На главную страницу
Поддержка сайта: [email protected]

Поддержка конкурса: Консультационная линия
Группа ВКонтакте

Сегодня день рождения:

Дмитриева Н. А.
финал конкурса 2014 года

Гетманенко Е. Г.
финал конкурса 2014 года

Наумова Т. М.
финал конкурса 2011 года

Демахин А. А.
финал конкурса 2012 года

Самборская Л. В.
финал конкурса 2008 года

Романова В. О.
финал конкурса 2019 года

 

Информация о конкурсанте

 


Край, в который хочется вернуться

С конкурса «Учитель года» Лариса Назарчук привезла своим ученикам... кленовый лист

Школа в селе Птичник Биробиджанского района Еврейской автономной области РФ по местным меркам не маленькая. Здесь учится около 400 ребят. Кто-то из учеников приезжает сюда каждый день на школьном автобусе из соседнего села. Это явление обычное, такая практика существует во многих регионах. Но вот совершенно нестандартный факт: есть ребята, которые живут в городе Биробиджане — административном центре ЕАО, находящемся в шести километрах отсюда, а местом своей учебы они выбрали школу села Птичник. Секрет прост — и условия обучения, и коллектив в этой школе замечательные. А одна из преподавательниц, педагог начальных классов Лариса Владимировна НАЗАРЧУК, стала в 2013 году учителем года ЕАО и приняла участие во всероссийском финале этого конкурса.

Лариса Назарчук родилась в селе Птичник и училась когда-то в той же школе, в которой преподает теперь сама. Желание Ларисы быть педагогом одобрили мама, бабушка, а еще... официальные тесты. В 9-м классе Лариса прошла на занятии по профориентации тестирование, которое четко определило, что именно эта профессия подходит ей больше всего. Не ошибся из предсказателей никто: за свой педагогический путь длиной в 20 лет Лариса Назарчук практически никогда не испытывала сомнений по поводу правильности своего выбора.

А испытание ей при этом было уготовано в первые же дни работы в школе. На педпрактике во время учебы Ларисы в педагогическом училище случилось так, что в одном из классов школы, куда направили Ларису, уволилась учительница. Девушке пришлось сразу же взять на себя роль основного преподавателя. Хорошо, что помогла наставница из числа опытных учителей — она дала первые уроки педагогического мастерства, научила тому, о чем не говорили в педучилище, вспоминает Лариса Владимировна.

Получив в дальнейшем высшее образование в Дальневосточной государственной социально-гуманитарной академии, Лариса Назарчук два десятка лет проработала в школе родного села Птичник. Здесь она и живет все эти годы вместе со своей семьей — мужем и детьми.

— Менялись ли в чем-то ваши ученики за 20 лет? — спрашиваю Ларису Владимировну.

— Да, — отвечает учительница. — Сегодняшние дети, даже первоклассники, более информированные, чем раньше, умеют работать с компьютерными технологиями. Вот только, может быть, они уже, к сожалению, не такие непосредственные, как это было раньше...

А вот родители учащихся, утверждает учительница, остались прежними. Они так же уважительно относятся к педагогам — это, как известно, традиция и особый менталитет сельских поселений. Здесь, в селе Птичник, авторитет учителя не просто велик — он огромен. Взрослые и дети, если видят на улице школьного педагога, за двести метров кричат: «Здравствуйте!» На почте учителю место в очереди уступают. Приятно, конечно. Но ведь такой почет и уважение и заслужить надо! Учителя школы села Птичник стараются...

Преподаватель начальных классов ведет для своих учеников в течение дня разные предметы. И как правило, есть среди них самые любимые. У Ларисы Назарчук любимый предмет — «Окружающий мир».

Учебники по окружающему миру в школе самые обычные. К ним, как и к учебным программам по этому предмету, кстати, у Ларисы Владимировны претензий нет. «Все, что необходимо, в эти книги включено, и они достаточно грамотные», — считает учительница. Вот только стандартных учебников этому педагогу мало. Лариса Назарчук решила добавить изучение природы и во внеурочную деятельность ребятишек начальных классов. Помогла ей в этом авторская программа «Я — исследователь» московского ученого А.И.Савенкова.

Маленькие исследователи природы, живущие в селе Птичник, изучают, например, местную флору. Уже в первом классе ребята учатся различать деревья и кустарники по листочкам, следят за ростом растений. Потом приходит черед рассматривания этих же листочков под электронным микроскопом — школа отлично оснащена, и помимо электронного у ребят есть индивидуальные микроскопы, которые им выдают на уроках. Малыши знают о процессе фотосинтеза. Фауна тоже не забыта — детям начальных классов вполне по силам наблюдение и забота о черепашке, проживающей в школьном террариуме, и о собственных домашних питомцах. Когда дети взрослеют, приходит очередь более масштабных проектов. Каждый год воспитанники Ларисы Назарчук участвуют в конференциях исследовательских работ учащихся начальных классов. Последние три года ребята из клуба «Я — исследователь» занимают на таких интеллектуальных состязаниях первое место в районе. Темы работ самые различные. Очень волнует малышей экология. Они любят свой родной край, место, в котором живут, потому выбирают ученики начальных классов для своих работ такие взрослые, серьезные темы, как атмосферное загрязнение Еврейской автономной области или краеведческие исследования, посвященные юбилею ЕАО.

