На главную страницу
Поддержка сайта: [email protected]

Поддержка конкурса: Консультационная линия
Группа ВКонтакте

Сегодня день рождения:

Безумова О. Б.
финал конкурса 2013 года

Тубаева Ж. Х.
финал конкурса 2013 года

Жуков Ф. А.
финал конкурса 2006 года

Грачева Е. А.
финал конкурса 2021 года

Крупышева М. С.
финал конкурса 2022 года

 

Информация о конкурсанте

 


Иностранка

Чужого языка не бывает

Всегда важно, каким видят человека окружающие, особенно коллеги, в которых соединяются друзья и чуть-чуть соперники. «Легко представить Оксану Николаевну где-нибудь в районе лондонского Биг-Бена или пересекающей одну из нью-йоркских авеню. Однако мы наблюдаем ее на улицах родного Кургана спешащей с утра на урок к детям, в которых она влюбилась еще на студенческой практике. Семья Оксаны Колягиной, муж и дочки, довольны, что мама любит свою профессию: ведь из школы домой возвращается счастливый человек». Так говорят об Оксане КОЛЯГИНОЙ сотрудники гимназии № 31 Кургана, где она преподает английский язык. Общение с иностранными языками нередко накладывает на человека отпечаток заграничности: «иностранцы» и выглядят как иностранцы, освоение другой культуры расширяет восприятие мира, даже если жизнь протекает в глубине России, в областном центре Урала. Оксана Колягина умеет радоваться тому, что есть, и она открыта новому. Ей 37 лет, имеет 15 лет педагогического стажа. В 2012 году стала участником Всероссийского конкурса «Учитель года». С чего же все началось?

Истоки успеха


Оксана всегда собиралась стать учителем. Правда, когда занималась в музыкальной школе, представляла себя преподавателем музыки. Педагоги, которые окружали ее во время учебы, были интересными, увлеченными людьми, благодаря им сложился возвышенный образ учителя. Но поступать решила не в музыкальное училище, как планировала раньше, а в Курганский государственный университет на факультет иностранных языков. После окончания предполагала устроиться переводчиком. Но как-то встретила директора гимназии, в которой училась сама, та предложила: «Приходи к нам, как раз нужен преподаватель английского», и Оксана решила попробовать. Пришла в школу — и отдала ей все время, все способности, так увлеклась.

В родной школе сразу почувствовала себя очень комфортно. Коллектив там сложился творческий. Много учителей-стажистов, некоторые из них вели уроки у Колягиной, когда она сама была школьницей. Надежда Ильинична Ефимова преподавала русский язык и литературу: все, что она рассказывала, Оксана Николаевна помнит до сих пор и использует на деле. «Она показала мне пример отношения к профессии». Надежда Ильинична по-прежнему работает в гимназии. Здесь много и молодежи, проблемы старения педагогического состава не существует. Как в смысле биологического возраста, так и в смысле психологического подхода к жизни и склада мышления.

В гимназии время не остановилось, в ней сразу ощущаешь, «какой век на дворе». Действует общегимназическая компьютерная сеть, Интернет есть во всех классах и работает с хорошей скоростью, что дает возможность участвовать детям вместе с педагогами в различных чатах, проводить онлайн-экскурсии. Для преподавателя иностранного языка это открывает большие возможности вести предмет с элементами интерактива. Гимназия постоянно работает над общей научно-методической темой. Тема, которой Колягина занималась в течение нескольких лет, — это повышение эффективности обучения устной речи на уроках английского языка через интернет-коммуникации. Главным здесь является то, что дети непосредственно общаются с носителями языка, слышат аутентичную речь.

— У меня много знакомых, которые живут в других странах. Я заранее договариваюсь с ними о выходе в сеть, на уроках включаем скайп, и учащиеся задают вопросы, разбирают ответы, ведут диалог. Прекрасная возможность применить знания в реальной ситуации. Что это дает? Повышается качество владения языком. К учебникам сейчас прилагаются аудиозаписи. Речь там правильная — какой она должна быть, а не какой является в действительности. Когда же дети слышат речь носителей языка в реальном режиме — разные тембры, интонации, особенности дикции, — они куда свободнее воспринимают чужой язык и увереннее говорят на нем, чем при обучении исключительно по учебнику, исчезают психологические комплексы. Чужой язык начинает восприниматься естественно, почти как родной.

