На главную страницу
Поддержка сайта: [email protected]

Поддержка конкурса: Консультационная линия
Группа ВКонтакте

Сегодня день рождения:

Безумова О. Б.
финал конкурса 2013 года

Тубаева Ж. Х.
финал конкурса 2013 года

Жуков Ф. А.
финал конкурса 2006 года

Грачева Е. А.
финал конкурса 2021 года

Крупышева М. С.
финал конкурса 2022 года

 

Информация о конкурсанте

 


Интерактивное чудо

Как сделать математику живой

Можно жить в столице и постоянно сетовать на отсутствие необходимых условий для продуктивной работы или счастливой жизни. А можно жить в сельской местности, в глубинке, испытывая все тяготы бытовых условий, и быть счастливым. Почему у одних на голой земле сады цветут, а у других чудо-техника покрыта слоем пыли? Начало XIX века. Валаам. Высокая, горная, северная земля. Монастырь, известный напряженностью духовной жизни и бытовыми трудностями. Монахи создают по образу и подобию подаренной паровой машины еще одну такую же и тем самым обеспечивают работу не только прачечной, но и местной фермы. Подача сена стала осуществляться с потолка коровника, а корма по рельсам подавались теплыми. И это было двести лет назад! Вот народ: и блоху подкует, и паровую машину построит, и арбузы посадит. Земля же голая, скалы, а монахи яблоневый сад разбили, что плодоносит уже 150 лет. Сильные люди. Целеустремленные.

Середина 90-х годов XX века. Елена Медведева, учитель математики, впервые пришла работать в маленькую сельскую школу №32 имени Героя Советского Союза В.И.Литвинова Белоглинского района Краснодарского края. Дали ей три пятых класса и голый кабинет. В руках учебник и никакой наглядности, а в качестве доски — линолеум, прибитый гвоздями к стене и покрашенный краской. Верила, что научить можно всех, сидела с отстающими после уроков и привлекала к этому процессу детей, которые могли и хотели побывать в роли учителя. Вечерами писала карточки, сама чертила на ватмане схемы и таблицы для своего кабинета. Однажды поняла, что ее любимая наука геометрия, оказывается, для детей сложна и непонятна. А как изменить ситуацию, как показать красоту предмета? Вместе создавали модели, используя ножницы и бумагу. Руками доходили до особенностей фигур. Составляли кроссворды и задания для зачетов, писали сказки о фигурах и их свойствах, создавали словари, справочники, альбомы с родословными фигур.

А в 2008 году случилось чудо чудное и диво дивное: в школу поступила интерактивная доска. Современная педагогическая паровая машина.

И трех лет не прошло, как Елена Владимировна Медведева становится победителем в южно-российском конкурсе «Новые технологии-2011» и получает главный приз — ИД SmartBoard 680. А в декабре этого же года — победа в международном конкурсе «Интерактивная планета-2011» (сайт PrometheanPlanet.ru) и приз — система интерактивного тестирования учащихся ActivExpression на 24 ученика.

Этот этап жизни не был простым, но, по мнению педагога, стал самым продуктивным этапом в процессе становления учителя. Сначала надо было понять, как нужно работать с интерактивной доской, чтобы разнообразить уроки, увлечь детей. Потом надо было самой научиться пользоваться этим инструментом и затем научить ребят. Первые шаги в освоении интерактивной доски сделать помог сын. А потом Елена Владимировна прошла курсы Г.О. Аствацатурова Армавирского филиала Краснодарского краевого института дополнительного профессионального педагогического образования и получила базовые знания. Но этого ей оказалось недостаточно: нужен пример положительного опыта, нужны соратники по поиску, нужны единомышленники. Поиски привели ее на портал «Сеть творческих учителей» — образовательную площадку для педагога, желающего повысить свой уровень образования. На этом портале можно было в удобном для себя режиме дистанционно научиться работать с ИКТ под руководством более опытных коллег. Жажда познаний и самообразования привела Медведеву в мастер-классы заслуженного учителя РФ Александра Борисовича Розенфельда и почетного работника образования РФ Татьяны Юрьевны Минченко. Когда в России почти не было качественной и систематизированной информации о работе с новым интерактивным оборудованием, поступавшим в школы, Александр Борисович организовал сообщество «Интерактивная доска для начинающих, и не только», открыл мастер-класс «Для начинающих пользователей интерактивной доски», где и обучал учителей — начинающих пользователей интерактивного оборудования. Татьяна Юрьевна в этом же сообществе вела авторский мастер-класс «Activ&Smart» для уже продвинутых пользователей интерактивной доски: «Активных и умных».

Дистанционное обучение на портале «Сеть творческих учителей» сразу в двух мастер-классах заняло у Елены Владимировны почти год ежедневной работы с программами. По ее словам, в этот период ей удалось открыть новые способы мотивации учащихся, вовлечь ученика в познавательную деятельность на уроке. На портале научилась делать презентации, работать в программе «Живая математика», при этом занималась экспертизой загруженных материалов. Через время Елену Владимировну пригласили в координационный совет сообщества учителей математики портала «Сеть творческих учителей», и вскоре она стала не только экспертом сообщества, но и экспертом федерального конкурса проектов учителей, применяющих ИКТ в учебном процессе. Елена Медведева уверена, что работа экспертом и учеба в мастер-классах способствовала самообразованию.

