На главную страницу
Поддержка сайта: [email protected]

Поддержка конкурса: Консультационная линия
Группа ВКонтакте

Сегодня день рождения:

Долян Е. И.
финал конкурса 2010 года

Никоарэ М. И.
финал конкурса 2011 года

Фролова И. А.
финал конкурса 2007 года

Нечитайлова Е. В.
финал конкурса 2008 года

Рогова Д. В.
финал конкурса 2018 года

Юдаков С. Г.
финал конкурса 2020 года

 

Третий день

 

Глубокое погружение в конкурсные задания

Вот чем были заняты сегодня на консультативном очном установочном семинаре участники грядущего финала Всероссийского конкурса «Учитель года России — 2014». «Ныряли» с помощью опытных «инструкторов» и вооружившись самыми современными педагогическими «инструментами» и «оборудованием».

Конкурсное задание «Интернет-ресурс» поддалось исследованию с помощью лауреата Всероссийского конкурса «Учитель года России — 2010», руководителя информационного центра издательства «Просвещение» Екатерины Латыповой. Она подробно разобрала, каким должно быть интернет-представительство учителей года, за что и сколько баллов могут получить конкурсанты, создав свою страничку или блог. Общее количество баллов за это задание — 35. Первая группа критериев оценки интернет-ресурса – насколько удобно работать с сайтом, не отталкивает ли цветовая гамма, можно ли быстро выйти на то, что ищет посетитель. Вторая группа критериев — интересен ли сайт посетителю? Придет ли он вновь? Появится ли постоянный читатель? За удобство навигации дается 17 баллов, за наличие контактной информации, возможность оставить комментарий или поучаствовать в опросе — 4 балла, за дизайн — 3. И так далее…

Екатерина Александровна посоветовала: «Мы любим блоги и сайты, которые заведены нами. Но надо, чтобы близкие люди, коллеги и ученики посмотрели и сказали, что не так. Иногда, например, посетителей вводят в заблуждение названия рубрик – непонятно, что там за материалы…».

Что касается дизайна, нужно выбирать шрифты без засечек, чтобы было удобно читать, контрастные, не бросающиеся в глаза. Кегль — 12-й. Избегать навязчивой анимации.

В общем, полезных советов было очень много… Довольными с занятия ушли даже поклонники социальных сетей — они узнали, что на сайте может быть переход на страничку ВКонтакте, например, где учителя часто предпочитают общаться с детьми.

Выступление первого заместителя главного редактора «Учительской газеты» Ирины Димовой погрузило конкурсантов в историю конкурса, его философию, идеологию, открыло личностные смыслы этого самого необычного и популярного в педагогической среде состязания. Участники всероссийского финала 2014 года увидели перед собой лица абсолютных победителей разных лет, услышали о том, как складывается их карьера, судьбы лауреатов и просто участников, какое влияние оказывает конкурс на образовательные системы регионов. Ирина Георгиевна рассказала и о региональных клубах «Учитель года» в различных концах нашей огромной страны. Поделилась личными воспоминаниями о конкурсах разных лет. В общем, участники почувствовали себя звеньями в большой цепи, частью славной когорты педагогов, которых официально называют «учителя года», а неофициально — «пеликаны».

Следующее испытание заочного тура — «Методический семинар», конкурсанты до 15 августа должны подготовить и выложить на официальном сайте конкурса «Учитель года России — 2014» презентацию с описанием своего опыта — 20 слайдов и 5 страниц сопровождающего текста.

О том, как представить свой опыт, конкурсантам рассказала доцент кафедры теории и практики управленческой деятельности в образовании Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования РФ, кандидат педагогических наук Елена Пахомова. Елена Михайловна в конкурсе с самого начала и знает о нем практически все!

Елена Пахомова объяснила: «В описании опыта важно показать свою «фишку». Если ваша «фишка» - проектная деятельность, то о ней и расскажите. Если у вас есть система – расскажите о системе. Например, о системе использования технологии развития критического мышления». Начинать описание опыта стоит с противоречий. Возникает противоречие — педагог ищет из него выход, находит его в применении той или иной технологии, положим… Надо раскрыть ведущую идею опыта. Описать то, что учитель делает. Не только то, что написано в учебниках по педагогике и умных книгах…

Можно ли использовать видеоролик в презентации? Можно, но он должен быть максимально коротким — около трех минут. Видеоролик поможет жюри составить первое представление об участнике конкурса.

Единственное и потому ответственное испытание первого очного тура — урок. Погрузиться в пучину этого конкурсного задания учителя смогли вместе со старшим преподавателем кафедры естественно-математического образования Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования РФ, лауреатом Всероссийского конкурса «Учитель года России — 2011» Алексеем Дорониным. Он начал с того, что напомнил критерии оценки этого задания: компетентность, инновационность, креативность и рефлексивность. Затем рекомендовал литературу и источники, в том числе материалы «Методической кухни» на сайте «Учительской газеты». Отделил понятия «конкурсный урок», «открытый урок» и просто УРОК, рассказал о требованиях именно к конкурсному уроку. «Надо помнить, что на уроке, - сказал Алексей Владимирович, - необходимо показать способы достижения образовательных результатов. Урок должен быть зрелищным - в методическом плане».

А затем Алексей Доронин подробно разобрал особенности работы с различными возрастными группами школьников — 5-6-х классов, 7-9-х классов и 10-11-х классов.

Урок для участников всероссийского финала – во многом импровизация, ведь конкретная тема берется из календарно-тематического планирования данного класса. Но это не страшно, доказал Алексей Владимирович. Ведь учитель строит урок, исходя из того, чем должен овладеть ученик, а уже эту структуру можно подстроить под любую тему.

Целостный алгоритм подготовки к конкурсу представила заведующая отделом по связям с общественностью аппарата Общероссийского профсоюза образования Елена Елшина, тоже человек, знающий о конкурсе очень многое и любящий его.

Конкурс начинается с веры в себя. Затем следуют три этапа: вход в конкурс, участие в нем и выход из конкурса. Цель, которую ставит перед собой участник во время конкурса, - соответствовать условиям состязания. Технологии: конкурсное поведение, освоение «сцены», ораторское мастерство, dress-code, тайм-менеджмент. Очень помогают во время состязания опыт, общая культура, педагогический кругозор, мобильность.

Вторая часть выступления Елены Станиславовны была посвящена технологии публичного выступления. Для оратора очень важно — поймать тонус зала, почувствовать аудиторию. В хорошей речи, уверена Елена Елшина, должны быть 10 элементов: объективность, ясность, образность, целенаправленность, повышение внимания, повторение, неожиданность, смысловая насыщенность, лаконизм, юмор.

В конце дня конкурсанты разошлись по кафедрам Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, чтобы на примере своего родного предмета преподавания понять, чему и как мы учим сегодня.



Гущин Д. Д.