На главную страницу
Поддержка сайта: [email protected]

Поддержка конкурса: Консультационная линия
Группа ВКонтакте

Сегодня день рождения:

Захарова О. А.
финал конкурса 2014 года

Самодин С. Ю.
финал конкурса 2012 года

Елькина Н. Г.
финал конкурса 2007 года

Бушуева Е. А.
финал конкурса 2018 года

Матюхов В. В.
финал конкурса 2019 года

 

Информация о конкурсанте

 


Сны по-немецки

Чтобы добиться успеха, нужно не только действовать, но и мечтать

И кажется иногда Юлии Ильиной, что огромный комфортабельный аэробус мчит ее в страну грез — в Германию. Вальяжно, еще не отойдя от полета, садится она в Тегеле в автобус, за окном пролетают самые красивые берлинские пейзажи, и вот уже Александерплац. Вокруг — невероятно! — все только по-немецки. Старинные фасады подчеркивают уместность современных построек, часы отсчитывают время для разных стран, и шумят воды фонтана, называвшегося когда-то «Дружба народов». Дом учителя, телебашня и неиссякаемая толпа людей (ведь здесь пересекаются линии метрополитена, трамваев и скоростных поездов, и полмиллиона человек ежедневно совершают на Александерплац пересадку). Все так не похоже на Цимлянск, все так маняще. Пока такое путешествие для Ильиной только мечта, но, может, и она сбудется? Ведь сбылась же ее мечта попасть на конкурс «Учитель года России»!

Маленькая Юля делала куклам прически и ждала: вот-вот выстроится к ней нетерпеливая очередь из соседок, желающих превратиться благодаря ее фантазии в настоящих красавиц. Но вскоре замыслы стилиста по изменению внешности местных жительниц уступили место другой идее, не менее благородной. Юлия решила стать врачом. Эти метания продолжались... до 8 лет. К этому солидному возрасту она определилась окончательно и бесповоротно: «Буду учителем!»

Что сыграло главную роль в этом выборе? Желание походить на любимых тетушек? Одна из которых преподавала географию, другая — историю. Любопытство? Казалось, учителя знают что-то абсолютно неведомое, недоступное другим. Стремление дать окружающим что-то новое, нужное? Причин, наверное, было много. Сегодня Ильина помнит только одну — она любила учиться.

И вновь первыми клиентами-пациентами-учениками стали куклы. Юлия рассаживала их подле себя, рассказывала то, что запоминала в школе, раздавала задания. Так рождался ее особый преподавательский стиль. А на филфаке Ростовского педуниверситета Ильина свои навыки только закрепила...

Сегодня Ильина четко выстраивает структуру урока: ставит цели обучения, обосновывает этот выбор и продумывает, с помощью каких методов можно этого достичь. Говорит, такая практически немецкая организованность приводит к неплохим результатам. Наверное, доказательством, что права, служит и победа в региональном конкурсе. Хотя... без мистики здесь все равно не обошлось. Виданное ли дело — за пять последних лет учителями года Дона трижды оказывались педагоги из цимлянского лицея №1! В 2008-м на российский этап поехала и вошла в «пятнашку» химик Елена Нечитайлова, в 2009-м победу в Ростовской области снискала математик Надежда Растрепина, а в 2012-м — Юлия Ильина. Впрочем, мистическое всегда Юлию Юрьевну манило, не случайно ее любимая книга — «Мастер и Маргарита»...

А может, в лицее, где они работают, просто-напросто знают рецепт волшебного зелья, придающего педагогам этого учебного заведения тот невероятный шарм, против которого не в состоянии устоять ни одно конкурсное жюри? Впрочем, это образовательное учреждение ориентировано на высокий уровень профессионализма давно, еще в 1970-х Виктор Косиков, будучи тогда его директором, рецензировал школьные учебники физики и методические пособия и был назван в журнале «Физика в школе» в числе лучших учителей РСФСР. Виктор Иванович организовал на цимлянской земле филиал заочной физико-математической школы от Московского физико-технического института для одаренных детей и руководил работой филиала. Тогда же была реализована его идея создания школы эстетического воспитания.

