На главную страницу
Поддержка сайта: [email protected]

Поддержка конкурса: Консультационная линия
Группа ВКонтакте

Сегодня день рождения:

Маргиева Н. А.
финал конкурса 2013 года

Суворова  И. М.
финал конкурса 2006 года

Парийчук А. М.
финал конкурса 2018 года

 

Информация о конкурсанте

 


Параболическая баллада

Хочешь стать богатым  — научись решать задачи по физике

Сильного, цельного человека испытания только закаляют, а еще делают его немного философом. Глядя на учителя физики и математики грозненского лицея №1 Алхазура Шамсудиновича Бакаева, диву даешься  — сколько житейской мудрости, стойкости и терпения в нем. Многое пришлось пережить этому человеку. Две чеченских войны, когда процветающий предприниматель потерял свое предприятие и все свои деньги, смерть любимой жены Малики и еще множество невзгод, которые выпали на долю чеченского народа. Алхазур Шамсудинович не сломался и не потерял веру в людей, его всегда поддерживали любовь к своим четверым сыновьям и преданность учительской профессии.



Философствующий учитель


...Родился Алхазур Бакаев в старинном чеченском селе Старые Атоги, что в двадцати километрах от Грозного. Родители его были простыми людьми, отец  — пекарь, мать занималась домашним хозяйством, ведь помимо Алхазура в семье росли еще два брата и две сестры. Отец в поисках заработка вынужден был часто перевозить семью с места на место, однако Алхазуру хоть и приходилось менять школы, учился он хорошо.

 — До сих пор помню, как попал в одну школу в Калмыкии, я до того времени не очень хорошо успевал по русскому языку, как и многие двуязычные дети. В Калмыкии для большинства родной язык  — русский, я по сравнению с одноклассниками выглядел бледно. Однажды учительница попросила меня подобрать проверочное слово к реке, я сказал  — «рейка», тут весь класс так и грохнул со смеху... Я после этого случая вообще на месяц замолчал. Родители увидели мои страдания и нашли мне учительницу, с которой я занимался на дому. Эти уроки мне очень помогли, больше проблем с языком у меня не было.

Между прочим, у Алхазура Шамсудиновича абсолютно правильный выговор без акцента, который, чего греха таить, иногда имеют жители наших кавказских республик. И хотя с детства он почувствовал тягу к физике и математике, тем не менее неплохо владеет английским, знает немецкий и латынь. Кстати, среднюю школу №2 села Старые Атоги Алхазур окончил лишь с одной четверкой в аттестате. Все школьные предметы давались ему легко. Но к точным наукам, к урокам физики была особая тяга. Еще в старших классах он начал посещать воскресные занятия по физике при Грозненском нефтяном институте.

 — Получив аттестат, подал документы в медицинский институт, была у меня тогда такая мечта  — стать врачом. Но потом подумал, во-первых, придется уехать от родителей, медицинского вуза в Грозном не было, а во-вторых, тянуло всерьез заниматься физикой  — так я оказался на физическом отделении ЧГУ, тогда он назывался Чечено-Ингушским университетом,  — вспоминает Бакаев.

После окончания вуза Алхазуру Шамсудиновичу предложили остаться в университете, причем в научно-исследовательском секторе, при этом он еще взял часы физики в родном селе.

 — Я прошел приличную школу физика-экспериментатора,  — рассказывает Бакаев,  — а в 1984 году поступил заочно в Институт физики и химии Академии наук, начал писать диссертацию. Помните, какими трудными были 90-е годы, а у меня к тому времени уже появились семья, дети, нужно было зарабатывать на жизнь, на жилье. Тогда было чувство, будто на меня бульдозер едет, я открыл свой кооператив «Интерфейс» по производству зеркал и впервые понял, что физика дает возможность зарабатывать деньги, причем приличные. Еще до войны, в 91-м году, у меня появились собственная квартира в Грозном, свое предприятие, которое потом во время военных действий полностью разгромили и разграбили. У меня ничего не осталось, кроме одной пары брюк, а я ведь создал предприятие с оборотом 5-6 миллионов рублей, и все это превратилось в прах. Но я старался оставаться спокойным, говорил себе  — Бог дал, Бог взял, вначале же у меня ничего не было, так что по большому счету я ничего и не потерял.