Не с каждым учеником так происходит, конечно. Однако то, что данный метод эффективен, подтверждается результатами на олимпиадах. Из недавних успехов учеников Колягиной: восьмиклассник Арсений Молокотин занял второе место в Уральском регионе в олимпиаде «Бульдог». Соня Бакланова из девятого класса завоевала третье место в олимпиаде города Курган. Есть и другие призеры.

Успех детей всегда тесно связан с успехом педагогов. Выйти на всероссийский уровень конкурса «Учитель года» — большое профессиональное достижение. В гимназии №31 принято поддерживать тех, кто включается в профессиональные соревнования. Когда Оксана Николаевна принимала решение стать участником конкурса, то отдавала себе отчет: загруженность, и так немаленькая, сильно возрастет. Городской тур показался ей самым сложным, возможно, потому, что был первым, именно к городскому конкурсу «Учитель года» потребовалась наибольшая подготовка, и теоретическая, и практическая. Областной тур дался легче, материал уже был освоен, но добавились новые испытания, такие как «визитка». «Наверное, начало всегда сложнее, а когда ты уже в процессе, просто движешься дальше и ощущаешь себя увереннее, чем на старте». И наконец общероссийский этап — здесь возросло чувство ответственности. Появились новые испытания: беседа с родителями и беседа с учениками.



Поговорим по душам?


На уроках Оксана Колягина говорит с детьми по-английски. Однако вести беседы со школьниками на их языке, понятном возрасту, как ни парадоксально, ничуть не проще.

Колягина — классный руководитель 9-го «Г». Класс особенный. После восьмого произошло разделение параллели на три профиля, математический, гуманитарный и естественно-научный. Те ребята, что не определились с выбором либо не планировали продолжать учиться в школе, собрались в 9-м «Г». Работать с ними непросто, задача мотивации к учебе выходит на первый план. Кроме того, за год нужно нацелить каждого ребенка на какую-то профессию, помочь определиться с выбором учебного заведения, то есть профориентация тоже задача номер один. Две девочки собираются в железнодорожный колледж, одна — в колледж культуры, два мальчика — в медицинское училище. Другие еще не уверены, куда отправятся за школьным порогом. Возможно, кто-то поймет, что желает поступать в вуз, и останется в гимназии. «В общем, девятый класс для моих подопечных можно назвать жизнеопределяющим». Воспитательный процесс здесь не менее важен, чем образовательный. Вот когда необходимо умение поговорить с учениками по душам, а не только по-английски.

Как быть, если дети без причины пропускают уроки? Например, приходят к классному руководителю на иностранный язык с утра, а потом кое-кто может позволить себе исчезнуть. Требуется постоянно проверять их наличие или отсутствие на следующих уроках. Тотальный контроль важен, он приучает к мысли, что безнаказанности не бывает. Но еще важнее найти аргументы, способные убедить детей забыть о прогулах — а ведь наставления и чтение морали им ох как надоели! Логика убеждения плюс понимание подростковой психологии дают результат. Если в первой четверти пропуски без причины случались довольно часто, то во втором полугодии ребята отучились убегать с занятий. Они знают, что ни один прогул не останется незамеченным. Да и проще присутствовать на занятии, чем после наверстывать упущенное.

Еженедельно в гимназии проходят обязательные для всех классные часы. Что это — дань традиции либо в них есть реальный смысл? Ответ зависит от тем классных часов: если они актуальны и способны затронуть за живое, тогда это мероприятия не для галочки. В последнее время в гимназии стали популярны так называемые этические беседы. Тема обычно задается на всю школу одна, но каждый педагог готовится самостоятельно. В начале учебного года была поднята тема «Молодая гвардия». Когда готовились, у многих педагогов присутствовало опасение, что современным ребятам разговор покажется неинтересным, это не то, что их волнует. Когда же после классных часов собрались в учительской и поделились впечатлениями, выяснилось, что все дети, какого бы возраста они ни были, оказались тронуты до глубины души. Колягина старалась подать тему с разных точек зрения. Конечно, это был подвиг, молодогвардейцы проявили мужество, они оказали огромное влияние на других людей. Но жертв было слишком много. В классе стояла полная тишина, учителя слушали затаив дыхание, потом задавали вопросы... В школе действует музей «Молодая гвардия», еще в советские времена велась переписка с родителями героев, сохранились письма, даже личные вещи. Девятиклассники посетили музей после беседы. «Я убедилась, что наши дети, которые кажутся иногда немного циничными, готовы глубоко и эмоционально тонко воспринимать многие вещи. Главное — доносить до них эти знания».

