На главную страницу
Поддержка сайта: [email protected]

Поддержка конкурса: Консультационная линия
Группа ВКонтакте

Сегодня день рождения:

Широкова И. П.
финал конкурса 2009 года

Преловская  О. В.
финал конкурса 2009 года

Мунхоев А. Д.
финал конкурса 2008 года

Диденко В. В.
финал конкурса 2018 года

 

Четвёртый день

 

Учимся у мастеров



Но сначала лекцию-консультацию о том, как готовится к конкурсному заданию «Мастер-класс» прочитал абсолютный победитель конкурса «Учитель года России — 1992», учитель музыки НОУ «Ломоносовская школа» Москвы Артур Заруба. На «Учителе года» мастер-классы появились в 1996 году, однако в 90-е годы это испытание называлось «Уроки-импровизации со взрослыми». На сцену ставились парты, за них садились конкурсанты, не попавшие в «пятнашку», и лауреат демонстрировал занятие жюри.

Артур Викторович уверен, что мастер-класс — действо, сродни театральному, а значит должно быть выстроено по законам драматургии: завязка — развитие — финал. Готовя мастер-класс, нужно поработать над речью, научиться правильно пользоваться микрофоном. Что касается структуры подготовки, она складывается из следующих элементов: придумать идею, связать идею с темой, определить цели и задачи, поставить проблему, поработать над замыслом, наконец, написать план. Мастер-класс — это не лекция, но и в игру его нельзя превращать…

Понять все тонкости возможно только на практике, подготовив собственный мастер-класс. И, конечно, посмотрев вблизи и живьем на результаты творческих усилий учителей года России.

Учитель года России — 2012 Андрей Сиденко говорил о том, что ему интересно, и, наверное, поэтому заинтересовал весь зал. Тема — взаимосвязи между предметами и событиями, элементами мира, в котором мы живем. Классический пример — эффект бабочки, открытый Эдвардом Лоренцом. Событие, и его последствия… Пьер Ферма оставил на полях учебника арифметики 17 века короткую запись — задачу, и 350 лет после этого все математики мира пытались решить теорему Ферма... Опечатка в приказе, касающемся налогообложения импортных товаров, поступающих в США, привела в свое время к убытку — ни много ни мало, 38 миллионов долларов... Есть о чем задуматься. А не это ли одна из задач мастер-класса?

Абсолютные победители конкурса — очень разные люди. И мастер-классы совершенно разные. Более всего на спектакль или литературный вечер походило выступление филолога и поэта Олега Парамонова, учителя года России — 1993. Но все-таки это именно мастер-класс, потому что его участники получают новое знание, даже когда речь идет о привычных вещах. Тут не посидишь спокойно, не подремлешь под лекцию мастера, все время надо отвечать на интереснейшие вопросы. От такого, казалось бы, простого: «Сколько лет пушкинской Татьяне, а сколько Ольге?» до суперсложного: «Почему Пушкин очень рано стал думать о смерти?».

«Невидимо склоняясь и хладея,
Мы близимся к «...» своему».

Какое слово пропустил Олег Геннадьевич в этом стихотворении Александра Сергеевича? Догадайтесь… Только сразу не бросайтесь в интернет и к сборнику классика. Ответ вам покажется неожиданным. А мысли о смерти, уверен Олег Парамонов, пришли к Пушкину после восстания декабристов. Не было желания жить в России, где правят «злато и булат».

Для Юлии Мукасеевой, учителя английского языка Ломоносовской школы, лауреата конкурса «Учитель года Москвы», урок — повод для общения. Выстраивая общение, Юлия Борисовна создает эмоциональный контекст и предлагает детям инструменты для работы. Веселая игра в обучение лексике завершилась на мастер-классе серьезным разговором о разнице национальных менталитетов россиян и англичан. Выяснилось, что наши люди, ранжируя ценности, на первое место поставили здоровье, а жители туманного Альбиона — семью.

После мастер-класса лауреата московского конкурса «Учитель года» Дмитрия Бесполова одна из участниц конкурса «Учитель года России — 2015» воскликнула: «Я никогда не видела таких уроков физкультуры!». И правда, столичный учитель демонстрировал весьма необычные приемы. Например, «Живое зеркало». Ученики внимательно следят за движениями педагога и копируют их. Такой навык нужен, чтобы научиться меньше отвлекаться, следить за движениями тренера, когда он показывает как играть в ту или иную спортивную игру. Фокус-группы и весь зал отлично выполняли задания Дмитрия Бесполова.

И снова на сцене — Артур Заруба, он перешел от теории к практике и демонстрирует свой мастер-класс на тему «Образ в музыке». Участники мастер-класса слушают музыку и называют слова-ассоциации. Артур Викторович сравнивает их со списком слов, который предложили дети. Дети чувствуют по-другому… И опять идет напряженная работа мысли и поиск определения эмоций. Мы узнаем о том, как устроены орган, клавесин, клавикорд, чем они отличаются, слушаем историю создания «Аве Марии» Шарля Гуно, удивляемся, зачем Бах сочинил 24 прелюдии и 24 фуги к ним в пары. Мы слушаем музыку и облекаем в стихи наши чувства… И становимся немного другими после этого мастер-класса.

Мастер-класс — это еще и попытка рассказать о сложном просто. Попытка удалась абсолютному победителю Всероссийского конкурса «Учитель года России — 2007» Дмитрию Гущину. «Как решить задачу?» — спросил математик у зала. И предложил найти общие принципы, которые мы часто не можем сформулировать, действуя интуитивно. Пути решения помогли найти внешне забавные задачки, предлагающие понять, как поставить слона, а затем жирафа в холодильник. Затем были задачи о шляпе, о медведе, о яблоке, рыбе и птичке… Неважно, о чем, главное — понять, что помогает их решить. Итак, вот какие шаги помогут решить любую задачу: отсечь лишнее, выделить главное, не искать сложное... «Пусть любая задача решится!» — пожелал Дмитрий Гущин.

Учитель года России — 2012 Александр Демахин попросил у зрителей из зала смартфон и сделал селфи. «Чем отличается такой портрет от живописных полотен?» — спросил учитель МХК. Оказалось, ответить на этот вопрос непросто. Разве что современный портрет получается намного быстрее. Вот модель идеальной семьи — портрет четы Арнольфини нидерландца Яна ван Эйка. Он сделан в 15 веке. А каким бы был современный портрет идеальной семьи? Оказывается, в Интернете можно найти и такую версию — подражание ван Эйку. «Смысл можно выражать на разных языках, в том числе с помощью гаджетов», — делают вывод Александр Демахин и участники его мастер-класса.

Прощаясь с участниками установочного семинара, первая заместитель главного редактора «Учительской газеты» Ирина Димова сказала: «Я чувствую по вашему отношению к происходящему, по вашим взглядам, что ваши ожидания, уважаемые финалисты конкурса, на этом семинаре оправдались. Мы хотели, чтобы здесь не было назидательности, морализаторства, но была полезная информация. Нам и нашим лекторам это удалось».




Гущин Д. Д.