На главную страницу
Поддержка сайта: [email protected]

Поддержка конкурса: Консультационная линия
Группа ВКонтакте

Сегодня день рождения:

Бараниченко А. С.
финал конкурса 2009 года

Кочетов О. В.
финал конкурса 2018 года

 

Информация о конкурсанте

 


Параллельные миры Татьяны Комогорцевой,

или Что делать, если ученик на уроке... мычит?

Трудно описать обаяние и женственность. Лучше всех, наверное, об этих качествах сказал Пушкин: «Она была нетороплива, // Не холодна, не говорлива. // Без взора наглого для всех, // Без притязаний на успех. // Без этих маленьких ужимок, // Без подражательных затей. // Все тихо, просто было в ней». Моя героиня похожа на пушкинскую Татьяну. Два почти физических ощущения, которые возникают, когда видишь Татьяну КОМОГОРЦЕВУ, — это мягкость (она даже шипящие согласные произносит своим негромким голосом ласково и мягко) и свет (Татьяна Витальевна природная блондинка). Татьяна Комогорцева с улыбкой (как выясняется позже, улыбка — это ее естественное состояние) приглашает меня пройти в подсобную комнатку при кабинете информатики в новгородской гимназии «Новоскул». Через полчаса она будет проводить урок для второклашек.



О времени и об информатике


Вместе с Татьяной Витальевной в комнатке присутствуют двое молодых людей, чем-то неуловимо на нее похожих. Почти сразу я понимаю, чем — улыбкой. Молодые люди представляются — Роман Хухра и Никита Матвеев. Рома окончил школу четыре года назад, в вузе изучает финансовый менеджмент. Никита первокурсник, планирует быть управляющим финансового отдела. Будущие финансовые гении в бытность простыми школярами углубленно изучали информатику в гимназии «Новоскул».

Бывшие ученики у Татьяны Витальевны частые гости. Мой вопрос к ребятам (разница между их выпусками четыре года): менялось ли за это время преподавание информатики и почему этот предмет стал для них любимым?

— Татьяна Витальевна нас увлекла информатикой, — вспоминает Никита. — Она и сама веселый, позитивный человек, и уроки у нее проходили интересно. Особенно когда появились интерактивные доски! В нашем классе первом, наверное.

— Да, в вашем классе, действительно. Никита, кстати, был первым из нашей школы, кто участвовал в международном конкурсе детских и юношеских компьютерных работ «Цифровой ветер». Первому всегда труднее, — говорит Татьяна Витальевна. — А наш ученик Юра Агарков уже стал победителем «Цифрового ветра» в 2007 году. Сейчас Юра учится в 11-м классе, увлекся робототехникой. Юра выиграл первый турнир по робототехнике, недавно прошедший в Новгородской области, поедет на международные соревнования.

— Похоже, информатика — уникальный школьный предмет, его содержание меняется с каждым годом! А вы с какого года преподаете информатику? — интересуюсь я.

— С 1990 года. У самых первых компьютеров, на которых я детей учила работать, операционная система помещалась на дискетку. Таких сейчас нет.

— Ого! В 1990-м я только родился, — подключается к разговору Рома. — А в моем 11-м классе, я помню, мы устанавливали на школьные компьютеры Windows, офис, их до этого не было.

— А я когда учился, почти у всех уже были компьютеры дома, — удивляется Никита.

— Да, это уже другая психология, — говорит Татьяна Витальевна. — Если с классом Ромы мы в 2006 году ходили в Новгородский университет, чтобы осваивать Интернет, то когда выпускался класс Никиты, у нас уже вай-фай по всей школе был.

— Ребята, а как вы считаете, в повседневной жизни информатика нужна? — спрашиваю я. Единодушный ответ — без информатики никуда! Рома добавляет: «Обучаем и родителей, постоянно просят: помоги да помоги!»

— Именно с классом Ромы мы начинали волонтерский проект по обучению пожилых людей, — вспоминает Татьяна Витальевна. — За 4 года на бесплатных курсах в гимназии обучили 130 человек. Идея в том, что дети учат пенсионеров работать на компьютере. Но цель проекта глубже. Есть проблема разрыва между поколениями. Молодежь беседует между собой — браузеры, адаптеры, а пожилые люди абсолютно не понимают, о чем они говорят. Дети ощущают, что помогать другим — это удовольствие. А если говорить о педагогической технологии, конечно, действует принцип, что, обучая других, я лучше учусь сам. Еще одна цель этого проекта — самоопределение. Вот Никита и Рома хотели быть программистами. Они избрали другую профессию. Но информатика им нужна. Я думаю, она нужна всем.

— Это можно сравнить со знанием английского языка современным человеком.

— Да, это необходимый инструмент. Наши подопечные, пожилые люди, пройдя курсы, находят через Интернет своих одноклассников, друзей, для многих это серьезное решение проблем, связанных со здоровьем. У кого-то случилась беда, они не выходят теперь из дома. Для них компьютер — это окно в жизнь.

Звенит звонок на урок. Татьяну Витальевну ждут второклассники. Через пару минут загляну к ней на урок, но сейчас, оставшись наедине с выпускниками, хочу посекретничать. «Какая она, бывшая учительница?» — спрашиваю Рому и Никиту.

Роман: «Татьяна Витальевна — открытый, добродушный человек. В гостях у нее бывали не раз. К ней можно было просто прийти на переменке, посидеть, чаю с ней попить, она даст совет, если что случилось. Она не была у нас классным руководителем. Но мы почти каждую перемену проводили с ребятами в этой каморке, где сейчас с вами сидим».

Никита: «Что меня восхищает, Татьяна Витальевна за всю мою школьную жизнь ни разу ни на кого не повысила голос. На уроке она не заставляла, а заинтересовывала. Мы тоже в этой комнатке чай пили! И сейчас приходим сюда с бывшими одноклассниками».



