На главную страницу
Поддержка сайта: [email protected]

Поддержка конкурса: Консультационная линия
Группа ВКонтакте

Сегодня день рождения:

Мадаева М. А.
финал конкурса 2009 года

Ушканов Ф. Ф.
финал конкурса 2013 года

Мелентьева Н. Н.
финал конкурса 2011 года

Кашежев А. З.
финал конкурса 2015 года

Царегородцева Я. В.
финал конкурса 2015 года

Нигматуллина  В. З.
финал конкурса 2005 года

Саая Э. В.
финал конкурса 2020 года

Ильина А. Н.
финал конкурса 2021 года

Кашежев А. З.
финал конкурса 2022 года

 

Информация о конкурсанте

 


В ожидании чуда

Главное — любить людей

— Пожалуй, самое главное в профессии учителя — это любить людей. Может быть, особенно самых маленьких, неустанно открывающих себя в этом мире, и верить в каждого из них. Я на каждый урок вхожу в класс с волнением, — говорит Сергей Иванович Шипилин, преподаватель биологии новосибирского лицея №200, учитель года Новосибирской области – 2013.



Пробудить душу


16 лет он приходит в школу раньше всех: ему нравятся тишина, постепенно заполняющаяся детскими голосами, и ожидание чуда — впереди новый день, новые надежды... Каждый урок для Шипилина — это поиск человека в человеке. Сергей Иванович преподает не биологию — жизнь. Впрочем, не преподает, скорее говорит с детьми обо всем. Удивляет шестиклашек вопросом: «Кто закрывает кран в то время, когда чистит зубы?» А это значит, что по утрам убегает в канализацию три литра чистой воды. Предлагает детям посчитать, сколько выбрасывает живительной влаги, так необходимой человечеству, вся семья, весь дом, весь город. Или вдруг решает рассказать детям о вирусах как раз во время эпидемии гриппа. Ошарашивает их: «Природа жила без нас миллиарды лет, с нами — всего миллионы. Может быть, вирусы — это ее ответ нам? На что?» Дети задумываются... Это и есть самое важное в уроке — не дать знания о тычинках и пестиках, а пробудить душу, считает Сергей Шипилин. Есть вещи, которых нет в программе, но они обязательно должны быть в уроке, по его мнению. Расизм биология не изучает, а одиннадцатиклассники о нем размышляют вместе с учителем.

Принципы Шипилина просты. Не «давать тему», а быть Учителем. То есть не учить, а воспитывать. А знания дети должны добывать. С помощью педагога, конечно, который дает им возможность все увидеть, потрогать, проверить на практике.

— Мне очень нравится, что поменялся стиль общения между детьми и учителем. Причем это сделали дети — изменившись сами, изменили педагогов, — уверен Сергей Шипилин. — Когда-то мы смотрели на наших учителей как на небожителей, но ведь и говорить с ними обо всем, что нам интересно, мы не могли, робели. Теперь обсуждаем любые волнующие темы. В старших классах считаю вполне нормальным поговорить о любви и сексе. Удивительно, как много мы не знаем о наших детях. Они такие же романтичные, незащищенные, ожидающие чуда, какими были и мы... Как же непросто любить детей, тянуться до их искренности, преданности, чистоты, открытости и умения удивляться... Многие годы работы в школе я учусь принимать ребят такими, какие они есть, быть терпимым к ошибкам других, но требовательным к себе.

На одном из этапов конкурса «Учитель года» была беседа с детьми на тему «Преступление против памяти». Шипилин заготовил разговор по сюжету, который обсуждался в программе Андрея Малахова: фронтовика избили и ограбили, забрав все награды и деньги. Предложил детям подумать, почему это стало возможно. Вывод они сделали сами — падение нравственности.

— Я задал вопрос: что бы вы сказали людям, которые завоевали свободу и независимость нашей Родины, если бы вам представилась такая возможность? — рассказывает Сергей Иванович. — И они заговорили от всего сердца, искренне, так, что мороз по коже. Разве это потерянное поколение?



Встреча с Учителем


Удивительно, что за многие годы в школе Сергей Шипилин, став мудрее, терпимее, даже жестче, как уверяет, остался мальчишкой — романтичным, незащищенным, ожидающим чуда... До сих пор относится к своей профессии с восторгом: «Учитель — это поэт и художник, зодчий и режиссер, это музыкант, настраивающий скрипку ученику так, чтобы она была в ладу с его душой...»

Стать учителем Сергей Шипилин решил примерно в третьем классе. Правда, сначала собирался преподавать математику — ее очень любила первая учительница Евгения Ивановна Ярчихина. В сильные морозы, когда в маленькой школе деревеньки со смешным названием Новый Карапуз было очень холодно, Евгения Ивановна собирала ребятишек у себя дома, рассаживала и проводила уроки. А по окончании трех классов Сергею, как и его одноклассникам, пришлось уехать учиться в соседнее село. Жили в старом-престаром интернате, в памяти остались бесконечные ряды кроватей и редкие сладости, которые они второпях жевали с товарищами, чтобы не успели отобрать старшие. Зато, смеется, армию прошел еще в детстве. Главное — там были уроки географии, где Людмила Петровна Мякишева рисовала перед сельскими пацанами дивные картины: синие моря и дальние страны, страшные смерчи и багряные вулканы...

— Встреча с Учителем — определяющий момент для человека, — считает Сергей Иванович.