В 2006 году 1-я получила статус лицея с химико-информационным профилем. Однако огромную роль в образовании здесь отводят языкам. Первый иностранный преподается в лицее со 2-го класса, а с 7-го начинается изучение второго. Также в образовательном учреждении реализуется межпредметная связь преподавания немецкого языка с другими дисциплинами.

Ильина считает необыкновенной удачей, что жизнь свела ее с такими удивительными коллегами, как Нечитайлова, Растрепина, и всеми-всеми педагогами лицея. Она рада их помощи в подготовке к конкурсу, так же как и опеке своих наставников из районного методического объединения учителей немецкого языка — Веры Зуйченко, Галины Коробовой, Валентины Донецкой. Поддержка действительно была ей нужна.

Она преподает 13 лет. Надеется, что ее работа помогает формировать компетентность в вопросах межкультурной коммуникации. Ильина стремится выработать у своих учеников определенные стратегии поведения, которые обеспечат им успешную коммуникацию в иноязычной среде. Она хочет, чтобы собственная культура человека позволила ему осознать влияние на восприятие мира, узнать и понять новую культуру. А для этого, по мнению педагога, необходимо освободиться от предрассудков и негативных стереотипов. Если научиться справляться со стрессом, возникающим при общении с представителями другой культуры, творчески подходить к решению трудных и неоднозначных межкультурных ситуаций, диалог состоится.

Юлия Ильина участвовала и стала одним из победителей конкурса авторских учебно-методических материалов научно-практической интернет-конференции «Стратегии инновационного развития школьного филологического образования: опыт, проблемы, перспективы», проводимой РО ИПКиПРО, в 2011 году. Она находит время для экспертизы учебников и сбора материалов по темам «Контрольно-измерительные материалы на уроках немецкого языка», «Праздник немецкого языка в школе». Вот только сходить с сыном в кино («в последний раз были на «Иване-царевиче и Сером Волке», забавно, я же теперь в основном смотрю мультфильмы да фантастику»), попеть с друзьями караоке да почитать что-нибудь для души (хотя проглотить «Горький шоколад» Мирьям Пресслер, и даже на немецком, все-таки удалось!) времени зачастую нет...

А как же Юлия Юрьевна любит принимать гостей! Отчистит к их приходу и без того аккуратную квартиру (обои предпочитает клеить сама, считает себя по этому делу первоклассным специалистом), напечет разных вкусностей, уговорит главную хозяйку дома кошку Багиру смириться с наплывом людей и замрет в предвкушении оживленного общения. Друзья придут, вместе они будут смотреть фотографии и обсуждать, куда удалось выбраться Ильиной за последнее время (Лазаревское, Крабовое ущелье в Сочи, Подмосковный слет в Мытищах: «Ой, кстати, мне там пришла в голову идея дистанционного конкурса на немецком для малышей!»), а куда съездить еще мечтает (в Альпы на лыжах научиться кататься, в вожделенную Германию). Гости поахают, глядя на ее коллекцию прекраснейших орхидей, посетуют, что больше она не заводит рыбок, и разойдутся. Пора укладывать спать десятилетнего Никиту и снова садиться за подготовку к урокам.

На факультете лингвистики и словесности Педагогического института Южного федерального университета в прошлом году в рамках Недели немецкого языка состоялась конференция по лингвострановедению Германии среди учеников 9-11-х классов школ Ростова-на-Дону и Ростовской области. Школьники подготовили проекты на немецком языке по страноведению, литературе Германии, Австрии, Швейцарии и различным аспектам межкультурного общения. Ее ученица из 11-го «Б» класса выступила с исследовательским проектом «По следам Александра Гумбольдта».

Мария Усачева дважды становилась призером всероссийских олимпиад по немецкому языку. Ее знания впечатлили комиссию и в Нижнем Новгороде, и в Твери. Особенно же ее учительницу порадовала победа Марии в номинации «За работу с текстом». Но у Ильиной помимо этой «примы» есть и другие звездочки, которым удалось блеснуть на региональных или районных олимпиадах. Пока...

