На главную страницу
Поддержка сайта: [email protected]

Поддержка конкурса: Консультационная линия
Группа ВКонтакте

Сегодня день рождения:

Тавгазова С. С.
финал конкурса 2014 года

Никулина О. М.
финал конкурса 2014 года

Федотова М. А.
финал конкурса 2005 года

Гусева О. в.
финал конкурса 2008 года

Лазарев В. И.
финал конкурса 2017 года

Кулиненкова А. Н.
финал конкурса 2018 года

Костоева З. М.
финал конкурса 2020 года

Булгакова С. В.
финал конкурса 2022 года

 

Информация о конкурсанте

 


Определение счастья

Жить в родном краю, растить детей и цветы — что может быть лучше?

В этом саду много красивых цветов, есть и выше человеческого роста. Деревянная ажурная беседка приглашает к вечернему чаю. Есть альпийские горки, на которых рядом с камнями прорастают цветы. Фонтанчик со ступеньками льющейся воды — настоящий мини-водопад. А вот гномик, как живой, притаился среди разноцветных бархатцев, разглядывает божью коровку, севшую ему на ладошку... Всю красоту в своем саду семья Веры НИКИФОРОВОЙ творит сама. Это хобби Веры Владимировны — садоводство. Второе хобби — разведение пчел на собственном приусадебном участке.

Если и не знать, кем работает Вера Никифорова, можно догадаться, что она учительница. На мой взгляд, именно таким и должен быть педагог, пожалуй, и до наших дней самый уважаемый человек на селе. Она человек спокойный, выдержанный. Обладает очень интеллигентной речью. Прежде чем что-то сказать, взвешивает каждое слово. Безусловно, для многих односельчан Вера Никифорова является настоящим образцом для подражания.

— Никто в нашей семье не был педагогом, но стать учителем — это моя мечта с самого раннего детства, — говорит Вера Владимировна. — Я родилась и выросла здесь, в поселке Бежаницы Псковской области. Здесь же окончила Бежаницкую среднюю школу. У меня были замечательные учителя, благодаря первой учительнице Клавдии Александровне Ушановой и преподавателю русского языка и литературы Людмиле Георгиевне Ермолаевой я, наверное, и выбрала свою профессию. Поступила в Псковский педагогический институт. И вернулась в свою родную школу в качестве учителя. Здесь и работаю уже более 20 лет.

Семья Веры Никифоровой живет в собственном доме в поселке Бежаницы. Муж, двое сыновей. Старший оканчивает питерский политехнический университет, младший еще пока в седьмом классе. Учительская профессия не привлекала ни одного, ни другого. Вера Никифорова остается по-прежнему единственным педагогом в семье.

Не секрет, что семьи женщин-учителей часто страдают от недостатка внимания. И это относится не только к детям педагогов, но и к их мужьям... Вере Никифоровой в этом отношении повезло: муж у нее участковый полицейский. «У него все так же, как у меня, — и день ненормированный, и домой звонят, и проблемы круглосуточно решаются, так что мы друг друга понимаем и стараемся поддерживать», — говорит Вера Владимировна.

Что такое содержание приусадебного участка и домашнего хозяйства на селе, объяснять, наверное, не нужно никому. Хлопот у сельских жителей побольше, чем у городских. Есть у Никифоровых и кое-какая домашняя живность, которая тоже требует внимания... Как же быть успешной хозяйкой, отличной мамой и женой и при этом учителем-суперпрофессионалом? «Секретов особых нет. В сутках 24 часа, которые можно использовать и для работы, и для семьи, дома, — улыбается Вера Никифорова. — Но, конечно, это очень трудно, потому что у нас, педагогов, такая специфика работы, что я не могу поставить точку в школе и вернуться домой, не думая о том, что меня ждет завтра. Работа, образно говоря, приходит домой. Поскольку у нас поселок небольшой, то мы все друг друга знаем, и родители, и дети, и учителя как одна большая семья...»

— Бывает, что ученики домой приходят? — спрашиваю Веру Владимировну.

— Нет, но мы, учителя, конечно, семьи учеников посещаем. Родители звонят мне домой. Часто в поселке встречаемся с ними — и в будни, и в выходные дни общаемся, говорим о проблемах. Причем вопросы возникают не только по учебе. Я классный руководитель 10-го класса. Не так давно прошел у моих подопечных переходный возраст, и родители часто обращались ко мне с вопросами, например, как быть, если дети не слушаются их, не хотят с ними разговаривать. Приходится давать советы. Не знаю, помогает ли это, но по крайней мере нужно выслушать людей, это тоже порой очень важно... В школе есть штатный психолог. Но классный руководитель, наверное, ближе, потому что мы ведь все вместе семь лет начиная с пятого класса. Ну а если возникает более серьезная необходимость, классные руководители советуют обратиться к школьному психологу, и тот с детьми или родителями дальше работает.

И опять особых секретов классного руководства, по словам Веры Никифоровой, у нее нет. Вместе отмечают традиционные праздники — 8 Марта, 23 Февраля, 9 Мая, поздравляют с днем рождения именинников. «Но за довольно большой период своей работы я пришла к выводу, что самая главная задача классного руководителя — просто... разговаривать с детьми, — говорит Вера Владимировна. — Находить время, чтобы с ними общаться, пытаться вникнуть в суть их проблем. Родители часто бывают очень заняты. Кто-то на заработки уезжает из села в город. А детям не хватает того, чтобы их слушали и слышали».