— Предмет «Окружающий мир» позволяет не только развивать духовно-нравственную сферу ребенка, но и формировать метапредметные умения, — говорит Лариса Назарчук. — Все это очень важно еще и в связи с введением новых федеральных государственных образовательных стандартов. Наша школа является пилотной площадкой по введению ФГОС. Как педагог, который участвует в этом процессе, могу сказать, что в рамках новых ФГОС можно и нужно вести исследовательскую деятельность. Дети учатся совершать универсальные учебные действия: ставят задачи, планируют свою деятельность, контролируют процесс, работают с различными источниками.

Помимо такой пользы нужно учесть еще и особенности сельской местности. Ребятишки, чьи родители весь день на работе, вторую половину дня заняты в школе внеурочной деятельностью. Спасибо новым ФГОС! Ведь в город Биробиджан, хоть он и всего в шести километрах отсюда, в одиночку малыши не поедут на автобусе, чтобы заниматься в кружках по интересам. Материальный вопрос тоже немаловажен. Доходы у сельских жителей невелики. А в школе села Птичник в рамках внеурочной деятельности каждый ребенок может посещать сколько угодно кружков — и совершенно бесплатно! Это и спортивный, и музыкальный, и художественный кружки, кукольный театр или студия изящной словесности.

И все-таки у предмета, который так любит Лариса Назарчук, есть особая миссия. Изучая окружающий мир, дети учатся любить родной край.

Что мы знаем о Еврейской автономной области, расположенной на Дальнем Востоке России? Справочники расскажут нам, что здесь холодная и малоснежная зима. Через всю область текут реки Бира, Биджан и великий Амур. Здесь растут обширнейшие кедровые, елово-пихтовые и лиственничные леса. В местных реках можно поймать дальневосточную кету, осетра и хариуса. Здешняя тайга богата ягодами, грибами и орехами. Сохранен уникальный животный мир: здесь водятся бурый и гималайский медведи, куница, колонок, соболь, фазан и изюбр. Каждый, кто хоть раз в жизни бывал на Дальнем Востоке и видел всю красоту этого края воочию, в глубине души, несомненно, хотел бы вернуться сюда...

А те, кто живет здесь?

Из четырех выпусков классов Ларисы Назарчук большинство ребят вернулись после учебы в вузах и колледжах Хабаровска и Владивостока в свой родной край. Кто-то работает в ближнем Биробиджане, а есть и те, кто нашел работу в селе, где прошло его детство. Среди выпускников школы села Птичник есть педагоги, юристы, военные, преподаватели танцев, работники полиции...

В любой день каждый выпускник может прийти в родную школу, и там его встретят любимые учителя. Они все такие же, как и 5, 10, 15 или 20 лет назад, ведь образ учителя не стареет в нашей душе. Все тот же отчий дом. Все та же речка Бира несет свои воды на окраине села Птичник. На берегу Биры очень любит отдыхать с семьей и Лариса Владимировна Назарчук — это единственное хобби, на которое, по ее признанию, хватает времени. Но как же там замечательно!

С конкурса «Учитель года» из Москвы Лариса Назарчук привезла своим ученикам в школу... кленовый лист. Для любого москвича это самый обыкновенный листок, а малыши Ларисы Владимировны рассматривали его, бережно передавая из рук в руки. Дело в том, что в средней полосе России клены большие, и листья у них величиной с ладонь. А на Дальнем Востоке клены совершенно другие, низкорослые, с очень мелкими листьями. Московские березы, говорит Лариса Назарчук, точно такие, как описывает Есенин — действительно плакучие, с опущенными книзу ветвями. В Еврейской автономной области березки другие. «А еще, — со стеснительной улыбкой говорит учительница, — мне кажется, что в наших краях воздух чище». Исследования это подтверждают...

Послесловие. Случилось так, что дата выхода этого очерка совпала с днем рождения, да еще круглой датой в жизни Ларисы Назарчук. Наш дружный коллектив «Учительской газеты» тепло поздравляет Ларису Владимировну с этим замечательным праздником и желает ей счастья в личной жизни и успехов в профессиональной деятельности!

Светлана Потапова, «Учительская газета», № 36 от 9 сентября 2014 года



Гущин Д. Д.