Ученики Ильиной ежегодно участвуют в районном конкурсе «Фестиваль юных знатоков немецкого языка». Ребята готовят к празднику песни, стихи, инсценируют сценки и сказки. Юлия Юрьевна даже разработала собственный интегрированный урок для 4-го класса, когда дойч можно сочетать с внеклассным чтением. Такой урок, по мнению Ильиной, способствует развитию творческих и языковых способностей, фантазии у младших школьников; приобщает их к миру сказок и учит находить общее между русскими и зарубежными произведениями. После увлекательного путешествия по литературному творчеству разных народов малыши с особым удовольствием пускаются в рассуждения о том, как отличить доброго героя от злодея, и начинают понимать, в чем сила сказки вообще.

В лицее традиционно проходит неделя иностранных языков. В прошлом году она называлась «Языки мира». В конкурсе стенгазет «Мы учим языки» ребята старались перещеголять друг друга в остроумии, рассказывая, как непросто им даются азы фонетики и грамматики. Одиннадцатиклассники сняли фильм «Narrenzeit» о карнавалах Германии. Его режиссер Александр Свинарев на главные роли поставил своих одноклассников — Вячеслава Кобзарева, Марию Корольченко и Анну Костичеву. Фильм прошел с ошеломительным успехом. Успех снискал и фестиваль национальных блюд. Конкурс оценивался не только по вкусовым качествам яств, но и тому, насколько оригинально они были представлены. Каждый день поражал. Лицеисты совершали виртуальные путешествия. И смотрели затейливые ролики, предоставленные школе Культурным центром имени Гете, «Учи немецкий».

Цимлянский лицей №1 сотрудничает с Гете-центром давно и довольно-таки плодотворно. Возможностей для сотрудничества уйма — это и курсы повышения квалификации учителей немецкого языка, и подписка на рассылки промоматериалов для рекламы немецкого языка, и подготовка школьников к сдаче международного экзамена Fit1. А в 2008 и 2011 годах Юлия Юрьевна вместе с мультипликатором центра Натальей Васильевой в Москве участвовала в семинаре, посвященном проблеме оценки качества образовательных результатов школьников по немецкому языку в контексте общеевропейских требований. Стоит ли после этого удивляться, что ее дети первыми в регионе сдали Fit1 (стандартизированный экзамен, созданный на основании общеевропейских компетенций владения иностранным языком)?!

Родилась Юлия на берегу Дона в станице Дубенцовская. Помнится, Ашот Гарнакерьян писал: «От облаков и солнца стала волна степной реки светлей. Еще в ней есть и блеск металла, и хмурость предвесенних дней. Последний лед ушел к низовью, на берег высыпал народ. И бредят девушки любовью, той, что нечаянно придет. Нет парусника в отдаленье, рыбачьих шхун и грузных барж, но я своим воображеньем дорисовал донской пейзаж. Шумят на побережье клены, в привычный рейс идут суда, и стала сказочно зеленой на редкость чистая вода. Любуюсь выдуманным видом, мигают бакенов огни, ведь мы и будущее видим через сегодняшние дни». Вода близка Ильиной, возможно даже, это ее стихия. Два раза в неделю она старается выбраться в бассейн. Никита, кстати, занимается плаванием уже вполне профессионально — он в спорте четыре года. Поэтому она, как мать, научилась не только отличать кроль от брасса, но и замечать более тонкие детали техники. А в теплые дни выбирается Юлия Ильина на берег великой реки и, совершив очередной заплыв, вновь предается мечтам о том, как умчит ее быстрокрылый лайнер туда, где все говорят по-немецки, где есть на что посмотреть и есть чему поучиться. Потому что хочется открыть своим детям уже что-нибудь новенькое!

Лора Зуева, «Учительская газета», № 09 от 26 февраля 2013 года



Гущин Д. Д.