На главную страницу
Поддержка сайта: [email protected]

Поддержка конкурса: Консультационная линия
Группа ВКонтакте

Сегодня день рождения:

Мадаева М. А.
финал конкурса 2009 года

Ушканов Ф. Ф.
финал конкурса 2013 года

Мелентьева Н. Н.
финал конкурса 2011 года

Кашежев А. З.
финал конкурса 2015 года

Царегородцева Я. В.
финал конкурса 2015 года

Нигматуллина  В. З.
финал конкурса 2005 года

Саая Э. В.
финал конкурса 2020 года

Ильина А. Н.
финал конкурса 2021 года

Кашежев А. З.
финал конкурса 2022 года

 

Информация о конкурсанте

 


Явный — необязательно верный

Ни один выбор не бывает случайным

Однажды отличницу-старшеклассницу попросили посидеть на уроке у младших. Она и сейчас помнит тот урок. Смех второклашек, собственная неуверенность и облегчение от долгожданного звонка — все это показало, как значительна, трудна и, главное, важна профессия учителя. Ольга поняла — владеть вниманием детей трудно, зато как радостно смотреть в их глаза!



Поэт и математик


В судьбу Ольга Эдуардовна Власенко, учитель курганской гимназии №19, не верит. Верит в людей — жизненные примеры у нее были замечательные. Ее мама, заслуженный учитель РФ, вела физику, старшая сестра — математику, причем была еще и классным руководителем младшей. Они и сейчас работают в системе образования. От них Ольге Эдуардовне передались потребность в общении с детьми, желание видеть их горящие глаза в момент узнавания нового, а также стремление показать нужное направление движения по жизненному пути для тех, кто его пока не видит...

— Я учитель математики, — с гордостью говорит она. — Представляясь на первой встрече, произношу это всегда с хорошим настроением, стараясь вызвать ответную реакцию у ребят, увлечь их на первых порах собой и только потом своим предметом. Но педагогическое обаяние невозможно без идейной зрелости: учитель знает, чего он хочет от учеников сегодня, завтра и в будущем. Ученик не подчиняется учителю, а становится под его влиянием самим собой, то есть личностью.

Она получает массу удовольствия от простых слов «я понял!», от неожиданных находок, которыми хочется поделиться с людьми, пусть далекими от математики, которую очень любит. Почему? Наверное, потому что, как говорил Альберт Эйнштейн, это единственный совершенный метод, позволяющий провести самого себя за нос. И еще потому, что в математике много... поэзии. Великий персидский поэт Омар Хайям завершил построение геометрической теории кубических уравнений. Михаил Лермонтов всегда возил с собой учебник математики, а Николай Гоголь выписывал «Ручную математическую энциклопедию». Александру Пушкину эта наука не давалась, но он изучал труд великого французского математика Лаппаса «Опыт философии теории вероятностей», пытаясь понять соотношение необходимости и случайности в истории.


Был ученый из Самоса — город

в Греции такой.

На любые он опросы даст ответ.

Кто он такой?

Математик и ученый, музыкант

и астроном.

Кто таблицу умножения нам

придумал?

Это он.


Такие стихи пишет Ольга Эдуардовна для своих учеников — рифмованные строки запоминаются легче. Впрочем, поэзией это не называет.

— Закономерности чисел, запись формул, перевод текста задачи на математический язык — это своеобразная интерпретация полета мысли на бумаге. А как же без творчества на уроке? — считает она. — Детей, которые не хотят учиться математике, на мой взгляд, не очень много. Но, приходя на первые уроки в пятые классы, я всегда стараюсь заинтересовать детей своей личностью, пою (!) задания по таблице умножения, рассказываю интересные истории, связанные с математикой, провожу ассоциации с жизненным опытом ребят. Но каждый раз говорю, что без старания, прилежания они хорошего результата не добьются, привожу примеры тех ситуаций, когда школьник, успешный в математике, чаще всего успешен и в изучении других предметов, а также и в жизни.



Научить нельзя. Научиться можно


Еще студенткой Ольга Эдуардовна услышала фразу, поразившую своей абсурдностью, как ей тогда показалось: «Научить нельзя! Научиться можно!»

— Мне потребовалось несколько лет, чтобы понять до конца всю глубину этой фразы! — рассказывает она. — Самые ценные знания и умения — это те, которые человек приобрел сам. Самое важное — то, что для ребенка естественнее, и потому гораздо легче изучать и усваивать новое, действуя подобно ученому, чем получать уже добытые кем-то знания в готовом виде. То есть проводить собственные исследования, наблюдая, ставя эксперименты, делая на их основе собственные суждения и умозаключения. Путем поиска, эксперимента, анализа pro и contra, тренировок — многократного повторения уже освоенного и постепенной наработкой нового — человек обязательно добьется результата. Поэтому очень важно научить ребенка не бояться своих ошибок, осознавать, что любой труд делает счастливее. Мой опыт работы доказывает, что глубокие, прочные и осмысленные знания могут получить все школьники без исключения, если развивать у них логическое мышление. На своих занятиях я предлагаю задания, иногда не связанные с математикой, но требующие применения мыслительных и исследовательских операций при поиске ответа.

