На главную страницу
Поддержка сайта: [email protected]

Поддержка конкурса: Консультационная линия
Группа ВКонтакте

Сегодня день рождения:

Мадаева М. А.
финал конкурса 2009 года

Ушканов Ф. Ф.
финал конкурса 2013 года

Мелентьева Н. Н.
финал конкурса 2011 года

Кашежев А. З.
финал конкурса 2015 года

Царегородцева Я. В.
финал конкурса 2015 года

Нигматуллина  В. З.
финал конкурса 2005 года

Саая Э. В.
финал конкурса 2020 года

Ильина А. Н.
финал конкурса 2021 года

Кашежев А. З.
финал конкурса 2022 года

 

Информация о конкурсанте

 


Параболическая баллада

Хочешь стать богатым  — научись решать задачи по физике

Сильного, цельного человека испытания только закаляют, а еще делают его немного философом. Глядя на учителя физики и математики грозненского лицея №1 Алхазура Шамсудиновича Бакаева, диву даешься  — сколько житейской мудрости, стойкости и терпения в нем. Многое пришлось пережить этому человеку. Две чеченских войны, когда процветающий предприниматель потерял свое предприятие и все свои деньги, смерть любимой жены Малики и еще множество невзгод, которые выпали на долю чеченского народа. Алхазур Шамсудинович не сломался и не потерял веру в людей, его всегда поддерживали любовь к своим четверым сыновьям и преданность учительской профессии.



Философствующий учитель


...Родился Алхазур Бакаев в старинном чеченском селе Старые Атоги, что в двадцати километрах от Грозного. Родители его были простыми людьми, отец  — пекарь, мать занималась домашним хозяйством, ведь помимо Алхазура в семье росли еще два брата и две сестры. Отец в поисках заработка вынужден был часто перевозить семью с места на место, однако Алхазуру хоть и приходилось менять школы, учился он хорошо.

 — До сих пор помню, как попал в одну школу в Калмыкии, я до того времени не очень хорошо успевал по русскому языку, как и многие двуязычные дети. В Калмыкии для большинства родной язык  — русский, я по сравнению с одноклассниками выглядел бледно. Однажды учительница попросила меня подобрать проверочное слово к реке, я сказал  — «рейка», тут весь класс так и грохнул со смеху... Я после этого случая вообще на месяц замолчал. Родители увидели мои страдания и нашли мне учительницу, с которой я занимался на дому. Эти уроки мне очень помогли, больше проблем с языком у меня не было.

Между прочим, у Алхазура Шамсудиновича абсолютно правильный выговор без акцента, который, чего греха таить, иногда имеют жители наших кавказских республик. И хотя с детства он почувствовал тягу к физике и математике, тем не менее неплохо владеет английским, знает немецкий и латынь. Кстати, среднюю школу №2 села Старые Атоги Алхазур окончил лишь с одной четверкой в аттестате. Все школьные предметы давались ему легко. Но к точным наукам, к урокам физики была особая тяга. Еще в старших классах он начал посещать воскресные занятия по физике при Грозненском нефтяном институте.

 — Получив аттестат, подал документы в медицинский институт, была у меня тогда такая мечта  — стать врачом. Но потом подумал, во-первых, придется уехать от родителей, медицинского вуза в Грозном не было, а во-вторых, тянуло всерьез заниматься физикой  — так я оказался на физическом отделении ЧГУ, тогда он назывался Чечено-Ингушским университетом,  — вспоминает Бакаев.

После окончания вуза Алхазуру Шамсудиновичу предложили остаться в университете, причем в научно-исследовательском секторе, при этом он еще взял часы физики в родном селе.

 — Я прошел приличную школу физика-экспериментатора,  — рассказывает Бакаев,  — а в 1984 году поступил заочно в Институт физики и химии Академии наук, начал писать диссертацию. Помните, какими трудными были 90-е годы, а у меня к тому времени уже появились семья, дети, нужно было зарабатывать на жизнь, на жилье. Тогда было чувство, будто на меня бульдозер едет, я открыл свой кооператив «Интерфейс» по производству зеркал и впервые понял, что физика дает возможность зарабатывать деньги, причем приличные. Еще до войны, в 91-м году, у меня появились собственная квартира в Грозном, свое предприятие, которое потом во время военных действий полностью разгромили и разграбили. У меня ничего не осталось, кроме одной пары брюк, а я ведь создал предприятие с оборотом 5-6 миллионов рублей, и все это превратилось в прах. Но я старался оставаться спокойным, говорил себе  — Бог дал, Бог взял, вначале же у меня ничего не было, так что по большому счету я ничего и не потерял.