Наверное, так же как и со школой. Студент Новосибирского педагогического университета Шипилин был уверен, что станет учителем географии. Ему предлагали работу в городе, но в отличие от сокурсников он остаться не мог. Считал, что обязан вернуться в школу, где учился сам, — в селе Бакмасиха Барабинского района. Поехал бы и дальше, в Новый Карапуз, но деревня к тому времени уже погибала, школу закрыли. Через год по семейным обстоятельствам переехал в Убинское и десять лет работал в школе №1 районного центра. Вместо зарплаты в конце 90-х учителям выдавали колбасу и водку, от которых Шипилин пытался отказываться, но ничего другого не было. Первые деньги получил через год, после того как устроился. Это его не пугало. У него была цель — стать Учителем, тем самым, встреча с которым — определяющий момент для человека. В 2004 году в возрасте 28 лет он получил премию губернатора Новосибирской области «Лучший педагогический работник», четыре года спустя стал победителем конкурса в рамках приоритетного проекта «Образование» с присуждением Премии Президента РФ. Возил своих учеников на различные конкурсы, где они становились лауреатами: «Энергия будущего» под эгидой Росатома, «Юность. Наука. Культура», «Национальное достояние России».

В 2009 году он проводил свой первый выпуск в вузы и колледжи — многие выбрали биологию главным предметом в жизни. И вдруг... бросил школу. Переехал в Новосибирск, продав квартиру в селе, полгода был безработным. Искал работу — или себя? — где-то вне образования. Ходил по разным фирмам, предъявляя второй диплом — заочно окончил Сибирскую академию государственной службы. Находились варианты с неплохой зарплатой, но что-то мешало. В конце концов понял, что больше никогда не будет тишины, постепенно заполняющейся детскими голосами, не будет ожидания чуда. Наверное, нужно было все это потерять, чтобы обрести.



Главный предмет


В лицее №200 биология один из главных предметов. Здесь открыто два губернаторских специализированных химико-биологических класса. Дети такие, что поначалу было немножко страшно, как бы глупость не сморозить. Но это и хорошо — чтобы им соответствовать, нужно быть гибким, уметь меняться. Именно поэтому Шипилин рискнул принять участие в конкурсе снова. Однажды, еще в Убинской школе, попытался, заработав первые седые волосы. Впрочем, и тот проигрыш, и эта победа были не зря.

— В конкурсе по-настоящему важны не победы и награды, а общение, дружба, учительское братство. Ну и конечно, возможность реализовать свое право на творчество. Учитель — творческий человек, и не только в своем предмете, но и во всем объеме этого звания, — уверен Сергей Шипилин.

Последние годы стали для него, по собственному признанию, периодом интенсивного поиска новых профессиональных идей. Дети в лицее умные, увлеченные, но очень разные. Кто-то, как Дарья Ким, выпускница Шипилина, теперь уже студентка Новосибирского университета, участвует во всесибирских олимпиадах, побеждает на всероссийских. А кто-то прилежно учится, выполняя все задания, но не считает нужным углубляться в предмет. Невозможно, но так хочется увлечь всех:

— Биология — это часть общечеловеческой культуры. Пусть не все мои воспитанники станут биологами, для меня важно, чтобы им было интересно познавать природу и самих себя. Хочу, чтобы каждый понимал, как важно сохранить на Земле зелень лесов и лугов, синеву небес, «жаворонка в голубом зените, бабочку на листьях повилики, на тропинке солнечные блики...». Пусть каждый осознает, что необходимо заботиться о собственном здоровье и здоровье окружающих, что физическое здоровье начинается со здоровья души.

Сергей Иванович применяет на уроках и вне их исследовательскую технологию проблемного подхода, разработал множество лабораторных работ, накопил банк проблемных заданий и эвристических задач, которые собрал по всем разделам биологии и экологии. В последнее время стал использовать в старших классах технологию мастерских, позаимствованную у Н.И.Белова и Н.Н.Наумова. Продуктивен и интересен оказался SWOT-анализ — метод стратегического планирования, заключающийся в выявлении факторов внутренней и внешней среды организации и разделении их на четыре категории: Strengths (сильные), Weaknesses (слабые), Opportunities (возможности) и Threats (угрозы). Во время оценки проекта «Скоростной трамвай» ребята выявили все четыре стороны городского проекта и его влияние на экологическую и социальную ситуацию Новосибирска.

Профессиональное удовлетворение ему приносит ежегодное участие учеников в олимпиадах, их победы, дающие право на льготное поступление в вузы. Они влюбляются в биологию, выбирают профессии, связанные с естественно-научным образованием. Но еще важнее то, что лицеисты всерьез увлеклись спасением родной природы. Они изучают влияние пожаров на лесные экосистемы вблизи села Марусино, планируют вклад своей семьи в глобальное потепление и задумываются, как сделать краше улицу, на которой живут. Берут пример с учителя (Сергей Иванович возле своей многоэтажки каждую весну разбивает клумбы с яркими и пахучими цветами). А летом они вместе облагораживают пришкольную территорию, ухаживают за лицейским дендропарком. Относятся ответственно, поскольку знают, что это единственное место для отдыха жителей микрорайона.

— У ребят формируются общекультурные, коммуникативные, социальные компетенции, — говорит Сергей Иванович. — Но знаете, еще важнее, как мне кажется, уважительное отношение к труду и любовь к родной земле. Наверное, их не так много, ребят, полюбивших землю, но, мне кажется, свою миссию учителя я исполняю. Разве это не чудо?

Наталья Яковлева, «Учительская газета», № 19 от 13 мая 2014 года



Гущин Д. Д.