На главную страницу
Поддержка сайта: [email protected]

Поддержка конкурса: Консультационная линия
Группа ВКонтакте

Сегодня день рождения:

Куренкова Т. Н.
финал конкурса 2012 года

Соркин Ю. Л.
финал конкурса 2007 года

Власова Е. С.
финал конкурса 2018 года

 

Первый день

 

Первый шаг к финалу Всероссийского конкурса «Учитель года России — 2014» сделан.

На базе Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования РФ начался консультативный очный установочный семинар для участников Всероссийского конкурса «Учитель года России — 2014». На него приехали 79 конкурсантов из различных регионов страны.

Еще только первый день из четырех запланированных, а блокноты региональных победителей уже заполнены до отказа. И все потому, что сегодня учителя узнали если не все, то многое о государственной политике в сфере образования.

Началось утро с приветственного слова главного редактора «Учительской газеты» Петра Положевца, которая стала оператором конкурса не только на нынешний, юбилейный для конкурса год, но и на будущий.

Уникальные встречи следовали с самого утра одна за другой. Сначала к учителям года пришла первый заместитель Министра образования и науки РФ Наталья Третьяк. Она с готовностью, профессионально, доброжелательно и подробно отвечала на все вопросы. Знаковым для прошедшего учебного года Наталья Владимировна считает то, что в этот период педагоги впервые работали в условиях нового Закона «Об образовании в РФ». Она призвала внимательно читать этот основополагающий документ и искать в нем ответы практически на все вопросы, а также активнее пользоваться полномочиями, которыми учителей наделил закон.

Наталья Третьяк также волнуется о том, чтобы новые образовательные технологии вошли в жизнь педагогов, чтобы серьезное мультимедийное оборудование, которым оснащены школы, не простаивало, чтобы инклюзивное образование помогло детям с ограниченными возможностями здоровья учиться. Первая зам. министра образования и науки РФ рассказала о Программе повышения профессионального уровня учителя, разработанной в Минобрнауки РФ, которая предполагает обмен опытом среди учителей со стажем и качественную подготовку будущих педагогов.

Тем во время разговора было поднято множество. И все же проблем в образовании столько, что и заместителю директора Департамента государственной политики в сфере образования Минобрнауки РФ Павлу Сергоманову было о чем рассказать. Он посвятил свое выступления, в частности, задачам электронного учебника, компетенциям современного учителя. Павел Аркадьевич уверен: «Учителю очень важно определиться, какую сверхзадачу он решает».

«Мы очень приветствуем конкурсное движение, которое развивает базовые ценности современного мира – честность и конкурентоспособность», — сказал Павел Сергоманов, и добавил: «Учитель, который попадает в конкурсное движение, становится другим человеком. После дискуссий, бесед хочется попробовать с детьми то, что понял, увидел».

И в первую очередь, ему хочется понять — как учить детей, с помощью каких материалов, чтобы они тоже были самыми честными и самыми конкурентоспособными?

«Общее и дополнительное образование неразрывны», — уверена заместитель директора Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Софья Мозглякова. Участники конкурса «Учитель года России — 2014» многое узнали о системе дополнительного образования, и эти знания обязательно пригодятся им в работе. Узнали они о том, что разрабатывается и обсуждается концепция развития дополнительного образования детей. Что есть общественно-государственная инициатива «Горячее сердце», которая находит и награждает детей-героев, что наши дети побеждают на всемирной олимпиаде по робототехнике, что знаменитый лагерь «Артек» готовится к глобальному переустройству и ищет педагогические кадры.

Интересное выступление директора Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и дополнительного профессионального образования Натальи Золотаревой было посвящено государственной политике в сфере профессионального образования. Наталья Михайловна озвучила основные принципы концепции развития системы формирования рабочих кадров: ведущая роль частно-государственного партнерства бизнеса, образования и власти, усиление роли общественных институтов управления, интернационализация образования. Очень важный тезис: среднее профессиональное образование дает удочку, а не рыбу. Сейчас Минобрнауки работает над тем, чтобы обеспечить соответствие квалификации выпускников требованиям стандартов. Наталья Золотарева рассказала также об интереснейших международных соревнованиях World Skills для студентов, получающих рабочие специальности. Они заметно повышают престиж системы СПО. Но вообще популяризация СПО – системная задача, ее невозможно решить, если будут плохие условия работы и маленькая зарплата…

Конечно, сегодняшний разговор был бы неполон без выступления заместителя председателя Общероссийского профсоюза образования Вадима Дудина. Он рассказал об основных задачах профсоюза — это защита и представительство интересов членов профсоюза, о том, как идет диалог с социальными партнерами, в первую очередь, с властью. О том, что протестные действия — забастовка, выход на улицу —  это крайние меры, которые могут принести больше вреда, чем пользы, поэтому прибегают к ним редко.

«Хотелось бы, чтобы нас видели незанафталиненной серьезной организацией, — сказал Вадим Дудин. — Надеемся, что мы будем тесно сотрудничать с вами».

Коснувшись образовательной политики в самых «верхах», конкурсанты 2014 года перешли к вопросам философии образования, посмотрели на свою будничную деятельность с точки зрения ученого, психолога —  директора Федерального института развития образования Александра Асмолова.

Одной из идей выступления Александра Григорьевича было предостережение. Если образование живет по формуле «чего изволите?», в нем начинается самый тяжелый кризис. Этот кризис еще можно определить так: «Обнищание души при обогащении информацией».

«Маятник качается, — сказал Александр Асмолов. — С одной стороны, вариативные программы. С другой, попытки внести единообразие, все учителя должны думать одинаково, приветствовать и рапортовать». И еще было много интересных, порой парадоксальных мыслей, идей, намеков, и все они были логичны и вызывали отклик в учительских сердцах: «А ведь я тоже об этом думал, но сказать не смел…».

Вот еще несколько высказываний Александра Асмолова:

«Нет ничего более опасного для культуры, чем установка на адаптацию и выживание».

«Когда учитель говорит «Я человек маленький» —  это дорога к люмпенизации и обесцениванию личности».

«Национальная идея —  это диагноз. Возникает из националистической идеи комплекса неполноценности».

«Будущего нет без счастливого учителя — мотивированного и влюбленного в свое дело».

Непросто было вернуться к обсуждению земных проблем, а именно —  предстоящего конкурса, но необходимо…

Первый заместитель главного редактора «Учительской газеты» Ирина Димова объяснила: «Конкурс будет иным, чем прежний. Хотя продолжает главную идею —  поиск талантов. На педагогическом небосклоне должны засиять звезды».

Главный редактор «Учительской газеты» Петр Положевец дал конкурсантам важный совет: «Вы должны демонстрировать свою точку зрения» и пригласил к сотрудничеству со старейшим в современной России независимым педагогическим изданием —  нашей газетой.

Презентацию Петра Григорьевича смотрели и слушали очень внимательно, ведь она была посвящена новой структуре конкурса, критериям оценки, системе баллов. Особенно было интересно узнать об испытаниях «Педагогический совет» и «Педагогический проект» — для последнего даже разработан подробный график создания конкурсного продукта всеми тремя группами по пять человек.

Подробный рассказ об этом — впереди…



Гущин Д. Д.