На главную страницу
Поддержка сайта: [email protected]

Поддержка конкурса: Консультационная линия
Группа ВКонтакте

Сегодня день рождения:

Митькина Е. А.
финал конкурса 2010 года

Ковтонюк Н. А.
финал конкурса 2010 года

Говорков В. Ю.
финал конкурса 2015 года

Пуш Е. Т.
финал конкурса 2005 года

Трифонов М. И.
финал конкурса 2016 года

Жильцова Е. А.
финал конкурса 2019 года

 

Информация о конкурсанте

 


Суперуроки в мини-Тибете

Алексей Тухалов создал с детьми атлас родного края

Маленькое село Орлик плотно обступают горы Восточного Саяна. Здесь особенно ощущается та естественная возвышенная красота, которая только и может быть в горах. Но естественно, у такого удаленного и укромного места есть и свои минусы. Того, кто вырос здесь, открытые пространства и большие города могут заставить немного растеряться и почувствовать себя меньше, чем есть на самом деле. Но учитель истории и обществознания Орликской средней школы Алексей ТУХАЛОВ не теряется. Он, наоборот, когда-то приехал сюда из самого центра Бурятии, чтобы помочь местным ребятишкам раскрыться и обрести уверенность в себе. Ну и конечно, чтобы найти истоки монгольской цивилизации.



Две веские причины


Друзья, однокурсники и родные Алексея Тухалова сначала не поняли, неужели он всерьез, едва окончив университет, решил уехать почти за 800 км от родного Улан-Удэ — в Орлик, или правильнее — Орлиг, с ударением на первую букву. А шутить Алексей Петрович умеет, недаром он, некогда член республиканской сборной по КВН, и на новом рабочем месте свое увлечение не оставил. Даже помог своим ученикам собрать команду. Назвали ее «Окинский караул» и решили штурмовать республиканский олимп. И имя команде выбрали со смыслом — так некогда назывались здешние места, которые прославил в своих путевых заметках во второй половине XIX века не знаменитый теоретик анархизма, а пока еще ученый-географ, граф Петр Кропоткин. Оказалось, что от этих на первый взгляд несерьезных игр выиграли все: кто-то, просто раскрепостившись и раскрыв свои таланты, а кто-то, заработав реальные награды и славу.

Но пока до этого еще было далеко, и выпускник исторического факультета Бурятского государственного университета просто попал под распределение, которое в то время еще бытовало в вузе. Далекое село в горах — пожалуй, это было не то, чего он ожидал, и тем более не этого ожидали его родные. Сам Алексей Петрович признается, что таких педагогических подвигов он до той поры не наблюдал, да по большому счету он и вовсе оказался первым учителем в семье.

Алексей Тухалов немного подумал и все же согласился с решением ректората. Особую роль здесь, пожалуй, сыграло еще и сильное желание вырваться из родительского дома и доказать самому себе, что что-то умеешь и на личностном, и на профессиональном уровне. Да и, в общем-то, пора уже было создавать что-то свое и еще лучше — на новом месте. К тому времени у Алексея Тухалова уже была и своя семья: жена и маленький сын. Думал, что поедет на год, максимум на пару лет, но, как это обычно бывает, остался навсегда.

Через некоторое время Алексей Петрович понял, что была и еще одна причина, по которой его потянуло в Орлик. Ведь не зря, наверное, знаменитый советский геолог Сергей Обручев дал Окинскому району весьма поэтичное определение — «Тибет в миниатюре». Оказалось, что здесь такое поле деятельности для историка, что поначалу не знаешь, за что хвататься. Сколько геологов и историков совершили здесь открытия, сколько материала собрали, чтобы защитить добротные диссертации! Видимо, настал и его черед, и судьба тоже дала ему возможность раскрыться полностью, видя его усердие и любовь к истории.