Это тогда, в 90-е годы, Алхазур Бакаев освоил множество профессий  — стеклообработчик, строитель, столяр-краснодеревщик, портной, монтажник компьютерных сетей..

 — Я ведь запросто брюки могу сшить и вот такое платье, как на вас,  — улыбаясь, говорит Бакаев.  — Я бы, наверное, с ума сошел, если бы ничего не делал. В 1999 году, когда началась вторая чеченская война, мы в село уехали, там я мебель стал делать, и это помогало пережить то страшное время, когда мы жили вопреки здравому смыслу. Сейчас вспоминаю, как школа отапливалась даже не буржуйками, как сейчас говорит министр, а была труба с дырочками, откуда газ выходил и горел. От такого отопления голову начинало ломить, долго нельзя было в классе находиться, можно было угореть.

Меня в город стали звать после войны  — говорили, что в Грозном много новой техники, ее надо устанавливать. А я долгое время не мог представить, что моя рука сможет запаять два провода. Самое страшное, что люди за время войны развратились, деградировали, отвыкли работать, привыкнув к пособиям и гуманитарной помощи. Только-только в последнее время мы начинаем возвращаться к нормальной жизни. В общем, у меня были все возможности возрождать свой бизнес, заниматься установкой техники, да мало ли еще каким делом, но я понял, что меня тянет в школу, вначале пошел в лицей №1, а потом, когда был построен Президентский лицей, меня пригласили в нем работать.



Жизнь  — это не олимпиада


Мы проговорили с Бакаевым больше двух часов, примечательно, что ни разу я не услышала ни жалоб, ни страшных описаний войны. Единственное, что печалит больше всего Алхазура Шамсудиновича, что дети, пережившие войну, до сих полностью не оправились от этой трагедии.

 — Дело не только в том, что у них есть пробелы в знаниях, куда серьезнее, что их психике нанесен непоправимый вред, многие страдают различными фобиями, комплексами. Плохо спят по ночам, и успеваемость, конечно, у них ниже. Чем дальше от войны, тем лучше дети учатся,  — говорит учитель.

У Бакаева свой взгляд на преподавание физики и вообще на обучение в школе.

 — Жизнь  — это не олимпиада. Дети должны понимать, как они смогут применить полученные знания в жизни, чем конкретно может быть им полезна физика,  — говорит учитель.  — Пока ребенок этого не поймет, он вряд ли будет хорошо учиться, так как у него не будет достаточных стимулов.

Оказалось, что при Президентском лицее работает школа одаренных детей, созданная по проекту декана математического факультета ЧГУ доктора физматнаук С.Асхабова. В работе этой школы непосредственное участие принимает и Бакаев.

 — Мы ищем талантливых детей по всей республике, зачастую к нам ездят заниматься ребята из отдаленных сел, за сто и больше километров,  — говорит Алхазур Шамсудинович.  — Мы готовим их к олимпиадам, конкурсным заданиям, к поступлению на физмат ЧГУ.

 — Предметная олимпиада  — самый трудный этап выявления уровня знаний,  — считает Бакаев.  — Если участник олимпиады ученик 11-го класса, то он должен решать без затруднения задачи по физике начиная с 7-го класса. Это удается не каждому. Конечно, из-за войны мы сильно отстали и пока не готовы участвовать ни в международных, ни во всероссийских олимпиадах. Однако сейчас мы усиленно наверстываем упущенное, на региональных этапах олимпиады наши дети уже добиваются успехов.



Неконкурсный человек


 — Я вообще-то человек неконкурсный,  — признается Бакаев,  — но когда директор предложила мне поучаствовать со словами «Неужели у нас нет учителя, который мог бы отстоять честь лицея и честь республики?!»  — подумал  — а почему бы и нет, только предупредил, что, втянувшись в конкурсное движение, придется отрываться от уроков.