На уроках Власенко дети узнают, что Краеведческий музей в городе открылся в 1951 году, пытаясь при этом высчитать, когда распахнул двери Музей истории молока. Зашифровывают слово «Тобол» с помощью букв русского алфавита и заменяют их числами, скрывая под ними названия родных озер. Выясняют, что площадь Курганской области равна площади территории Бельгии, Нидерландов и Люксембурга, вместе взятых, и переводят ее в тысячи квадратных километров. Преподавая пятиклассникам элективный курс «Учимся учиться», Ольга Эдуардовна отметила, что они активно проявляют себя на занятиях, стараются мыслить гибко и креативно. А на уроках, когда их целью становится оценка, а не поиск самостоятельного и оригинального решения, те же ребята ведут себя гораздо тише. Предположила, что снять противоречие можно, если внедрить на уроках элементы, общие для всех дисциплин, но позволяющие развивать креативность, продуктивность, мобильность и системность мышления.

— В основу моего опыта положена идея ТРИЗ — теория решения изобретательских задач, обоснованная Генрихом Альтшуллером во второй половине ХХ века, — объясняет учитель. — ТРИЗ-педагогика предлагает алгоритмические методы формирования осознанного, управляемого, целенаправленного и эффективного процесса мыслительной деятельности, то есть работает на повышение культуры мышления. На уроках с использованием этих инструментов знания, умения и навыки не транслируются от учителя к детям, а формируются в результате самостоятельной работы учеников с информацией. ТРИЗ-педагогика дополняет своими методиками решения задач любую систему обучения, и традиционную, и развивающую. Кроме того, она делает традиционную педагогику развивающей.

Морфологический анализ, мозговой штурм, анаграммы, логогрифы, ментальные карты и инверсии — лишь небольшая часть методов, используемых учениками Власенко для решения учебных задач. Это не только помогает лучшему усвоению материала, но и вносит творческое начало, что повышает интерес школьников к изучению математики, а значит, работает на личностный результат образования. Достоинством своего опыта Ольга Эдуардовна считает его технологичность: каждый учитель при желании может пойти по этому пути, причем и в урочной, и во внеурочной деятельности.



Получать, отдавая


В 2010 году Власенко отправила в большую жизнь свой первый выпуск, которым гордится по сей день. Как, впрочем, и вторым, выпуском 2013 года, сложным классом, в котором из 23 человек было 16 мальчиков. Двое ее выпускников выбрали профессии, связанные с педагогикой, восемь — с техникой. Может быть, немного для классного руководителя-математика? Но Ольга Эдуардовна никогда не действовала в угоду амбициям, помогая ребенку найти настоящее место в жизни. Она много занималась с ребятами и их родителями профориентационной работой.

— Счастлив тот выпускник, который точно знает, что может только шить и больше ничего. А если человек обладает такими разносторонними способностями, что не знает, какое профессиональное сообщество осчастливить? Родители настаивают на овладении ремеслом, которое прокормит чадо, а тут еще навязчивые пятерки по математике подталкивают к поступлению в экономический вуз... Пятерки по математике не всегда свидетельствуют о наличии таланта бухгалтера. Явный путь не обязательно верный, — честно объясняла она мамам и папам, разрабатывая специальные анкеты, проводя тесты, беседуя по душам и на собраниях.

Никто из ее ребят не подвел ни учителя, ни себя — ни один выбор не оказался случаен. Сейчас у Ольги Эдуардовны новый класс — 7-й «А». Общий язык с детьми и родителями она нашла с первых дней классного руководства. Наверное, потому что подошла к этому делу, как и ко всем другим, основательно — в прошлом году, когда вела в 6-м «А», тогда еще «не своем», математику, познакомилась с каждым учеником и каждым родителем. А может быть, потому что нет такого ребенка в ее классе, чьего настроения она бы не видела, нет такого дня, чтобы она не поговорила с ними на очень нужные для ребят темы, а кого-то не отозвала в сторонку: «Пойдем пошепчемся». Поездки в аквапарк Екатеринбурга, в боулинг, классные вечера с игровыми программами, школьные мероприятия помогают сплотить и без того дружный коллектив класса. Дети любят, когда «самая классная классная» поет для них, играя на гитаре и фортепиано. И мечтают, что когда-нибудь Ольга Эдуардовна тоже напишет стихи о каждом из них, как о тех выпусках, которыми гордится. И они понесут с собой нехитрые строчки как награду: «Скромный, добрый парень Дмитрий не сдается никогда...», «Красив, ухожен, щегольски одет Антон наш славится как женский сердцеед», «Будут все учителя помнить Настины глаза...»

— Все мои ученики, да и вся гимназия, очень поддерживали меня в период конкурса, — признается учитель года Курганской области-2013. — Спасибо директору Елене Геннадьевне Смирновой, заместителю Вере Сергеевне Котиковой, коллегам-математикам. Конкурс — это прежде всего преодоление себя. Расти, творить, преодолевать — для этого и нужно участвовать в «Учителе года».

А еще рядом был, как все эти 18 лет, «самый лучший муж на свете, мужчина мечты». И такая же вдумчивая, энергичная, беспокойная, как и мама, дочь-шестиклассница. Тоже Оля, но не вторая, а, разумеется, лучшая.

— Я думаю, что каждый из нас хоть раз задавал себе вопрос: что мне нужно для счастья? — размышляет Ольга Эдуардовна. — Для себя я открыла простую истину: чтобы получать, надо отдавать, не думая о признании и вознаграждении. В этом, мне кажется, и есть главная миссия учителя и мамы.

Наталья Яковлева, «Учительская газета», № 17 от 29 апреля 2014 года



Гущин Д. Д.