Урок


В нынешнем учебном году в гимназии «Новоскул» в порядке эксперимента в программу информатики включена робототехника. Второклассники, объединившись в группы, сделали из специальных наборов мини-роботов. Теперь идет презентация их работ.

— У нас робот-защитник, — рассказывает первая группа. — Он помогает людям избавляться от врагов. Он может превращаться в такое вот оружие.

— А у нас робот-марсоход, — это задумка второй группы. — Он ездит по Марсу и его исследует. У него есть глаза, чтобы он определял, где всякие горящие планеты. И есть свет, чтобы он все видел.

Робота третьей группы зовут Валли. «Он будет вырабатывать электричество, чтобы заряжать других роботов и самого себя».

После урока выпускники Никита и Рома сдвигают парты, раскладывают по коробкам наборы для конструирования, но один набор оставляют для себя — поиграть, пока идет переменка. Дяденек окружают второклашки. Мы с Татьяной Витальевной находим укромный уголок — поговорить.



Параллельные миры


— Я пришла в школу студенткой, — рассказывает Татьяна Витальевна. — В 1990 году к нам, четверокурсникам, обратилась декан: в Новгороде остро не хватает учителей информатики. Я начала преподавать в 22-й школе. Затем по распределению уехала в деревню, уже вместе с мужем. Мы оба оканчивали физмат НовГУ. В 1998 году вернулись обратно в Новгород. После двух декретов я поступила на работу в гимназию «Новоскул». Здесь и работаю по сей день учителем информатики и заместителем директора по информатизации. Сейчас у нас с мужем трое детей.

— Сложно быть мамой в многодетной семье?

— Это большое счастье и моя самая сокровенная мечта. Мы с мужем были единодушны в этом, всегда хотели детей. Старшей нашей дочери 20 лет, в этом году она вышла замуж. Дочь и зять учатся на клинических психологов в Санкт-Петербурге. Это смешанная специальность — медицина плюс психология и педагогика. А вообще у нас большая педагогическая династия в семье мужа. Его прапрадед и прадед были земскими учителями, его дедушка, папа и мама преподавали физику и математику. Сам он проработал в школе 8 лет. Был очень успешным учителем, но наступило, очевидно, профессиональное выгорание.

— А вы?

— У меня был период, когда я после рождения ребенка ушла из школы. Но поняла, что мне не хватает детей. Я не могу без них. Мне нравится о детях заботиться, быть для них полезной. Вот сегодня пришел малышонок перед нашим уроком, он плакал. Друг обозвал. Поговорили с другом, он извинился. Одна из моих функций в жизни, я считаю, — помочь своим родным и неродным детям. У них должно быть хорошее, счастливое детство, чтобы они потом были хорошими, счастливыми взрослыми.

Когда я временно ушла из школы, мой муж был счастлив. Он считает, несмотря на уважительное отношение к этой профессии, что она очень тяжелая. Что люди за день на тебя выливают очень много разных эмоций. И ты собираешь их, приносишь домой. Но я стараюсь этого не допускать.

— То есть дома вы не думаете о проблеме, с которой столкнетесь на работе завтра, об уроках?

— Нет, такое бывает. Но это не система. У меня есть секрет. Сейчас я вожу машину. Так вот из школы я не отправляюсь прямо домой. Я еду за город и провожу там минут 10.

— Вы отдыхаете?

— Я переключаюсь. Начинаю думать об ужине, о стирке, о детях, и, выезжая потом обратно в город, я душой уже дома. И точно так же из дома утром я еду за город, останавливаюсь там, потом еду в гимназию. Когда у меня не было машины, местом переключения был городской мост. Я живу на Торговой стороне нашего города и на работу ходила пешком по мосту через реку Волхов на Софийскую сторону. По одну сторону Волхова я дома, по другую — уже на работе. И обратно после работы так же.

— Это похоже на переход в параллельные миры.

— Да, но я не люблю это понятие. Когда встречаюсь со своими выпускниками, я им говорю, что скучаю по ним и понимаю, что мы уже, к сожалению, живем в параллельных мирах. Хотя при этом я в их сердце, так же как и они в моем...

— Сейчас конец рабочего дня. А вы не только улыбаетесь, просто-таки излучаете свет. Как сейчас малыш сказал на уроке — вырабатываете энергию не только для себя, но и для других. Откуда она?

— От людей. Я им — они мне обратно. Вот сегодня выпускники пришли, они мне подарили заряд энергии. Я всегда детям говорю: «Добро вернется добром. Как ты к людям...» Меня иногда едко называют рафинированной блондинкой. Но это же нормально, что ты не любишь говорить колкие вещи. Хотя я могу при необходимости быть жесткой. Иначе я бы не была руководителем.

— Когда в далеком будущем придет время пенсионного возраста, вы останетесь в школе или посвятите себя семье?

— Единственное, что я точно знаю, — я хотела бы быть как пенсионеры, которые ходят к нам на волонтерские курсы. Это люди с горящими глазами, открытым сердцем и жаждой жизни! Может быть, я стану танцевать, как моя подопечная 70-летняя Тамара Яковлевна. С ней и ее друзьями мы тоже часто встречаемся за чаем и вместе гуляем по городу...

Татьяна Комогорцева увлекается живописью импрессионистов, любит разбирать математически точные узоры вязания, получает второе высшее образование — управленца. Как победитель конкурса «Открытый мир» с волонтерской программой обучения пожилых людей недавно побывала в Америке. В 2012 году она стала участником всероссийского этапа конкурса «Учитель года».

Светлана Потапова, «Учительская газета», № 04-05 от 29 января 2013 года



Гущин Д. Д.