Дисциплину, ставшую делом его жизни, он всегда отличал среди прочих. Правда, потом пришло еще и увлечение обществознанием. Началось все со школы, где, как водится, у многих, кто решил стать педагогом, были свои кумиры. Для Алексея Тухалова такими путеводными звездами на профессиональном небе были его классные «мамы».



Вперед по радуге


Что значит «hолонго»? Очевидно, что-то необычное скрывается за этим словом, написанным сразу и латиницей, и кириллицей. Правда, оказывается, что по-бурятски это всего-навсего «радуга». Хотя кто сказал, что это не чудо? А еще так называется школьное научное общество в Орлике, которое начало работу за год до приезда Алексея Тухалова. Тогда, в 2004 году, никто еще даже не представлял, что скоро его участники пойдут с новым учителем в свою первую историческую экспедицию, а потом вдохновятся и все вместе создадут уникальную книгу — «Атлас Окинского района». Сегодня этот атлас даже используют на уроках, и ребята видят плоды своих трудов в деле. А старались ребята на славу: каждый хотел, чтобы географические и исторические особенности их родного края были описаны ярко и подробно. Еще бы, ведь когда-то, по преданию, по долине у подножия потухших вулканов прошел сам богатырь Гэсэр — знаменитый герой бурятского эпоса.

У Алексея Тухалова ничего не пропадает даром. Даже фотографии, отснятые в экспедиции, пригодились. Они оказались настолько хороши, что стали основой для постеров, открыток и календарей, которые стала выпускать школа. Но и это еще далеко не все — у участников «hолонго» грандиозные планы. Например, издать учебник по истории района. Многое уже сделано, но сколько еще предстоит! Года два еще понадобится, не меньше.

Когда так постоянно и плотно занят школьным делом и всевозможными проектами, оказывается, очень непросто выкроить время для семьи, которая в конкурсный 2013 год стала еще больше — у Алексея Тухалова родилась дочь. Но, впрочем, пока ему это как-то удается. Выходные, по его словам, святое время. Для работы должно хватить оставшейся части недели, она и так гораздо больше. Правда, с учетом того, что он с недавних пор еще и заместитель директора по воспитательной работе, поиски личного времени становятся все более сложными. Но второе профильное образование помогает — Алексей Петрович специально окончил Российскую академию народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ. И немудрено, ведь учитель и сам должен постоянно учиться. Так что, может, еще и третье придется осваивать...

Что и говорить о хобби! Учителя редко хвалятся каким-нибудь крупным увлечением, не касающимся школьной жизни. Да Алексей Тухалов и не стремится, ему нравится, как все взаимосвязано и переплетено. Так что и основное хобби у него — научный туризм. Ну не могли экспедиции по чудесному окинскому краю не оказать своего влияния. И после каждой из них выясняется, что есть еще новые маршруты и неизведанные уголки. Да и про КВН Алексей Петрович старается не забывать.



Есть такое слово — «не люблю»


Алексей Тухалов честно признается, что не понимает, когда коллеги в ответ на вопрос о предназначении учителя, не раздумывая, отвечают: главное — дать детям знания. Слово «дать» предполагает в качестве дополнения вполне осязаемую субстанцию, а здесь... ну разве знание — это яблоко? Или печенье? Он хорошо помнит, как еще в его школьные годы педагоги сетовали, что класс ничего не понял, хотя все дали, разжевали, осталось только проглотить. Но разве это дело?

Знания интереснее добывать. Этому и нужно учить детей. И Алексей Петрович искренне старается. Понятно, что всегда есть «производители» и «потребители», но никто же не говорит, что их баланс в обществе нерушим. Вот учитель и должен сделать из тех, кто может лишь проглатывать разжеванные до удобоваримых ингредиентов знания, тех, кто готов по личной инициативе вгрызаться в гранит науки. И делать это можно по-разному.

А учить детей сегодня по-настоящему интересно, особенно историку. И радует не только то, что у каждого учебника есть множество электронных дополнений, но и то, что есть свободный доступ в Интернет, а это тысячи оригинальных документов и исторических свидетельств. Правда, Алексей Петрович все же старается предостерегать своих учеников от безоговорочной веры в то, что написано в Сети. Надо всегда смотреть на источник высказывания и стараться проверить его. А если уж совсем сомневаешься, иди в библиотеку, там все точно.

