На главную страницу
Поддержка сайта: [email protected]

Поддержка конкурса: Консультационная линия
Группа ВКонтакте

Сегодня день рождения:

Тубаева Ж. Х.
финал конкурса 2013 года

Безумова О. Б.
финал конкурса 2013 года

Жуков Ф. А.
финал конкурса 2006 года

 

Информация о конкурсанте

 


Иностранка

Чужого языка не бывает

Всегда важно, каким видят человека окружающие, особенно коллеги, в которых соединяются друзья и чуть-чуть соперники. «Легко представить Оксану Николаевну где-нибудь в районе лондонского Биг-Бена или пересекающей одну из нью-йоркских авеню. Однако мы наблюдаем ее на улицах родного Кургана спешащей с утра на урок к детям, в которых она влюбилась еще на студенческой практике. Семья Оксаны Колягиной, муж и дочки, довольны, что мама любит свою профессию: ведь из школы домой возвращается счастливый человек». Так говорят об Оксане КОЛЯГИНОЙ сотрудники гимназии № 31 Кургана, где она преподает английский язык. Общение с иностранными языками нередко накладывает на человека отпечаток заграничности: «иностранцы» и выглядят как иностранцы, освоение другой культуры расширяет восприятие мира, даже если жизнь протекает в глубине России, в областном центре Урала. Оксана Колягина умеет радоваться тому, что есть, и она открыта новому. Ей 37 лет, имеет 15 лет педагогического стажа. В 2012 году стала участником Всероссийского конкурса «Учитель года». С чего же все началось?

Истоки успеха


Оксана всегда собиралась стать учителем. Правда, когда занималась в музыкальной школе, представляла себя преподавателем музыки. Педагоги, которые окружали ее во время учебы, были интересными, увлеченными людьми, благодаря им сложился возвышенный образ учителя. Но поступать решила не в музыкальное училище, как планировала раньше, а в Курганский государственный университет на факультет иностранных языков. После окончания предполагала устроиться переводчиком. Но как-то встретила директора гимназии, в которой училась сама, та предложила: «Приходи к нам, как раз нужен преподаватель английского», и Оксана решила попробовать. Пришла в школу — и отдала ей все время, все способности, так увлеклась.

В родной школе сразу почувствовала себя очень комфортно. Коллектив там сложился творческий. Много учителей-стажистов, некоторые из них вели уроки у Колягиной, когда она сама была школьницей. Надежда Ильинична Ефимова преподавала русский язык и литературу: все, что она рассказывала, Оксана Николаевна помнит до сих пор и использует на деле. «Она показала мне пример отношения к профессии». Надежда Ильинична по-прежнему работает в гимназии. Здесь много и молодежи, проблемы старения педагогического состава не существует. Как в смысле биологического возраста, так и в смысле психологического подхода к жизни и склада мышления.

В гимназии время не остановилось, в ней сразу ощущаешь, «какой век на дворе». Действует общегимназическая компьютерная сеть, Интернет есть во всех классах и работает с хорошей скоростью, что дает возможность участвовать детям вместе с педагогами в различных чатах, проводить онлайн-экскурсии. Для преподавателя иностранного языка это открывает большие возможности вести предмет с элементами интерактива. Гимназия постоянно работает над общей научно-методической темой. Тема, которой Колягина занималась в течение нескольких лет, — это повышение эффективности обучения устной речи на уроках английского языка через интернет-коммуникации. Главным здесь является то, что дети непосредственно общаются с носителями языка, слышат аутентичную речь.

— У меня много знакомых, которые живут в других странах. Я заранее договариваюсь с ними о выходе в сеть, на уроках включаем скайп, и учащиеся задают вопросы, разбирают ответы, ведут диалог. Прекрасная возможность применить знания в реальной ситуации. Что это дает? Повышается качество владения языком. К учебникам сейчас прилагаются аудиозаписи. Речь там правильная — какой она должна быть, а не какой является в действительности. Когда же дети слышат речь носителей языка в реальном режиме — разные тембры, интонации, особенности дикции, — они куда свободнее воспринимают чужой язык и увереннее говорят на нем, чем при обучении исключительно по учебнику, исчезают психологические комплексы. Чужой язык начинает восприниматься естественно, почти как родной.