Для некоторых учителей сложной частью педагогического труда является общение с родителями, с третьей составляющей образовательного процесса. Как налажены беседы с родителями? Ведь среди них встречаются разные. Одним постоянно нужна информация о ребенке. Другие почти не появляются в школе, ни на собраниях, ни для индивидуальной встречи с педагогами. Оксане Николаевне удалось достичь понимания с родителями, тем более что большинство мам и пап ее подопечных к учебе своих детей относятся с вниманием. Часто звонят, задают вопросы, позитивно реагируют на просьбы. Не высказывают безосновательных претензий, не перекладывают ответственность за какие-то недоработки в воспитании исключительно на школу. «Родители сегодня в основном грамотные. И, можно так сказать, к девятому классу «повзрослели» вместе со своими детьми».

Классное руководство — это и трудно, и интересно, убеждена Оксана Николаевна. Правда, времени занимает очень много. Порой не остается возможности передохнуть между уроками, так как в перемену требуется посетить свой класс, решить какие-то вопросы. «Но все-таки, наверное, я больше предметник, меня увлекает процесс передачи знаний», — делится Оксана Колягина.



Вопросы на засыпку


Гимназия № 31 — одно из самых крупных учебных заведений в Кургане. Только «иностранцев» здесь около десятка. Принято, что каждый берет класс либо с начальной школы, либо со среднего уровня, и ведет его до выпуска. Своих нынешних учеников Колягина взяла в четвертом и в пятом классах, теперь это восьмой и девятый. В гимназии преподавание английского начинается со второго класса.

Задаю вопрос Оксане Николаевне как специалисту: с какого возраста лучше всего учить детей чужому языку?

— Идеальным возрастом для знакомства с языком я считаю 4-5 лет. В эти годы усвоение чужой речи происходит естественным путем. Детям достаточно показать, и они повторят. Здесь еще не нужно раскладывать речь, расчленять ее. Занятия с такими детьми следует проводить в игровой форме, в виде свободного общения — методик существует достаточно. Но если ребенок еще не начал говорить на родном языке, а в силу каких-то причин оказывается в другой стране, ему будет трудно, он может запутаться и даже замолчать — на время, конечно.

— Оксана Николаевна, своих дочерей вы тоже учите английскому и французскому?

— Честно говоря, с ними редко удается специально позаниматься. Свободное время мы любим проводить на природе, в выходные гуляем в лесу, в том числе зимой, по тропе здоровья. Любим путешествовать, вот здесь знание языка очень помогает! Но в последний год времени ни на что, кроме конкурса, не хватало...

«Жизнь после конкурса» давно вошла в свое русло. Колягина немало нового и полезного извлекла из участия в самом важном профессиональном соревновании российских учителей.

— В конкурсе я использовала наработки за годы деятельности, все, что было накоплено раньше. Но в процессе подготовки к состязаниям узнала много нового, в том числе источников информации, кое-что добавила в свою копилку. А еще я видела педагогов со всей России, из разных уголков. Какие замечательные, интересные люди, с собственными взглядами, яркими идеями, любящие свое дело!

Иногда думаю: что нас удерживает в педагогике? Зарплаты хоть и повысились, но все же небольшие: количество сил, которые вкладываешь, значительнее, чем то, что материально получаешь. Да и перспектив карьерного роста немного. Ответ для себя нашла такой: ты видишь результаты своей работы. За каждый урок, за каждые 40 минут, добиваешься чего-то конкретного. Это приносит моральное удовлетворение, чувствуешь свою полезность. Да и общение с детьми радует: сейчас ребятам интересно учиться, они желают осваивать языки. Не думаю, что хочу что-то менять в своей жизни.

Марина Романова, «Учительская газета», № 10 от 5 марта 2013 года



Гущин Д. Д.