Подопечных между тем у Веры Никифоровой довольно много. В главной школе райцентра, где она работает, около 600 учеников, из них порядка 200 ребят приезжают на учебу из соседних деревень. Есть в школе и интернат для учеников из отдаленных деревень. Всех детей она очень любит. Невольно сравнивает с городскими. Большой разницы в материальном оснащении сельских и городских школ, в частности на Псковщине, считает педагог, сейчас нет. И в тех и в других по 20 с лишним человек в каждом классе, во всех кабинетах компьютеры и проекторы, очень много интерактивных досок, везде Интернет. А вот дети... В родном селе ребята душевнее, мягче и добрее, чем, например, в столичных школах, которые она посещала во время различных конкурсов, размышляет Вера Никифорова. И тут же добавляет: «Может, я не права... Но мне так кажется...»

В ее лексиконе вообще нет резких слов и обидных фраз. Она тут же задумывается над собственным заключением: «Везде бывают разные характеры и ученики разные... У нас есть очень умные ребята, а есть и шалопаи. Но... нет, свои мне отчего-то действительно ближе».

Чтобы посредством учебы правильно воспитать ребенка, лучше урока литературы ничего не придумаешь! Вот, например, «Тихий Дон» Шолохова. Это произведение тесно связано с нынешней трагедией в Украине. Ученики Веры Никифоровой хорошо знают о событиях в современной Украине из разных источников. Но, сетует педагог, в учебном расписании часы литературы сокращены настолько, что подробно поговорить о «Тихом Доне» нет времени. Ребята усваивают вслед за Верой Владимировной ее литературные интересы, в частности, привязанность к Достоевскому и Булгакову. Оказывается, большинство учеников старших классов Бежаницкой школы поклонники «Преступления и наказания» и «Мастера и Маргариты». Над моим каверзным вопросом: «Что вам больше нравится преподавать — русский язык или литературу?» Вера Владимировна всерьез задумывается.

— Вы мне задали очень сложный вопрос. На уроках русского языка мне кажется, что больше люблю преподавать этот предмет, на уроках литературы мне ближе литература. Мне кажется, что эти предметы очень близки и в то же время различны. Но точно тесно взаимосвязаны. Одного без другого не существует. С точки зрения процесса обучения мне проще преподавать русский язык. Потому что там все понятно, четко регламентировано, и ты как учитель видишь итог, к которому нужно детей привести. В литературе такого нет. Есть, конечно, определенные взгляды и мнения, но, мне кажется, каждый ребенок имеет право на свою точку зрения по разным вопросам. И поэтому бывает непросто преподавать литературу — уметь выслушать другого и в то же время не уйти и от традиционной точки зрения.

Да, вопрос о точках зрения сейчас в эпицентре борьбы за содержание учебника литературы. Каких только критериев не предлагают ученые и практики, например, соответствие православным канонам. И главный предмет спора — должен ли быть учебник единым? Вера Никифорова считает так: «Я не сторонница того, чтобы был только один определенный учебник по литературе. Из разных точек зрения должна складываться, как мозаика, общая картина. Но в то же время детей надо привести к общечеловеческим моральным ценностям. И кроме нравственных иных критериев быть не должно: ни политических, ни религиозных».

Написать свой учебник по русскому языку или литературе? На это мое оптимистическое предложение Вера Никифорова отвечает отрицательно, ведь тогда из-за нехватки времени пришлось бы на долгое время расстаться с преподаванием. «Хотя, — и опять из уст Веры Владимировны звучит интеллигентное «мне кажется», — самый хороший учебник составили бы именно учителя, работающие в школе! В существующих учебниках бывают такие задания и темы, с которыми очень сложно работать. Я еще не встречала ни одного учебника, который бы помогал при подготовке к ЕГЭ! Приходится из одного учебника добывать одну информацию, из другого — другую, черпать знания из Интернета...»

На финале Всероссийского конкурса «Учитель года» Вера Никифорова давала урок о... счастье:

— Я рассматривала слово «счастье» как единицу языка. Мне хотелось показать ребятам, что наш язык — это очень стройная, целостная система, где все взаимосвязано. Если убрать из нее какое-то звено, то цепь разрушится. Мне кажется, у наших детей нет представления о языке именно как о системе. Это, может быть, даже наша беда. И я представила наш язык как систему через слово «счастье».

Ну вот я и задала Вере Никифоровой все вопросы, которые задумала. В конце интервью я всегда спрашиваю учителей, что бы они сами хотели добавить к сказанному, вдруг упущена какая-то важная тема? «Хочу сказать, что, мне кажется, наша профессия самая лучшая! — задумчиво сказала Вера Владимировна. — Сложность в ней такова, что мы не сразу получаем отдачу. Но когда наши дети приходят потом на вечера встречи уже взрослыми состоявшимися людьми, приходят с хорошим настроением, с благодарностью, в эти минуты понимаешь, что в этом-то и есть итог учительского труда. Мое фото для публикации? Да, я что-нибудь для вас подберу. А можно дать семейные фотографии?»

Светлана Потапова, «Учительская газета», № 25 от 24 июня 2014 года



Гущин Д. Д.