Не с каждым учеником так происходит, конечно. Однако то, что данный метод эффективен, подтверждается результатами на олимпиадах. Из недавних успехов учеников Колягиной: восьмиклассник Арсений Молокотин занял второе место в Уральском регионе в олимпиаде «Бульдог». Соня Бакланова из девятого класса завоевала третье место в олимпиаде города Курган. Есть и другие призеры.

Успех детей всегда тесно связан с успехом педагогов. Выйти на всероссийский уровень конкурса «Учитель года» — большое профессиональное достижение. В гимназии №31 принято поддерживать тех, кто включается в профессиональные соревнования. Когда Оксана Николаевна принимала решение стать участником конкурса, то отдавала себе отчет: загруженность, и так немаленькая, сильно возрастет. Городской тур показался ей самым сложным, возможно, потому, что был первым, именно к городскому конкурсу «Учитель года» потребовалась наибольшая подготовка, и теоретическая, и практическая. Областной тур дался легче, материал уже был освоен, но добавились новые испытания, такие как «визитка». «Наверное, начало всегда сложнее, а когда ты уже в процессе, просто движешься дальше и ощущаешь себя увереннее, чем на старте». И наконец общероссийский этап — здесь возросло чувство ответственности. Появились новые испытания: беседа с родителями и беседа с учениками.



Поговорим по душам?


На уроках Оксана Колягина говорит с детьми по-английски. Однако вести беседы со школьниками на их языке, понятном возрасту, как ни парадоксально, ничуть не проще.

Колягина — классный руководитель 9-го «Г». Класс особенный. После восьмого произошло разделение параллели на три профиля, математический, гуманитарный и естественно-научный. Те ребята, что не определились с выбором либо не планировали продолжать учиться в школе, собрались в 9-м «Г». Работать с ними непросто, задача мотивации к учебе выходит на первый план. Кроме того, за год нужно нацелить каждого ребенка на какую-то профессию, помочь определиться с выбором учебного заведения, то есть профориентация тоже задача номер один. Две девочки собираются в железнодорожный колледж, одна — в колледж культуры, два мальчика — в медицинское училище. Другие еще не уверены, куда отправятся за школьным порогом. Возможно, кто-то поймет, что желает поступать в вуз, и останется в гимназии. «В общем, девятый класс для моих подопечных можно назвать жизнеопределяющим». Воспитательный процесс здесь не менее важен, чем образовательный. Вот когда необходимо умение поговорить с учениками по душам, а не только по-английски.

Как быть, если дети без причины пропускают уроки? Например, приходят к классному руководителю на иностранный язык с утра, а потом кое-кто может позволить себе исчезнуть. Требуется постоянно проверять их наличие или отсутствие на следующих уроках. Тотальный контроль важен, он приучает к мысли, что безнаказанности не бывает. Но еще важнее найти аргументы, способные убедить детей забыть о прогулах — а ведь наставления и чтение морали им ох как надоели! Логика убеждения плюс понимание подростковой психологии дают результат. Если в первой четверти пропуски без причины случались довольно часто, то во втором полугодии ребята отучились убегать с занятий. Они знают, что ни один прогул не останется незамеченным. Да и проще присутствовать на занятии, чем после наверстывать упущенное.

Еженедельно в гимназии проходят обязательные для всех классные часы. Что это — дань традиции либо в них есть реальный смысл? Ответ зависит от тем классных часов: если они актуальны и способны затронуть за живое, тогда это мероприятия не для галочки. В последнее время в гимназии стали популярны так называемые этические беседы. Тема обычно задается на всю школу одна, но каждый педагог готовится самостоятельно. В начале учебного года была поднята тема «Молодая гвардия». Когда готовились, у многих педагогов присутствовало опасение, что современным ребятам разговор покажется неинтересным, это не то, что их волнует. Когда же после классных часов собрались в учительской и поделились впечатлениями, выяснилось, что все дети, какого бы возраста они ни были, оказались тронуты до глубины души. Колягина старалась подать тему с разных точек зрения. Конечно, это был подвиг, молодогвардейцы проявили мужество, они оказали огромное влияние на других людей. Но жертв было слишком много. В классе стояла полная тишина, учителя слушали затаив дыхание, потом задавали вопросы... В школе действует музей «Молодая гвардия», еще в советские времена велась переписка с родителями героев, сохранились письма, даже личные вещи. Девятиклассники посетили музей после беседы. «Я убедилась, что наши дети, которые кажутся иногда немного циничными, готовы глубоко и эмоционально тонко воспринимать многие вещи. Главное — доносить до них эти знания».

