На главную страницу
Поддержка сайта: [email protected]

Поддержка конкурса: Консультационная линия
Группа ВКонтакте

Сегодня день рождения:

Безумова О. Б.
финал конкурса 2013 года

Тубаева Ж. Х.
финал конкурса 2013 года

Жуков Ф. А.
финал конкурса 2006 года

Грачева Е. А.
финал конкурса 2021 года

Крупышева М. С.
финал конкурса 2022 года

 

Информация о конкурсанте

 


А снег белый?

Или каждая минута таит в себе чудо

Учитель изобразительного искусства норильской средней школы Лариса Будникова стала победителем в конкурсе «Учитель года Красноярского края». И вошла в пятнашку на российском состязании. «...Сам Бог велел стать тебе учителем, доченька!» — так частенько говорила маленькой Ларисе бабушка Нина Григорьевна, учитель истории и географии с пятидесятилетним стажем работы в сельской школе, ветеран труда, мать-героиня, воспитавшая в трудные послевоенные годы пятерых детей. Сегодня Лариса Владимировна часто вспоминает, как бабушка брала ее, пятилетнюю девочку, к себе на работу. «Может быть, именно тогда я впервые захотела стать художником или учителем рисования? Не помню. Но в школу играла еще долгие годы. Учила младшего брата читать и писать, но больше рисовать и мастерить. А бабушка с гордостью приговаривала: «Вся в меня! Учительница!» — вспоминает Будникова.

Дед — географ и историк, заслуженный учитель, ветеран труда, герой войны, отдавший работе в сельской школе больше двадцати лет. Как его любили ученики, как внимательно, завороженно слушали рассказ Николая Сергеевича о взятии Казани Иваном Грозным! Так что если составить древо семьи Будниковой и рядом с именем написать профессию, то почти на каждом листике этого древа будет «Учитель». Это уже династия.

И сама Лариса Владимировна учителем просто не могла не стать. Столько внимания, доброты и участия сосредоточено в этом человеке, и всем этим она делится со своими учениками.

Хотя путь в педагогику Ларисы Владимировны был долог, и, если бы не безграничное уважение к наставнице, не было бы в Норильске такого преподавателя. Начинала она художником-оформителем. Окончив художественное училище, пошла работать в кукольный театр, шила одежду для игрушек, мастерила декорации. Затем с будущим мужем вернулась в Норильск. Бывший учитель математики предложила ей пойти к ней в школу. Молодая художница тогда не восприняла всерьез это предложение. Но авторитет учителя был непререкаем, и Лариса Владимировна стала давать пару уроков в неделю малышне. Основной же работой было телевидение. Компьютерных заставок в те времена еще не было, и приходилось все оформлять вручную. Потом был городской центр культуры — и снова декорации, костюмы. Количество часов в школе тем временем постепенно увеличивалось...



Искусство не ремесло


«Здравствуйте, я рада вас видеть, садитесь, пожалуйста» — эти слова вот уже двадцать лет Лариса Будникова произносит спокойным и ласковым голосом, окидывая внимательным взглядом каждого ученика. Но теперь говорит она их как лучший учитель Красноярского края, одна из шести лучших учителей России.

Половина из этого двадцатилетнего срока выпала на период и моего обучения в школе. С первого класса Лариса Владимировна была рядом. Она всегда говорила, что дети — особая категория художников, поэтому никогда не старалась учить нас шаблонам и правилам. Как надо — это не искусство, а художник не ремесленник. Лариса Будникова всегда спокойна, сдержанна, с мягкой улыбкой выслушивает оправдания школьников о невыполненном домашнем задании. При этом едва уловимая грусть нет-нет да и промелькнет в ее глазах. Значит, огорчилась. Но расстраивать любимого учителя всегда неприятно, поэтому и задания все старались выполнять в срок.