Правда, не все современные веяния, по словам Алексея Тухалова, так хороши. Сегодня, например, много говорят о перегруженности детей и о том, что из каждого предмета можно что-нибудь спокойно выбросить: и детям легче станет, и педагогам. С перегруженностью Алексей Петрович не спорит, это факт. Но как быть, если и правда встанет вопрос о том, что надо будет что-то убирать из программы? По какому принципу решат удалять темы? А ведь основная задача истории — помочь молодежи ответить на вопросы о том, кто они, что представляет собой наша страна, как жить в современном обществе. И если мы что-то «уберем» из прошлого, мы рискуем что-то не понять в настоящем. Да и как учить детей, если мы искусственно будем формировать дисбаланс в такой предметной области, как история?

Выясняется, что Алексей Петрович и современный стандарт педагога тоже не очень жалует. Но это не спонтанное необъяснимое отторжение, а вполне осознанное решение. Ведь педагог — творец. Кто с этим поспорит? А любой документ, даже если он хорошо написан, в неумелых руках становится жесткими рамками, где ни вправо, ни влево. Как в таких условиях улетать в творческом педагогическом поиске ввысь, бог весть!



А неудачи вдохновляют


В рамках методического объединения Алексей Тухалов выступил на Всероссийском конкурсе «Учитель года – 2013» с темой «Историческое пространство в учебной и внеучебной деятельности». Звучит весомо и по-научному. Еще бы, ведь Алексей Петрович уже не раз задумывался о том, что нужно защитить кандидатскую диссертацию. К теме пока еще точно не примеривался, скорее всего исследования истории Орликского района, где, по некоторым данным, можно обнаружить истоки монгольской цивилизации, и подскажут, за что взяться. Здесь, смеется Алексей Тухалов, просто поле непаханое. А вот формулировать темы он уже тренируется.

Правда, признается, что содержательно все вышло не так, как хотел. Знал, что надо удивить, потому что конкурс для жюри все-таки проходит в ожидании звезды, которая засияет по-новому, а он всего лишь отчитался о работе.

Конечно, компенсировал этот недостаток интересный урок. Алексею Петровичу досталась тема междоусобий и ожесточенной борьбы за власть на Руси XII-XIII веков. Ребятам очень понравилось, что учитель показывал отрывки из исторических фильмов, обращался к картинам, запечатлевшим события далеких времен. Вообще Алексей Тухалов достаточно часто использует на уроках произведения живописи, кино, музыки и литературы. Когда-то он хотел стать режиссером, и поэтому мир визуального искусства ему совсем не чужой, да и дети так гораздо ярче могут ощутить пульс жизни, даже той, от которой их отделяет не одно столетие.

Но в итоге он, к сожалению, не прошел даже в пятнашку, хотя такие амбициозные планы после республиканского конкурса были. На самом деле Алексей Тухалов уже давно привык к неспокойной конкурсной атмосфере. Четыре года назад победил на республиканском уровне в соревновании «Самый классный классный». И тогда показалось, что он может все. Впрочем, с опытом максимализма поубавилось, и он понял, что во многом надо еще расти и расти. Пока за плечами лишь 10 лет педагогического стажа, так что все еще впереди.

Самое главное, что он не обиделся на критику жюри, а принял ее к сведению. Уже сегодня Алексей Петрович может точно сказать: за минувший год профессионально вырос. Даже выработал для себя понятие и схему суперурока. Хотя на самом деле все просто: это урок, который проходит на одном дыхании, когда дети стараются и получают только пятерки и наперебой благодарят, потому что было по-настоящему интересно. Действительно, все очень просто. Но разве это не супер?

Анна Данилина, «Учительская газета», № 39 от 30 сентября 2014 года



Гущин Д. Д.