На главную страницу
Поддержка сайта: [email protected]

Поддержка конкурса: Консультационная линия
Группа ВКонтакте

Сегодня день рождения:

Долян Е. И.
финал конкурса 2010 года

Никоарэ М. И.
финал конкурса 2011 года

Фролова И. А.
финал конкурса 2007 года

Нечитайлова Е. В.
финал конкурса 2008 года

Рогова Д. В.
финал конкурса 2018 года

Юдаков С. Г.
финал конкурса 2020 года

 

Информация о конкурсанте

 


Солнце внутри,

или Классная работа Натальи Малаховой

Мы продолжаем представлять пятерку лауреатов Всероссийского конкурса «Учитель года – 2012» (см. начало в «УГ» №44, 46, 47 за 2012 год). В их числе была и Наталья Михайловна Малахова, учитель русского языка и литературы гимназии №25 города Ставрополя, которая в конце апреля по итогам краевого этапа конкурса «Учитель года – 2012» в номинации «Лучший учитель» получила главный приз — «Хрустальный пеликан» — и премию в размере 100 тысяч рублей. А еще раньше, в феврале 2011 года, Наталья Михайловна стала победителем городского этапа Всероссийского конкурса «Учитель года – 2011» в номинации «Лучший учитель»...



В гимназию — по красной дорожке


Встречали Наталью Михайловну торжественно — она ступила на красную дорожку и сразу попала в объятия коллег. Цветы, поздравления — все вполне заслуженно. Малахова действительно поставила рекорд для всего Ставропольского края, став победителем столь престижного учительского состязания, ведь за последние три года никто из края даже в десятку лучших учителей страны не попадал. Директор гимназии Владимир Николаевич Зубков так и сказал: «Специально купили дорожку, чтобы прием был как в Каннах!»

А до этого мы с Натальей Михайловной поговорить успели понемногу обо всем. Она вспомнила о той части своей биографии, когда волею судеб оказалась в Санкт-Петербурге, в Военной академии связи имени Буденного. Там ей пришлось учить русскому языку сирийских адъюнктов. Мужчины в 40-летнем возрасте ни слова по-русски не знали, а им предстояло писать научную работу. Это означало, что молодой учительнице нужно было для начала их с русским алфавитом ознакомить.

Наталья Михайловна призналась: отдавала всю себя этой работе, а когда появились результаты, ее душа взорвалась: «Хочу в школу!» И этот императив уже невозможно было внутри себя переломить...

— Учителем я работаю с 1994 года, — говорит Наталья Михайловна. — Тогда я окончила факультет филологии Ставропольского государственного педагогического института и пришла трудиться в родную школу, с которой связана почти вся моя профессиональная биография...

Так бывает в школе: сегодня коллеги Малаховой — ее бывшие учителя. Это Ирина Михайловна Кононцева, учитель русского языка и литературы, проработавшая в 25-й гимназии Ставрополя 40 лет, Галина Ивановна Маханько, учитель химии, физик Лариса Павловна Новикова. Поздравляя свою «звездную» ученицу, они в один голос сказали: «Мы в тебе не сомневались!»

А когда я спросила Наталью Михайловну, почему она выбрала эту специальность — «филология», — она ответила, что это произошло как-то естественно: тогда впервые в девятом классе школьники выбирали будущий профиль, а в 25-й впервые появился профильный класс — педагогический. И хотя в семье Натальи Михайловны не было учителей, девушка все же решила попробовать себя на этой непростой стезе. Признается: учителя-словесники все же повлияли! Что удивительно — на контрасте: Ирина Михайловна Кононцева привила любовь к стройному, строго структурированному подходу к предмету, а Раиса Эммануиловна Казачкова покорила воплощенной эмоциональностью на грани артистизма.



Синдром отличницы


Педагогическое кредо Натальи Малаховой звучит так: «Чтобы озарять светом других, нужно носить солнце в себе» (Ромен Роллан. — Л. Р.). А еще нужно уметь отдавать. Потому неудивительно, что на всех трех конкурсах (городском, краевом и всероссийском этапах «Учителя года») Наталья Михайловна «выплескивалась» на полную катушку. И это несмотря на то что времени всякий раз катастрофически не хватало. Ведь Малахова еще и зам. директора по учебно-воспитательной работе в 25-й гимназии Ставрополя. А это тоже требует полной самоотдачи.

Наталья Михайловна, смеясь, признается: «Ну не могу ничего делать через пень-колоду, у меня явно синдром отличницы, замеченный учителями еще в школьные годы» — и физик звала ее к себе «в профиль», и математик...

Вечный цейтнот учителя — категория привычная. А как семья Натальи Михайловны выдерживает этот ее ритм, поинтересовалась я.