Школа осталась позади, но при встрече мы до сих пор вспоминаем наши исследования, работы. Благодаря Ларисе Владимировне мне удалось побывать на Всероссийской научно-практической конференции, потому что она поверила в меня, убедила, что я смогу. Тогда, восемь лет назад, я как-то сказала, что не понимаю живопись Пабло Пикассо. Лариса Владимировна дала мне несколько книг о знаменитом импрессионисте, сказала: «Почитай на досуге». Потом мы долго разговаривали, обсуждали его работы, спорили. Через несколько месяцев я уже поехала на Всероссийский конкурс «Юность. Наука. Культура» с научной работой «Кубизм как переломный момент в творчестве Пабло Пикассо», защитив которую я стала лауреатом. Теперь этот удивительный испанец для меня величайший художник, гений, чей талант неоспорим.



Сказка о красках


Сегодня Лариса Владимировна с улыбкой вспоминает, как волновалась, спеша на свой первый урок. И это волнение осталось до сих пор: доступно ли рассказала ученикам о законах перспективы и проекциях, интересны ли эти уроки, смогут ли малыши нарисовать заданный натюрморт? И с каким трепетом и удовольствием ребята рассматривают, обсуждают, готовят и проводят выставки.



Лариса Будникова:


— Ребята часто говорят: «Я не умею рисовать!» Но ведь прежде чем человек научился говорить и считать, он изобразил кусочком мела и уголька на сводах Альтамиры мчащегося во весь опор оленя! Эта истина открыта теперь и моим воспитанникам. Поверить каждому ученику в свои художественные способности во многом помогает технология деятельностного метода, метапредметные уроки, открывающие юным художникам всю сущность мироздания.

Вхожу в класс, начинаю урок, встречаюсь глазами с любопытными и требовательными взглядами. «Ребята, как вы думаете, снег белый?» — спрашиваю я. Глаза загорелись, посыпались самые фантастические ответы. Начался урок рисования в первом классе «Сказка о красках». Вопросы и ответы моих маленьких почемучек неиссякаемы: «А почему?», «А зачем?». Вот оно, «зернышко» — пробуждение познавательной и творческой активности детей. Главное для меня в этой ситуации не дать правильный ответ, а побудить ребенка найти его самостоятельно, совершить пусть маленькое, но свое исследование, воплотив его в живописном этюде или графическом рисунке, а может, в масштабном творческом проекте.

Ее многочисленные воспитанники удостоены медалей «Эвариста Галуа» и «Вдохновение», их имена в каталоге международной художественной выставки «Прошлое. Настоящее. Будущее», «Арт-город», занесены в федеральную энциклопедию «Одаренные дети — будущее России».

Прожив, да, именно прожив, в педагогике 20 лет, она с доброй улыбкой, иногда с ностальгией, вспоминает те первые шаги в профессии. Сегодня Лариса Владимировна с уверенностью говорит о том, что это ее судьба, ее мечта. Сколько раз она листает альбомы с фотографиями, читает письма, ищет своих выпускников в социальных сетях! Теперь многие из нас уже взрослые, кому-то уже за тридцать, они уже и сами ведут своих детей в школу. А есть и те, кто выбрал профессию «учитель изобразительного искусства», и теперь они ее коллеги.

«И я безгранично рада этому, — растрогавшись, улыбается Лариса Владимировна, — я горжусь ими».

Наверное, это и есть пик профессиональной деятельности — успехи учеников воспринимаются как свои собственные.



Для нас все равно лучшая


В марте в Норильске стартовал городской конкурс «Учитель года». Лариса Будникова уже не впервые участвовала в нем. Сначала конкурсантам нужно было написать эссе на тему «Моя педагогическая философия», и Будникова рассказала о том, как в детстве посещала уроки в сельской школе, где преподавали ее бабушка и дедушка. Победителем она не стала, заняла пятое место. Дальше пять финалистов давали мастер-классы

— на сцене делились с другими учителями своим мастерством и отвечали на вопросы пресс-конференции. По итогам двух туров Лариса Будникова опять же не заняла первое место, но вошла в тройку, и ее эссе направили в Красноярский край. На этом этапе почти из 150 конкурсантов выбрали 20 человек, которых отправили в край. Норильская учительница вновь не была в числе лидеров, заняла предпоследнее место. В Красноярске конкурсантам тоже предстояло пройти ряд испытаний: урок в незнакомом классе, мастер-класс по представлению технологии своей работы. Лариса Будникова попала в десятку лучших. Тогда нужно было провести еще один мастер-класс и пройти пресс-конференцию с министром образования и науки края Вячеславом Башевым. По итогам всех испытаний от края выбрали лучшего, им и стала Лариса Будникова, продолжив участие в конкурсе уже на всероссийском этапе.

