На главную страницу
Поддержка сайта: [email protected]

Поддержка конкурса: Консультационная линия
Группа ВКонтакте

Сегодня день рождения:

Долян Е. И.
финал конкурса 2010 года

Никоарэ М. И.
финал конкурса 2011 года

Фролова И. А.
финал конкурса 2007 года

Нечитайлова Е. В.
финал конкурса 2008 года

Рогова Д. В.
финал конкурса 2018 года

Юдаков С. Г.
финал конкурса 2020 года

 

Четвёртый день

 


Осторожно, семинар закрывается! Следующая станция — Сочи!


Анна Данилина, Вадим Мелешко (фото)

Последний, четвертый день семинара для участников федерального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России» — 2017 пролетает слишком быстро. Они все пролетели стремительнее, чем думалось с самого начала. Мы только поприветствовали друг друга, а теперь приходится прощаться. Благо ненадолго…

О том, что уже не хочется расставаться, говорит многое. Москвич Иван Смирнов еще во второй день загорелся идеей пригласить в свою 171-ую школу всех своих новоприобретенных коллег. Всё будет на высшем уровне — обещание звучит именно так. И оно выполняется в день четвертый. Много людей, сумеем ли? Большие делегации принимали, знаем… Даже из-за рубежа приезжали. Почему? Наверное, потому что PISA — в декабре прошлого года московские школы получили такие результаты! Вот и едут смотреть, как обстоят дела…

Конкурсанты этого года тоже не сидят на месте — даже в рамках программы. И пусть погода не греет — зато общаемся тепло, невзирая на статусы и должности. Сначала в Министерстве образования и науки РФ, потом в гостях у коллеги. Уже налаживается какой-то свой ритм жизни в этой отдельно взятой… семье. Не оговорилась — метафора довольно-таки привычная, но про конкурс «Учитель года России» так говорят еще чаще. Отсюда, действительно, уезжают добрыми друзьями, иногда даже на всю жизнь. Вот и получается, проверено на собственном опыте: друзья — это семья, которую мы выбираем сами.

Наверное, всё потому, что здесь удается — сначала за время семинара, а потом и за конкурсные дни — пережить вместе такие перевороты в сознании, которые не пережить больше нигде. Меняется само мышление и восприятие — личностного, профессионального… и разделить это удается лучше всего с теми, с кем говоришь, что называется, на одном языке. Прав Витольд Ясвин! Тысячу раз прав!

Сколько всего уже прочувствовано: стихи Олега Парамонова, музыка Артура Зарубы, одухотворенность Александра Шагалова, основательность Алексея Доронина, проникновенность Игоря Карачевцева — в сознании у конкурсантов уже десятки объемных образов, или даже ориентиров, хоть сами абсолютные победители в своих лекциях и призывают не ориентироваться на чужой опыт до деталей, а изобретать свой, но хотя бы в малом следовать им хочется. С не до конца преодоленным восхищением трудно что-либо поделать!

Сколько за эти дни общались коллективно в формате «зал — лектор», сколько было индивидуальных консультаций, или уже на самом деле не получается назвать это таким сухим словом? Правда, просто общались, хотя понятно, что впереди испытания. Конкурсные, но испытания.

А еще писали эссе — даже тему выбрали сами. «Человек, благодаря которому я стал учителем». Стал. Или становлюсь? Каждый день? Если вспомнить девиз конкурса «Учить и учиться», который уже не приходится выуживать их памяти, потому что он органично встроился в сознание и протянул, как сказал бы Александр Шагалов, свои незримые нити между всеми событиями и эмоциями семинара, оказывается, что, действительно, еще учимся и будем учиться, потому что не хотим перестать быть учителями. Да, и Ушинский теперь тоже звучит по-новому.

Всё движется по кругу. Семинар открывался этой цитатой классика — с ней теперь прочно связан образ «Учительской газеты» 1924 года, которую демонстрировал конкурсантам главный редактор издания Петр Положевец. Ушинский приходит на память и теперь.

А Петр Григорьевич, подводя итоги, искренне делится: главное, что его сейчас занимает в эти финальные минуты семинара… учитель, его образ, его миссия. Как понять самого себя? Каждый из нас нечто вроде «черного ящика» — да-да, этот тот образ, или индуктор урока, который еще пару дней назад учили не использовать без надобности, но сейчас он как нельзя кстати! Каждый из нас, действительно, «черный ящик». Ключ к нему — в ответе на три вопроса. Каким ты кажешься другим людям? Каким бы ты хотел быть? И кто ты на самом деле? Чтобы ответить на эти вопросы, нужны мужество и смелость. Нужна смелость для того, чтобы каждый день, не задумываясь, делать то, что считаешь важным. Чтобы отстоять свою точку зрения, чтобы научить этому своего ученика… И защитить, и поддержать, если он осмелился быть смелым, видя перед собой пример учителя, благодаря которому становишься… человеком.

— «Я прикасаюсь к будущему. Я учу» — это высказывание Кристы МакОлифф, американского астронавта, первого учителя на орбите. И это, кстати, была одна из возможных тем эссе, но судьба в лице ваших коллег распорядилась иначе, — напоминает конкурсантам Петр Положевец. — Вы точно так же прикасаетесь к будущему, вы строите это самое будущее… Кто-то из выступавших говорил: «Не надо сомневаться!», а я призываю, прошу, желаю вам сомневаться, критически смотреть на мир… Вещи, которые кажутся нам привычными, могут повлечь за собой непоправимые последствия. Поэтому, если вы видите то, чему по-вашему не стоит быть, — в образовании или в жизни — говорите об этом. Учите сомневаться и своих детей, учите их высказывать свое критическое мнение. Ведь если, окончив школу, ребенок не умеет отстаивать свою точку зрения, значит, он ничему не научился. В этом и состоит миссия учителя — научить критически смотреть на мир и защищать свою позицию. А мы постараемся защитить вас, если вам это потребуется…»

Ставить точку на самом деле не хочется, потому что много проникновенных, добрых и теплых слов еще будут сказаны — в живом общении и социальных сетях, многое еще будет обдумываться и переживаться вновь. Окончание семинара — это не точка конкурса, а запятая — впереди Сочи. И пока история конкурса 2017 года получается очень школьной — между семинаром и началом испытаний целое лето и пара учебных недель. Конкурсанты словно уезжают на каникулы, чтобы уже совсем скоро дружным, хоть и слишком большим по российским меркам классом переступить порог сочинской школы №100. Первый звонок для 85 участников Всероссийского конкурса «Учитель года России» — 2017 прозвенит 24 сентября. До встречи в новом учебном году! Счастливого лета!


К предыдущему дню
К оглавлению



Гущин Д. Д.