— Они меня поддерживали всегда. Мама взяла на себя всю домашнюю работу во время подготовки к конкурсу — лета у меня не было. Дочь тоже помогала делать презентации, и муж поддерживал — словом. Правда, издалека — он военнослужащий, и сейчас в Иркутске. Но когда я к нему приехала уже с победой, он так и сказал (весьма официально!): «Малахова, я же тебе говорил, что ты у меня Учитель с большой буквы «У», я знал!»...

«Я человек не публичный», — не раз в нашем разговоре сказала Наталья Михайловна. А я мысленно спорила: как же это может быть — учитель без публичности? Не бывает! А потом, уже на уроке литературы, поняла, что имела в виду Малахова. Ей действительно комфортно в классе, с ребятами. Эта «сцена» для нее не просто привычна и профессионально освоена. Наталья Михайловна ведет урок методически выверенно, но легко и гармонично. Потому что в школе она дома. В такой обстановке и она, и дети живут общим внутренним миром — не напоказ, а естественно. Тут есть и нужная дистанция «учитель — ученик», и откровения...

А детвора и так знает, что Наталья Михайловна любит больше всего на свете путешествия! Она публично, на своем сайте, об этом рассказала: «Что может быть чудеснее, чем смена впечатлений, знакомство с природными особенностями других регионов страны, культурой и традициями разных народов? И если судьба дает мне такой шанс, я непременно спешу им воспользоваться!»

А еще у Натальи Михайловны есть одно хобби — фотография. Ей нравится снимать и природу, и людей, и братьев наших меньших. Кстати, у нее в семье два любимца — пес и кот. Спаниель по кличке Терри — найденыш: кто-то бросил его, полугодовалого щенка, на произвол судьбы в иркутских степях. Он приблудился в воинскую часть, а потом оказался у Малаховых дома. Теперь это взрослый, вполне воспитанный и очень любимый пес. Ну а кот был заведен сознательно, из любви к котам вообще.



Литература — это исповедь


Поэт Лев Ошанин написал ставшие уже классикой строчки: «Литература — это исповедь, // Под видом исповеди — проповедь, // Для тех, кто ненавистен, — отповедь, // Для всех, кого любишь, — заповедь». Именно так и звучал обычный урок Натальи Михайловны в 8-м «Б» классе. Тема его — романтическая поэма Лермонтова «Мцыри». Разговор был серьезный — о воле, свободе, о высоком предназначении человека, о стойкости, о мудрости и святости.

Что есть исповедь, можно ли прочитать или, как у Лермонтова, «рассказать» душу? 14-летние мальчишки и девчонки вместе с учителем искали ответы на эти непростые вопросы. И совершали открытия!

Наталья Михайловна сумела в этот непростой диалог вплести и научно-филологическую составляющую. Урок проходил в школьной библиотеке, где собрано немало уникальных изданий, в том числе словарей. Они тоже сыграли свою роль в открытии: оказывается, слово «послушник» надо произносить с ударением на первом слоге! Наталья Михайловна честно призналась, что и для нее это было откровением. Зато теперь все вместе это твердо знают.

А еще Наталья Михайловна протянула ниточку через столетия, и ребята узнали, как воспринималась лермонтовская поэма в разные времена. Почему она и сегодня звучит понятно, почему и юношу XXI века волнует исповедь безымянного героя, ребята поняли, подробно разобрав значение библейского эпиграфа «Вкушая, вкусих мало меда, и се аз умираю» (1-я Книга Царств)...

На перемене я спросила учительницу, изменилась ли детвора с тех пор, как она пришла работать в школу, ведь сейчас столько говорят о нелюбви школьников к чтению, о бездушии, поверхностности и даже деградации детей! Наталья Михайловна так не считает.

— Сегодня к чтению ребят стало труднее мотивировать, это правда, — говорит она. — Но согласитесь, подростковый возраст в смысле серьезного чтения был и остается трудным во все времена! А у нас в гимназии младших школьников приучают к чтению на первых порах почти принудительно — малышня ведет специальные тетрадочки, где записывают в графы, сколько минут на чтение потрачено. И тут я вспомнила свою учительницу Раису Эммануиловну Казачкову. Она говорила: «Я вас, как котят к миске с молоком, беру за голову и носом, носом — к книге! Сначала вы противитесь, а потом будете облизываться!» Так и с этим вот классом вышло: мне одного урока внеклассного чтения не хватило — они приносили такие книги! И каждый хотел про свою рассказать — попробуй не выслушай!...

А после литературы у Натальи Михайловны был урок русского языка. Тема его «Простое предложение. Основа предложения». Здесь царствовали правила...

А у самой Натальи Михайловны каждый день в душе звенит и ставит цели одно (хоть и непростое!) предложение. Это известный афоризм Марка Аврелия: «Делай что должно, случится что суждено...». Она про это и на своем сайте написала: «Думаю, что, не впадая в крайности, нужно двигаться вперед, принимать новую жизнь, не изменяя себе, приобретая стойкость и уверенность в завтрашнем счастье...»

Лариса Ракитянская, «Учительская газета», № 48 от 27 ноября 2012 года



Гущин Д. Д.