На главную страницу
Поддержка сайта: [email protected]

Поддержка конкурса: Консультационная линия
Группа ВКонтакте

Сегодня день рождения:

Ковшикова О. И.
финал конкурса 2014 года

Певцов С. В.
финал конкурса 2011 года

Атапина И. М.
финал конкурса 2012 года

Покусаева В. Н.
финал конкурса 2017 года

Кощеев М. М.
финал конкурса 2019 года

 

Хроника конкурса:Пресс - Релиз, 2009-09-25 Поживем – увидим

 

К хронике конкурса

Пресс-центр конкурса «Учитель года России – 2009»
E-mail: [email protected]
25.09.2009
Поживем – увидим

Гимназия № 1530 «Школа Ломоносова» напоминала утром в пятницу 25 сентября растревоженный улей. Гости, журналисты, члены жюри, конкурсанты и учителя года прошлых лет. Всеми ими умело дирижировали гостеприимные хозяева. Ровно в девять по московскому времени здесь был дан старт конкурсным урокам, а их, напомним, 69, как и участников конкурса «Учитель года — 2009».

Конкурс в этом году проводится в новом формате, педагогам важно продемонстрировать не только профессионализм и умение давать знания по своему предмету, но и, в первую очередь, метапредметный подход.

Уроки шли параллельно сразу в пяти аудиториях, так что гостям, желающим приобщиться к опыту лучших, приходилось делать непростой выбор — русский предпочесть химии или биологию — истории. Зато время сэкономили — за три часа свои уроки продемонстрировали 20 конкурсантов. Впрочем, попасть непосредственно в классы, где шли конкурсные уроки, могли лишь члены жюри. Все остальные наблюдали за уникальным действом на экране монитора: уроки транслировались в режиме видеоконференции.

Владимир Владимирович Кружалов, учитель истории московской гимназии №1542, свой урок для десятиклассников посвятил раннему средневековью. Продемонстрировав метапредметный подход, он убедил и школьников, и гостей в парадоксальной, на первый взгляд, мысли: общие закономерности периодов средневековья таковы же, что и у периодов таблицы Менделеева. На уроке Кружалова ребята не только погружались в другие предметы, но и попробовали себя в роли архитекторов. Владимир Владимирович доказал десятиклассникам, что особенности средневековья, архитектурные в том числе, определялись взаимодействием античных образцов с культурой варварских народов. Так, на основе византийской модели на Западе Европы получился готический католический собор, в Центре — русская православная церковь, а на Востоке — минарет. Скучать на уроке было некогда, работа шла и в группах, и индивидуально, и со всем классов. Десятиклассники хоть не и малыши давным-давно, но отрывок из мульфильма «Князь Владимир» смотрели с удовольствием, тем более, что там как раз и можно было увидеть пресловутый византийский стиль.

Урок учителя истории и обществознания тюменской школы № 70 Константина Лупикова, который он провел в 8-м классе, стал событием первого конкурсного дня. И дело вовсе не в интригующей теме «К вечным вопросам через мифы и парадоксы», а в том как, используя метапредметный подход, педагог помог восьмиклассникам найти ответ на главный вопрос в жизни каждого — в чем смысл жизни. Тема урока определила и его жанр, Лупиков предложил ребятам стать членами философского клуба.

— Готовы ли вы размышлять сложно, искать ассоциации между предметами, которые абсолютно далеки друг от друга? Какая, к примеру, на ваш взгляд, связь между облаком и травинкой? — таким интригующим было начало урока. Однако интрига — это не самое главное. Важнее было настроить ребят так, чтобы они прониклись важностью темы и вместе с учителем отправились на поиски смысла жизни.

— В чем он, этот смысл, — обратился к ребятам Константин Васильевич, — в счастье, в поисках пути или в достижении цели?

Искать смысл жизни ребятам помогали мифы Древней Греции и стихотворение Роберта Рождественского о неизвестном солдате, пожертвовавшем жизнью ради Родины.

Между прочим, размышления школьников были небанальными, довольно глубокими и философичными. Лупиков поинтересовался у класса, какие мысли хотелось бы обсудить на гимназическом сообществе.

…А в конце урока Лупиков не забыл, с каким вопросом обратился к восьмиклассникам в начале, и попросил ребят дома подумать: какая все-таки существует связь между облаком и травинкой?

Кстати, в школу Лупиков пришел из журналистики, вполне успешно там реализовавшись.

— Здесь мне интереснее, я вижу в каком направлении я могу совершенствоваться, — признался в разговоре Константин.

Филолог из Петрозаводска Ольга Михайловна Посаженикова говорила о любви в произведениях Бунина. Чтобы эмоционально настроить одиннадцатиклассников, она даже принесла национальный карельский музыкальный инструмент — кантеле.

— По преданию карелов струны кантеле — это душа, а тело — сердце.

На уроке ребята много работали с текстом, а Ольга Михайловна, говоря о любви, не забыла напомнить ребятам о психологизме прозы Бунина.

Людмила Владимировна Иванова из средней школы №8 города Боровичи Новгородской области рисовала с пятиклашками золотую осень, попутно читая им стихи Бунина и пытаясь дать понятие художественного образа.

Филолог Вера Ивановна Краснова из Оренбургской области не побоялась участвовать в финале конкурса «Учитель года России» во второй раз. От урока по русскому языку в 10-м классе веяло настоящей поэзией, с понятием темы ребята знакомились на примере описаний природы из произведений писателей. Вере Ивановне очень хотелось рассказать москвичам о красоте оренбургского края, поэтому она и выбрала описание оренбургской степи и оренбургского ветра. Ну а в финале урока предложили ребятам написать небольшой текст об их родной природе.

…Первый конкурсный день позади. Выводы, конечно, делать рано. Однако уже сейчас можно сказать — уровень участников конкурса неоднозначный, среди двадцати показанных в пятницу уроков есть те, которые достойны абсолютного победителя, и есть вполне рядовые. Впрочем, поживем — увидим.








Гущин Д. Д.