Это тогда, в 90-е годы, Алхазур Бакаев освоил множество профессий  — стеклообработчик, строитель, столяр-краснодеревщик, портной, монтажник компьютерных сетей..

 — Я ведь запросто брюки могу сшить и вот такое платье, как на вас,  — улыбаясь, говорит Бакаев.  — Я бы, наверное, с ума сошел, если бы ничего не делал. В 1999 году, когда началась вторая чеченская война, мы в село уехали, там я мебель стал делать, и это помогало пережить то страшное время, когда мы жили вопреки здравому смыслу. Сейчас вспоминаю, как школа отапливалась даже не буржуйками, как сейчас говорит министр, а была труба с дырочками, откуда газ выходил и горел. От такого отопления голову начинало ломить, долго нельзя было в классе находиться, можно было угореть.

Меня в город стали звать после войны  — говорили, что в Грозном много новой техники, ее надо устанавливать. А я долгое время не мог представить, что моя рука сможет запаять два провода. Самое страшное, что люди за время войны развратились, деградировали, отвыкли работать, привыкнув к пособиям и гуманитарной помощи. Только-только в последнее время мы начинаем возвращаться к нормальной жизни. В общем, у меня были все возможности возрождать свой бизнес, заниматься установкой техники, да мало ли еще каким делом, но я понял, что меня тянет в школу, вначале пошел в лицей №1, а потом, когда был построен Президентский лицей, меня пригласили в нем работать.



Жизнь  — это не олимпиада


Мы проговорили с Бакаевым больше двух часов, примечательно, что ни разу я не услышала ни жалоб, ни страшных описаний войны. Единственное, что печалит больше всего Алхазура Шамсудиновича, что дети, пережившие войну, до сих полностью не оправились от этой трагедии.

 — Дело не только в том, что у них есть пробелы в знаниях, куда серьезнее, что их психике нанесен непоправимый вред, многие страдают различными фобиями, комплексами. Плохо спят по ночам, и успеваемость, конечно, у них ниже. Чем дальше от войны, тем лучше дети учатся,  — говорит учитель.

У Бакаева свой взгляд на преподавание физики и вообще на обучение в школе.

 — Жизнь  — это не олимпиада. Дети должны понимать, как они смогут применить полученные знания в жизни, чем конкретно может быть им полезна физика,  — говорит учитель.  — Пока ребенок этого не поймет, он вряд ли будет хорошо учиться, так как у него не будет достаточных стимулов.

Оказалось, что при Президентском лицее работает школа одаренных детей, созданная по проекту декана математического факультета ЧГУ доктора физматнаук С.Асхабова. В работе этой школы непосредственное участие принимает и Бакаев.

 — Мы ищем талантливых детей по всей республике, зачастую к нам ездят заниматься ребята из отдаленных сел, за сто и больше километров,  — говорит Алхазур Шамсудинович.  — Мы готовим их к олимпиадам, конкурсным заданиям, к поступлению на физмат ЧГУ.

 — Предметная олимпиада  — самый трудный этап выявления уровня знаний,  — считает Бакаев.  — Если участник олимпиады ученик 11-го класса, то он должен решать без затруднения задачи по физике начиная с 7-го класса. Это удается не каждому. Конечно, из-за войны мы сильно отстали и пока не готовы участвовать ни в международных, ни во всероссийских олимпиадах. Однако сейчас мы усиленно наверстываем упущенное, на региональных этапах олимпиады наши дети уже добиваются успехов.



Неконкурсный человек


 — Я вообще-то человек неконкурсный,  — признается Бакаев,  — но когда директор предложила мне поучаствовать со словами «Неужели у нас нет учителя, который мог бы отстоять честь лицея и честь республики?!»  — подумал  — а почему бы и нет, только предупредил, что, втянувшись в конкурсное движение, придется отрываться от уроков.

