На главную страницу
Поддержка сайта: [email protected]

Поддержка конкурса: [email protected]
Консультационная линия
Группа ВКонтакте

 

Хроника конкурса:Пресс - Релиз, 2009-09-27 В кругу общения

 

К хронике конкурса

Пресс-центр конкурса «Учитель года России – 2009»
E-mail: [email protected]
26.09.2009
В кругу общения

О прощении на классных часах говорилось много, видимо, эта тема тревожит каждого. Педагоги удивлялись: когда же дети успевают напиться яда обид? Но уязвимость, ранимость тех, кто на несправедливость умеет пока лишь отвечать жестокостью, безмерна. Мудрый совет способен предотвратить поступок, за который может быть стыдно потом, попытка разобраться в том, что волнует другого, иногда помогает избежать ошибки, исправить которые человек не всегда в состоянии. Конкурсанты на испытании доверительностью избирали не менторский тон — они пытались общаться на равных. Так, чтобы их юные экзаменаторы увидели: они в своих подростковых метаниях не одиноки, а взрослые и их проблемы не столь далеки, как кажется порой.

Учитель биологии школы № 89 с углубленным изучением отдельных предметов Барнаула Ирина САЖАЕВА, усадив шестиклассников в круг, предложила взяться всем за руки и пожатием передать свое расположение соседу. Трудно, зарядившись симпатией к визави изначально, впоследствии воспылать к нему ненавистью. Ход, достойный дипломатических переговоров. Но это в случае провокаций, способных вызвать эмоциональную вспышку. Классные часы на конкурсе призваны, напротив, настроить публику, участников и жюри, на позитивное отношение к педагогу, бьющемуся за право стать лучшим в России.

Взрослые опасаются говорить о вине и прощении. То ли прячут недовольство далеко внутрь, то ли сами прячутся от поиска причин произошедшего. Дети пока разногласия идеализируют. Говорят, что простить можно. Надо лишь быть мудрым. Добрым. Любить. Учителя им вторят. Подталкивают к этим выводам. Приводят прекрасные рожденные поэтическим воображением примеры в качестве притч, библейских сюжетов, стихов. Но не объясняют, что для того, чтобы горечь разочарования не закралась в душу, нужно, прежде всего, не обижать самому.

Классные часы любопытны тем, что они раскрепощают школьников. На каком уроке вздумалось бы прилежному ученику взахлеб рассказать о сюжете из «Человека-паука», приводя его иллюстрацией своей позиции? В такой нестесненной статусными ограничениями обстановке ребенок способен высказаться. И в ответ услышать педагога, ставшего в этот момент общения в тесном круге другом, единомышленником, даже если у него и иное мнение.

Финальный звонок Ирина Дмитриевна тоже отметила рукопожатием по кругу. С передачей добра. Собственного тепла. И осознанием, что «прощай» означает «прости!».

Круг физика основной школы № 19 Ногинска Вадима МУРАНОВА напомнил лесные посиделки у костра, когда под переливы гитары ведутся проникновенные разговоры о смысле жизни. Еще бы — его аудиторией были десятиклассники. И беспокоили их отношения с родителями.

Муранов — мастер не только по запуску ракет и объяснения свойств материального мира. Он весьма талантливый актер и психолог, умеющий общаться на одном языке с любым. И при этом быть совершенно искренним. У ребят проблемы во взаимопонимании с близкими? У него тоже. А значит, понять, как этот болезненный вопрос разрешить наиболее корректным способом, важно и для него в не меньшей степени.

Но сначала знакомство. Нет, имена узнать нетрудно, они отпечатаны на бэйджах, а вот настрой, ощущения, характер. Педагог из Подмосковья предложил дать себе характеристику, ограничиваясь всего одним определением. «Общительная», «Жизнерадостная», «Активная». «Великолепный», «Всемогущий». Да, чувствуется, эти люди стоят на перепутье свой индефикации, им опытный наставник просто категорически необходим. Чтобы немного поднять самооценку. И избавить от жажды позерства, за которым они скрывают свою растерянность перед взрослением.

Есть ли рецепты преодолеть конфликты в семье? Принять их мнение или доказывать с пеной у рта верность своего? Вадим Александрович не адепт лечения этой болезни непонимания одной универсальной таблеткой. А вот секретами сведения конфликтов до минимума он поделился со своими новыми друзьями. Аргументировать позицию, а не проявлять бурных эмоций. Хочется покричать — выйти на улицу. Подумать, а не пропадет ли желание сделать что-то, расстроившее родителей. Если нет возможности поговорить с близкими по душам, им стоит написать — удивить, значит победить.

Общение — не только роскошь, но и огромный труд. И конкурсанты призваны продемонстрировать то, что им по силам наладить самое тесное взаимодействие с их юными последователями. Ведь научить разбираться в азах дисциплины бывает не всегда достаточно для того, чтобы воспитать достойного ученика.








Гущин Д. Д.