Он стартовал в сентябре. 77 учителей представляли свои регионы. Первым испытанием был «Урок в незнакомом классе», ее урок назывался «Каждая минута таит в себе чудо», это цитата из Альбера Камю. Вот так пятиклашки, которых учитель видела впервые в жизни, порассуждали на эту тему, а потом Лариса Будникова показала им очень простую, но своеобразную технику рисования. Без помощи рук из пятнышка краски нужно было «вырастить» дерево. Дети делали из обычных ручек трубочки и раздували капельку с краской, при этом на бумаге получалось фантастическое дерево, ребята были в восторге — они буквально рисовали воздухом! «Затем я объяснила детям, что такой способ рисования называется аэрография, — вспоминает Лариса Будникова, — с ее помощью из ничего можно создать волшебную картинку, а затем мы рисовали пейзажи на влажной ткани, в общем, насыщенным и интересным получился урок, и богатым на впечатления».

В итоге Лариса Владимировна заняла шестое место в рейтинге, чуть недотянув до пятерки лидеров. Но для нас, ее многочисленных учеников, она всегда будет лучшей.

Будникова не скрывает, что было трудно. Профессия учителя в любом случае сопряжена с постоянным преодолением этих трудностей. Но тогда нельзя было показывать слабости — за ней стоял целый край. Ощущение дружбы и единства, возникшее между участниками, сглаживало сложные моменты, ведь почти 24 часа в сутки на протяжении двух недель участники конкурса находились все вместе. Бывало, что засиживались до четырех утра, обсуждали свои программы, разбирали ошибки, просматривали видео с конкурса. Лучший курс повышения квалификации для учителя, пожалуй, сложно представить. С учителями работали и психологи, у некоторых случались срывы, кто-то плакал, когда не попадал в следующий этап.

Как призналась позже в нашей беседе Лариса Владимировна, самым сложным испытанием для нее стала беседа с родителями школьников. Вытянув билет, конкурсанту предстояло пообщаться с ними на заданную тему. Ей выпало «Свободное время школьника: приоритет школы или родителей?». В результате обсуждения сошлись на том, что школа должна уметь организовать детям досуг, но родители при этом не должны перекладывать всю ответственность на учебные заведения. Разумеется, без творчества и здесь не обошлось — Будникова принесла на беседу апельсиновое дерево, рассказав старинную сказку: в одном городе человек посадил прекрасное апельсиновое дерево, оно росло и радовало жителей, но вышел закон о запрете сажать растения на муниципальной земле, тогда садовник придумал весьма оригинальный выход из положения. И вот так они с родителями обсуждали, как же он мог поступить. Одна из мам ответила правильно: дерево неким хитрым способом подняли над землей и оно росло в воздухе. То есть это доказывало, что из любой ситуации можно найти нетривиальный выход. А дерево после беседы Лариса Владимировна отдала родителям, чтоб они передали его своим детям-восьмиклашкам в классную комнату. «Пусть это дерево растет вместе с вашими детьми, — сказала она напоследок, — глядя на него, вы будете вспоминать о нашей встрече».

...У Ларисы Будниковой есть заветная мечта. Она хочет работать в сельской школе.

— Представь, — говорит она мне, — урок математики. Мы выходим с детьми в лес, посчитали листочки, потом порисовали пейзажи. Затем урок физкультуры — на речке поплавали, покатались на лошадях. Дальше столовая — все свое — и овощи, и молоко... Сейчас это называется дауншифтинг, а по мне так самая естественная и настоящая жизнь. Когда-нибудь я наберусь смелости и эту мечту осуществлю. А пока еще много планов и здесь, в Норильске.

Дарья Стрельникова, «Учительская газета», № 51 от 18 декабря 2012 года



Гущин Д. Д.