Я не ожидал, что получу такое огромное удовольствие от общения, не ожидал, что рядом со мной окажутся такие душевные, сердечные люди и настоящие профессионалы. Признаюсь, во время конкурсных испытаний так волновался, что чуть оборудование не перепутал, хотя мой педагогический стаж тридцать лет.

Это так педагог говорит о своем мастер-классе «Физика чистой воды», который высоко оценил член междисциплинарного жюри, победитель конкурса «Учитель года России – 2009», учитель физики Вадим Муранов.

 — Конкурсант из Грозного сумел посредством незатейливых примеров из жизни, простых физических опытов поднять серьезную и глобальную экологическую проблему нехватки чистой питьевой воды. Каждый шаг, каждый элемент его публичного сценического урока был четно продуман, завершен и осмыслен. С одной стороны, Алхазур Бакаев показал, как нужно поднимать с детьми сложные и в то же время крайне важные экологические проблемы, с другой  — это была демонстрация системного подхода к изучению такого рода проблем. А в современном мире именно грамотное использование системного подхода является ключевой компетенцией специалиста, чья деятельность непосредственно связана с вопросами экологии. В мастер-классе была заложена не только идея бережного отношения к весьма ограниченным ресурсам чистой питьевой воды, но и идея системного, метапредметного подхода при обучении физике. Он сумел доказать, как умелое сочетание, владение и применение знаний из самых разных областей науки и техники, что, по существу, и является основой современной педагогики, может сделать обучение интересным, увлекательным и результативным. Умение завладеть вниманием учеников, увлечь их за собой  — одно из важных качеств Алхазура Бакаева. Особенно это было видно на конкурсном испытании «Беседа с учениками»  — ровный тон голоса, вдумчивая неспешная речь, простые жизненные примеры заставляли детей задуматься,  — высказывает свое мнение Вадим Муранов.

Особого внимания заслуживает, безусловно, конкурсный урок, посвященный движению тела по параболе. Ребята писали формулы на меловой доске, а учитель манипулировал ими на интерактивной, примечательно, что Алхазур Бакаев привнес в урок игру. Отвечая на вопрос, школьники бросали мяч в одну из корзин, стоящих на доске. Кроме того, педагог напомнил ребятам о недавно прошедшей в Лондоне Олимпиаде  — ребята вспомнили российскую спортсменку Татьяну Лысенко, которая выиграла «золото» в метании молота. А молот стал моделью демонстрации движения тела по параболе. Был на уроке и эксперимент  — физик выливал из шланга воду в тазик, чтобы показать, как меняется угол падения воды в зависимости от дальности полета струи. И даже стихи читал из «Параболической баллады» Андрея Вознесенского. В итоге за один урок десятиклассники получили первоначальное представление о теме и хороший ключ, чтобы решать в дальнейшем задачи по баллистике.

 — Главное, что мне дал конкурс,  — я увидел понимающих людей, настоящих профессионалов и, кроме того, почувствовал, что у меня есть еще скрытый резерв, нереализованный потенциал. Знаете, о чем я мечтаю? О своей авторской школе. Честно, отдал бы оставшуюся часть жизни, только чтобы доказать, что мы не хуже других, а, наоборот, лучше. А для этого российское образование снова должно стать самым качественным, самым передовым,  — говорит Алхазур Бакаев.

...Удивительный человек Бакаев, говорит без пафоса. С уверенностью, что так оно и будет. Он не привык бросать слова на ветер. Настоящий кавказский мужчина, заменивший осиротевшим сыновьям мать, которая без времени ушла из жизни.

 — Мои дети  — уже взрослый женатый Чингиз, Апти и Ибрагим и семиклассник Исмаил  — это самое ценное, самое важное для меня,  — говорит на прощание Алхазур.  — Они смысл и украшение моей жизни, общаясь с ними, я черпаю силы и вдохновение...

Ирина Димова, «Учительская газета», № 01 от 1 января 2013 года



Гущин Д. Д.