На главную страницу
Поддержка сайта: [email protected]

Поддержка конкурса: Консультационная линия
Группа ВКонтакте

Сегодня день рождения:

Дачева М. И.
финал конкурса 2005 года

Граков А. С.
финал конкурса 2016 года

 

Хроника конкурса:Пресс - Релиз, 2009-09-25 Поживем – увидим

 

К хронике конкурса

Пресс-центр конкурса «Учитель года России – 2009»
E-mail: [email protected]
25.09.2009
Поживем – увидим

Гимназия № 1530 «Школа Ломоносова» напоминала утром в пятницу 25 сентября растревоженный улей. Гости, журналисты, члены жюри, конкурсанты и учителя года прошлых лет. Всеми ими умело дирижировали гостеприимные хозяева. Ровно в девять по московскому времени здесь был дан старт конкурсным урокам, а их, напомним, 69, как и участников конкурса «Учитель года — 2009».

Конкурс в этом году проводится в новом формате, педагогам важно продемонстрировать не только профессионализм и умение давать знания по своему предмету, но и, в первую очередь, метапредметный подход.

Уроки шли параллельно сразу в пяти аудиториях, так что гостям, желающим приобщиться к опыту лучших, приходилось делать непростой выбор — русский предпочесть химии или биологию — истории. Зато время сэкономили — за три часа свои уроки продемонстрировали 20 конкурсантов. Впрочем, попасть непосредственно в классы, где шли конкурсные уроки, могли лишь члены жюри. Все остальные наблюдали за уникальным действом на экране монитора: уроки транслировались в режиме видеоконференции.

Владимир Владимирович Кружалов, учитель истории московской гимназии №1542, свой урок для десятиклассников посвятил раннему средневековью. Продемонстрировав метапредметный подход, он убедил и школьников, и гостей в парадоксальной, на первый взгляд, мысли: общие закономерности периодов средневековья таковы же, что и у периодов таблицы Менделеева. На уроке Кружалова ребята не только погружались в другие предметы, но и попробовали себя в роли архитекторов. Владимир Владимирович доказал десятиклассникам, что особенности средневековья, архитектурные в том числе, определялись взаимодействием античных образцов с культурой варварских народов. Так, на основе византийской модели на Западе Европы получился готический католический собор, в Центре — русская православная церковь, а на Востоке — минарет. Скучать на уроке было некогда, работа шла и в группах, и индивидуально, и со всем классов. Десятиклассники хоть не и малыши давным-давно, но отрывок из мульфильма «Князь Владимир» смотрели с удовольствием, тем более, что там как раз и можно было увидеть пресловутый византийский стиль.

Урок учителя истории и обществознания тюменской школы № 70 Константина Лупикова, который он провел в 8-м классе, стал событием первого конкурсного дня. И дело вовсе не в интригующей теме «К вечным вопросам через мифы и парадоксы», а в том как, используя метапредметный подход, педагог помог восьмиклассникам найти ответ на главный вопрос в жизни каждого — в чем смысл жизни. Тема урока определила и его жанр, Лупиков предложил ребятам стать членами философского клуба.

— Готовы ли вы размышлять сложно, искать ассоциации между предметами, которые абсолютно далеки друг от друга? Какая, к примеру, на ваш взгляд, связь между облаком и травинкой? — таким интригующим было начало урока. Однако интрига — это не самое главное. Важнее было настроить ребят так, чтобы они прониклись важностью темы и вместе с учителем отправились на поиски смысла жизни.

— В чем он, этот смысл, — обратился к ребятам Константин Васильевич, — в счастье, в поисках пути или в достижении цели?

Искать смысл жизни ребятам помогали мифы Древней Греции и стихотворение Роберта Рождественского о неизвестном солдате, пожертвовавшем жизнью ради Родины.

Между прочим, размышления школьников были небанальными, довольно глубокими и философичными. Лупиков поинтересовался у класса, какие мысли хотелось бы обсудить на гимназическом сообществе.

…А в конце урока Лупиков не забыл, с каким вопросом обратился к восьмиклассникам в начале, и попросил ребят дома подумать: какая все-таки существует связь между облаком и травинкой?

Кстати, в школу Лупиков пришел из журналистики, вполне успешно там реализовавшись.

— Здесь мне интереснее, я вижу в каком направлении я могу совершенствоваться, — признался в разговоре Константин.

Филолог из Петрозаводска Ольга Михайловна Посаженикова говорила о любви в произведениях Бунина. Чтобы эмоционально настроить одиннадцатиклассников, она даже принесла национальный карельский музыкальный инструмент — кантеле.

— По преданию карелов струны кантеле — это душа, а тело — сердце.

На уроке ребята много работали с текстом, а Ольга Михайловна, говоря о любви, не забыла напомнить ребятам о психологизме прозы Бунина.

Людмила Владимировна Иванова из средней школы №8 города Боровичи Новгородской области рисовала с пятиклашками золотую осень, попутно читая им стихи Бунина и пытаясь дать понятие художественного образа.

Филолог Вера Ивановна Краснова из Оренбургской области не побоялась участвовать в финале конкурса «Учитель года России» во второй раз. От урока по русскому языку в 10-м классе веяло настоящей поэзией, с понятием темы ребята знакомились на примере описаний природы из произведений писателей. Вере Ивановне очень хотелось рассказать москвичам о красоте оренбургского края, поэтому она и выбрала описание оренбургской степи и оренбургского ветра. Ну а в финале урока предложили ребятам написать небольшой текст об их родной природе.

…Первый конкурсный день позади. Выводы, конечно, делать рано. Однако уже сейчас можно сказать — уровень участников конкурса неоднозначный, среди двадцати показанных в пятницу уроков есть те, которые достойны абсолютного победителя, и есть вполне рядовые. Впрочем, поживем — увидим.








Гущин Д. Д.