Программы Notebook, ActivInspire так увлекли педагога, что она работала даже ночами и наконец-то открыла для себя основные принципы работы, их маленькие и большие секреты. Освоение новых программ позволило и урок строить по-новому, ведь уплотнилось время урока, стали успевать делать заданий на уроке намного больше. Ребята работали с интересом, к доске хотели все, стали сами искать нужную информацию, получалось увидеть закономерности. Появились результаты. Свой опыт Елена Владимировна обобщала и щедро им делилась с коллегами. И следствием этого Елена Владимировна считает победу в ПНПО 2008 и 2012 годов, и в 2012 году — победу в краевом конкурсе «Учитель года Кубани».

Об участии во всероссийском этапе конкурса «Учитель года» в Липецке Елена Медведева вспоминает с теплотой: «Перед своим уроком я спросила одного из учителей Липецкой гимназии, как он использует интерактивную доску и что умеют дети. Учитель улыбнулся и сказал, что нет ничего лучше мела и тряпки. Мне для урока привезли доску ActivBoard500, настроили и отодвинули к окну. Перемена, завели учеников в класс, я пытаюсь рассказать ученикам, как работать с доской в двупользовательском режиме, и понимаю, что она не работает. Ужас, хаотично соображаю, перезапускаю компьютер, звенит звонок, начинается урок, у меня мысль: если не работает, то «нет ничего лучше мела и тряпки». Дотрагиваюсь, понимаю — работает, выдыхаю и творю урок. Дети занимались очень хорошо, им понравились и доска, и система интерактивного тестирования учащихся. После урока — интервью тележурналистам. И слова того же учителя: «Здорово, вот бы эту доску в гимназии оставили, я бы с удовольствием на ней работал». Ну разве не награда?

Елена Медведева — единственный математик в маленькой школе (около 200 учащихся), а еще тьютор, эксперт. Приехала домой — и с головой в работу, результаты ГИА и ЕГЭ выше районных, краевых, российских средних баллов. Казалось бы, ну вот он — результат, успокоиться бы. Куда там!

Новый конкурс «ИнтерАктивный учитель». Стала победителем в номинации «Мастер-класс ActivBoard на моих уроках», пригласили в Суздаль на международную научно-практическую педагогическую конференцию «Полимедийные технологии и решения. Применение в образовании, опыт, перспективы развития».

Свои уроки без ИКТ этот учитель не видит, говорит: «Нельзя по-другому, дети сейчас «цифровые», «мобильные», а учитель должен быть на шаг впереди, на ступеньку выше». Использует свой персональный сайт, на нем размещает домашнюю работу, тренировочные работы, подборку видеоматериалов для подготовки к ЕГЭ.

В наших современных школах интерактивная доска в кабинете почти каждого учителя. Логично, что все должны уметь ими пользоваться Е.В.Медведева выиграла уже четыре конкурса, связанных с использованием интерактивной доски. Я задаюсь естественным вопросом: почему именно она? Что такое особенное позволяет ей стать победителем?

Елена Владимировна мне объяснила, что, «конечно, все используют интерактивные доски в своей работе, но как? Чаще всего ИД используются в качестве больших экранов для проецирования. Можно просто же скачивать из Интернета готовые презентации и транслировать их на уроке, ну в лучшем случае можно просто писать на доске или самому создавать презентации».

Интерактивные доски в образовательном процессе уже около 7 лет, но хороших материалов по работе с ними, считает Елена Владимировна, крайне мало, так же как и хороших презентаций, сайтов. «Ответ прост,  — говорит она мне. — Я создаю не просто картинки и тексты, мои материалы — подвижные модели, которые показывают геометрию в динамике, которые делают ее живой: фигуры делаю так, чтобы они разбирались, собирались, деформировались. На создание одной модели уходит около недели. Я видела в Интернете множество работ своих коллег, но то, что делаю я, больше не делает никто». «Так уж совсем и никто?»  — не успеваю я подумать. Видимо, почувствовав мой вопрос, Елена Владимировна сразу уточняет: «На том уровне, на каком работаю я с доской, работают менее 1% учителей. Почему? Причин много: сложно, затратно по времени, всегда проще взять готовое, чем создать свое, нет личной мотивации, никто не хочет сидеть ночами, не видит целесообразности в использовании ИКТ. Доска, считают многие, — элемент декора, не хотят учиться создавать и т. д.».

На мой вопрос «О чем мечтаете, чего хотите?» Елена Медведева ответила, что мечтает познакомиться с Дмитрием Гущиным, потому что материалы с его сайта «Решу ЕГЭ» во многом помогают и являются опорными в ее работе. Она считает очень важным поблагодарить его лично. «У меня есть доска, система тестирования, чего еще желать? Не поверите, хочу короткофокусный проектор, чтобы не слепил глаза, да и мобильный класс (ноутбук на каждого ученика). Просто мечтать мало, надеяться, что когда-нибудь мне это дадут, не для меня, а вот приложить усилия, чтобы желаемое стало возможным, я постараюсь».

Вот так и живет сельская учительница математики, как она говорит, осмысленно, разбирая по винтикам свою «паровую машину», как некогда монахи на Валааме, считая, что «доска — инструмент ближайшего будущего, и только постоянно совершенствующийся учитель может дать качественное образование».

Галина Ковтун, «Учительская газета», № 32 от 6 августа 2013 года



Гущин Д. Д.