Я не ожидал, что получу такое огромное удовольствие от общения, не ожидал, что рядом со мной окажутся такие душевные, сердечные люди и настоящие профессионалы. Признаюсь, во время конкурсных испытаний так волновался, что чуть оборудование не перепутал, хотя мой педагогический стаж тридцать лет.

Это так педагог говорит о своем мастер-классе «Физика чистой воды», который высоко оценил член междисциплинарного жюри, победитель конкурса «Учитель года России – 2009», учитель физики Вадим Муранов.

 — Конкурсант из Грозного сумел посредством незатейливых примеров из жизни, простых физических опытов поднять серьезную и глобальную экологическую проблему нехватки чистой питьевой воды. Каждый шаг, каждый элемент его публичного сценического урока был четно продуман, завершен и осмыслен. С одной стороны, Алхазур Бакаев показал, как нужно поднимать с детьми сложные и в то же время крайне важные экологические проблемы, с другой  — это была демонстрация системного подхода к изучению такого рода проблем. А в современном мире именно грамотное использование системного подхода является ключевой компетенцией специалиста, чья деятельность непосредственно связана с вопросами экологии. В мастер-классе была заложена не только идея бережного отношения к весьма ограниченным ресурсам чистой питьевой воды, но и идея системного, метапредметного подхода при обучении физике. Он сумел доказать, как умелое сочетание, владение и применение знаний из самых разных областей науки и техники, что, по существу, и является основой современной педагогики, может сделать обучение интересным, увлекательным и результативным. Умение завладеть вниманием учеников, увлечь их за собой  — одно из важных качеств Алхазура Бакаева. Особенно это было видно на конкурсном испытании «Беседа с учениками»  — ровный тон голоса, вдумчивая неспешная речь, простые жизненные примеры заставляли детей задуматься,  — высказывает свое мнение Вадим Муранов.

Особого внимания заслуживает, безусловно, конкурсный урок, посвященный движению тела по параболе. Ребята писали формулы на меловой доске, а учитель манипулировал ими на интерактивной, примечательно, что Алхазур Бакаев привнес в урок игру. Отвечая на вопрос, школьники бросали мяч в одну из корзин, стоящих на доске. Кроме того, педагог напомнил ребятам о недавно прошедшей в Лондоне Олимпиаде  — ребята вспомнили российскую спортсменку Татьяну Лысенко, которая выиграла «золото» в метании молота. А молот стал моделью демонстрации движения тела по параболе. Был на уроке и эксперимент  — физик выливал из шланга воду в тазик, чтобы показать, как меняется угол падения воды в зависимости от дальности полета струи. И даже стихи читал из «Параболической баллады» Андрея Вознесенского. В итоге за один урок десятиклассники получили первоначальное представление о теме и хороший ключ, чтобы решать в дальнейшем задачи по баллистике.

 — Главное, что мне дал конкурс,  — я увидел понимающих людей, настоящих профессионалов и, кроме того, почувствовал, что у меня есть еще скрытый резерв, нереализованный потенциал. Знаете, о чем я мечтаю? О своей авторской школе. Честно, отдал бы оставшуюся часть жизни, только чтобы доказать, что мы не хуже других, а, наоборот, лучше. А для этого российское образование снова должно стать самым качественным, самым передовым,  — говорит Алхазур Бакаев.

...Удивительный человек Бакаев, говорит без пафоса. С уверенностью, что так оно и будет. Он не привык бросать слова на ветер. Настоящий кавказский мужчина, заменивший осиротевшим сыновьям мать, которая без времени ушла из жизни.

 — Мои дети  — уже взрослый женатый Чингиз, Апти и Ибрагим и семиклассник Исмаил  — это самое ценное, самое важное для меня,  — говорит на прощание Алхазур.  — Они смысл и украшение моей жизни, общаясь с ними, я черпаю силы и вдохновение...

Ирина Димова, «Учительская газета», № 01 от 1 января 2013 года



Гущин Д. Д.