Для некоторых учителей сложной частью педагогического труда является общение с родителями, с третьей составляющей образовательного процесса. Как налажены беседы с родителями? Ведь среди них встречаются разные. Одним постоянно нужна информация о ребенке. Другие почти не появляются в школе, ни на собраниях, ни для индивидуальной встречи с педагогами. Оксане Николаевне удалось достичь понимания с родителями, тем более что большинство мам и пап ее подопечных к учебе своих детей относятся с вниманием. Часто звонят, задают вопросы, позитивно реагируют на просьбы. Не высказывают безосновательных претензий, не перекладывают ответственность за какие-то недоработки в воспитании исключительно на школу. «Родители сегодня в основном грамотные. И, можно так сказать, к девятому классу «повзрослели» вместе со своими детьми».

Классное руководство — это и трудно, и интересно, убеждена Оксана Николаевна. Правда, времени занимает очень много. Порой не остается возможности передохнуть между уроками, так как в перемену требуется посетить свой класс, решить какие-то вопросы. «Но все-таки, наверное, я больше предметник, меня увлекает процесс передачи знаний», — делится Оксана Колягина.



Вопросы на засыпку


Гимназия № 31 — одно из самых крупных учебных заведений в Кургане. Только «иностранцев» здесь около десятка. Принято, что каждый берет класс либо с начальной школы, либо со среднего уровня, и ведет его до выпуска. Своих нынешних учеников Колягина взяла в четвертом и в пятом классах, теперь это восьмой и девятый. В гимназии преподавание английского начинается со второго класса.

Задаю вопрос Оксане Николаевне как специалисту: с какого возраста лучше всего учить детей чужому языку?

— Идеальным возрастом для знакомства с языком я считаю 4-5 лет. В эти годы усвоение чужой речи происходит естественным путем. Детям достаточно показать, и они повторят. Здесь еще не нужно раскладывать речь, расчленять ее. Занятия с такими детьми следует проводить в игровой форме, в виде свободного общения — методик существует достаточно. Но если ребенок еще не начал говорить на родном языке, а в силу каких-то причин оказывается в другой стране, ему будет трудно, он может запутаться и даже замолчать — на время, конечно.

— Оксана Николаевна, своих дочерей вы тоже учите английскому и французскому?

— Честно говоря, с ними редко удается специально позаниматься. Свободное время мы любим проводить на природе, в выходные гуляем в лесу, в том числе зимой, по тропе здоровья. Любим путешествовать, вот здесь знание языка очень помогает! Но в последний год времени ни на что, кроме конкурса, не хватало...

«Жизнь после конкурса» давно вошла в свое русло. Колягина немало нового и полезного извлекла из участия в самом важном профессиональном соревновании российских учителей.

— В конкурсе я использовала наработки за годы деятельности, все, что было накоплено раньше. Но в процессе подготовки к состязаниям узнала много нового, в том числе источников информации, кое-что добавила в свою копилку. А еще я видела педагогов со всей России, из разных уголков. Какие замечательные, интересные люди, с собственными взглядами, яркими идеями, любящие свое дело!

Иногда думаю: что нас удерживает в педагогике? Зарплаты хоть и повысились, но все же небольшие: количество сил, которые вкладываешь, значительнее, чем то, что материально получаешь. Да и перспектив карьерного роста немного. Ответ для себя нашла такой: ты видишь результаты своей работы. За каждый урок, за каждые 40 минут, добиваешься чего-то конкретного. Это приносит моральное удовлетворение, чувствуешь свою полезность. Да и общение с детьми радует: сейчас ребятам интересно учиться, они желают осваивать языки. Не думаю, что хочу что-то менять в своей жизни.

Марина Романова, «Учительская газета», № 10 от 5 марта 2013 года



Гущин Д. Д.