свели нас в одно время в одном месте. В чем тут, по-вашему, высокомерие? Друг для друга мы и правда самые лучшие — что в этом ужасного? А знаете, что стоит за этим блестящим пышным фасадом? Выходные, которые мы, как правило, до позднего вечера проводим на работе. В воскресенье до семи часов свет горит. Я уж молчу про будни: иногда директор уходит в половине одиннадцатого, и знаете, он не последний! Вот такой вот клуб фанатиков, а вовсе не снобов.

Когда очередной воспитанник 130-го лицея возвращается домой с победой — с олимпиады, всероссийской, а то и международной, с конкурса или конференции, среди общего радостного гула нет-нет да и раздастся желчное: конечно, с «отборными» детьми что бы и не поработать. На это у здешних педагогов, и у Людмилы Некрасовой в том числе, тоже есть ответ. Да, ребята и в самом деле особенные. Избалованные серьезным к себе отношением. Уверенные, что учитель всегда прислушается к их мнению и даст им ровно то, что на самом деле нужно, полезно, правильно и в будущем непременно пригодится. Традиция уважать друг друга родилась здесь не вчера, но поддерживают ее истово. Чего и коллегам из других школ желают.

— Со стороны может показаться, что наши дети — все как один «тепличные маленькие принцы». Что мы с них пылинки сдуваем и вальсы вокруг танцуем. А хотите, расскажу, как все на самом деле происходит? Уже на самом первом родительском собрании говорим: вы рвались к нам, что ж, теперь попробуйте играть по нашим правилам. И дальше начинается самое сложное. Для начала объясняем, что ничем не подкрепленная гордыня — это плохо. А вот знание собственных сильных сторон, умение довести их до совершенства — это уже достоинство. Постепенно дети становятся реалистами, трезво оценивающими свои слабости и преимущества. Мы развиваем в них уверенность в себе и в своих силах? Да, развиваем. Мы формируем у них высокую самооценку? Да, формируем. При этом никогда не снижаем планку. Хочешь, чтобы признали твои достоинства, — дотянись. Не можешь — извини, значит, не в этот раз. И когда за твоими достижениями стоит колоссальная работа — это уже не гордыня, это всего лишь справедливый и честный взгляд на вещи. Дети наши умеют признавать поражения, не делая из этого трагедии. И сами говорят: в нашем лицее любой учитель сделает из тебя чемпиона, если, конечно, ты сам этого захочешь. Одним словом, мы не побеждаем за детей. Мы учим их побеждать самостоятельно, показывая кратчайший путь к успеху.



И пусть весь мир подождет


Какая-то «железная леди» получилась, прямо английская герцогиня от педагогики, вы не находите? А ведь я предупреждала, перед нами — секрет с двойным дном. С одной стороны, жесткий, в меру амбициозный профессионал, четко знающий, чего хочет от себя и других, непримиримый иногда. Недаром уже несколько лет работает завучем — сначала по учебно-воспитательной, а теперь по научно-методической работе. Директор лицея №130 Сергей Сопочкин первым разглядел в ней административную жилку, способность организовывать и контролировать любую, самую сложносочиненную систему. С другой стороны, когда речь заходит о ее маленьком сыне, лицо Людмилы Андреевны, на самом деле еще такое юное, внезапно озаряется каким-то прозрачным нежным светом. И ямочки на щеках появляются, и сталь в голосе стихает. Ее постоянно спрашивают, как это она успевает и работать до поздних сумерек, и в аспирантуре учиться — после конкурса решила получить научную степень по педагогике, и сына воспитывать. У Людмилы Андреевны и тут есть свой рецепт, простой, как все гениальное. Ребенок для нее не обуза, не тяжкий груз, камнем тянущий вниз, заслоняющий светлые горизонты. Это вообще не проблема, которую надо решать. У счастливой, нашедшей себя женщины ребенок всегда будет счастлив. А выкроить пару часов в неделю на прогулку, рисование и созерцание улетающих в неведомые дали мыльных пузырей может позволить себе даже самый занятой человек.

...Со звонком школу окутывает тишина. Еще мгновение назад Людмила Андреевна стояла тут, рядом, и вот уже нет ее: после конкурса она поклялась, что больше ни за что на свете не пропустит ни одного урока. И пусть, как говорится, весь мир подождет. Прощаясь с директором лицея Сергеем Сопочкиным, шепотом, чтобы никто не услышал, задаю ему последний, с самого начала мучивший вопрос: «Сложно, наверное, с Людмилой Андреевной работать?» Он долго смеется: «Непросто, конечно. Характер, экспрессия — всего с избытком. Зато какой талант! Ему что только не простишь. И потом, знаете, если соберешь вокруг себя сереньких, так и работать скучненько...»

Анна Хрусталева, «Учительская газета», № 18 от 30 апреля 2013 года



Гущин Д. Д.