На главную страницу
Поддержка сайта: [email protected]

Поддержка конкурса: Консультационная линия
Группа ВКонтакте

Сегодня день рождения:

Тавгазова С. С.
финал конкурса 2014 года

Никулина О. М.
финал конкурса 2014 года

Федотова М. А.
финал конкурса 2005 года

Гусева О. в.
финал конкурса 2008 года

Лазарев В. И.
финал конкурса 2017 года

Кулиненкова А. Н.
финал конкурса 2018 года

Костоева З. М.
финал конкурса 2020 года

Булгакова С. В.
финал конкурса 2022 года

 

Информация о конкурсанте

 


Любимчиком может стать каждый

Самым страшным для учеников Альмиры Бабушкиной был день, когда они погубили цветы

Я всегда думала, что учитель-профессионал должен быть уравновешенным сангвиником или неспешным флегматиком, который на любой проступок ученика смотрит философски невозмутимо. Альмира БАБУШКИНА опровергает это расхожее мнение, она типичный холерик: взрывной, эмоциональный характер, море энергии, желание вести за собой. Как удается при общении с учениками сдерживаться, где-то дать лидировать самим школьникам? Эти и другие вопросы я задала учительнице с почти 30-летним стажем, преподающей биологию в школе №10 с углубленным изучением отдельных предметов города Череповца Вологодской области, дважды победительнице областных конкурсов «Учитель года» (в 2010 и 2012 годах). Для начала Альмира Степановна рассказала о... пионерском детстве и юности.

— С пионерией меня связывает многое. В пионерском детстве я получила опыт выступления на сцене, будучи участницей драматического кружка, это пригодилось мне впоследствии в профессии учителя. После окончания педагогического института я вышла замуж и в 1983 году приехала в Череповец. В школе №15, куда пришла в начале своего трудового пути, два года возглавляла пионерскую дружину. Мне очень нравилось быть пионервожатой, и, наверное, стиль общения с детьми у меня сложился именно тогда.

— Альмира Степановна, у вас есть свои дети?

— Да, двое. Сын Мирослав защитил кандидатскую по экологии хищных птиц, преподает в Череповецком университете и является зам. директора по науке в Дарвиновском заповеднике Вологодской области. Дочь Елена тоже выбрала профессию, связанную с биологией, она микробиолог пищевой промышленности.

— Вы преподаете в школе только биологию?

— В институте мне больше нравилась химия. Но случилось так, что 29 лет преподаю только биологию и безмерно этому рада! Потому что это такой школьный предмет, по которому любой ученик всегда может успевать! Биологию можно сделать интересной для всех!

— Это ваша педагогическая цель, чтобы дети были успешными?

— Можно сказать, что делать своих учеников успешными — мое профессиональное и человеческое хобби. Потому что успешный человек — это счастливый человек, а чем больше счастливых людей, тем лучше среди них жить. Начиная с 1998 года, когда я впервые занялась олимпиадниками, мои ученики ездят на Всероссийскую олимпиаду по биологии и каждый год возвращаются оттуда победителями.

Для того чтобы дети побеждали на олимпиадах, учителю необходимо много заниматься с ними дополнительно. И нужен личный интерес ребенка. Например, учившийся у меня сын Мирослав, когда я ему предложила участвовать в олимпиадах, заявил, что ему больше интересны наблюдения за природой. И он стал успешным в исследовательской деятельности, как и некоторые другие ученики. Но выявилась и другая группа детей, которым интересна биология именно как наука. Среди моих выпускников 11 кандидатов медицинских и биологических наук.

— С финансовой точки зрения в прежние времена и сейчас как эта дополнительная работа с олимпиадниками оплачивается?

— В 2004 году мой ученик Рома Разов стал победителем международной олимпиады. Для Череповца это событие из ряда вон выходящее, у нас больше нет «международников» в городе ни по одному предмету. Я получила премию 500 рублей. Отправилась покупать туфли — и хватило мне этой премии ровно на... одну туфлю! Сейчас по новой системе оплаты труда за успешную работу учителям начисляются баллы. Но Вологодская область живет трудно, у нас кризис. И дополнительно полученных денег не хватит даже на то, чтобы приобрести литературу для занятий с олимпиадниками, им ведь нужно изучать микробиологию, биохимию, физиологию по вузовским учебникам. Но я никогда не жалуюсь на зарплату. В свое время я получила шесть соросовских грантов. В 1990-е годы это были приличные деньги. Я считаю, что, работая в школе, можно быть успешным человеком и материально. Я, честно говоря, даже не знаю, сколько точно баллов начисляют за работу с олимпиадниками. Вот прошла сейчас у нас городская олимпиада, у моих ребят два первых, два вторых и три третьих места, а сколько мне начислят баллов, не знаю. Для коллег, с которыми я работаю, олимпиады, как мы шутим,  — это увлечение! Потому что, ну что греха таить, работа в школе подчас однообразна, а когда ты видишь ребенка, которого ты можешь увлечь наукой, повести за собой, он потом поступит в МГУ без экзаменов (у меня таких ребят много), то это как-то подхлестывает твой собственный интерес. Я для себя взяла личное обязательство — из моих классов с углубленным изучением биологии каждый ребенок должен поступить в институт.

— Сколько у вас учится детей?

— В школе около 800. По 29-30 человек в классах, это тяжеловато. До каждого ребенка трудно дойти. Это еще в углубленке, когда ты их часто видишь, можно почувствовать каждого. А в обычных классах  — я такие тоже веду — на биологию положено всего час-два в неделю. Пройти сложнейший материал и детей выслушать нереально! Меня всегда интересует, а кто определяет количество часов на предмет? Попробовал бы этот человек сам общую биологию в старших классах освоить за час в неделю! А последствия? Дети начинают ловчить. Они учат то, что нужно для поступления. Это выхолащивает среднее образование.

— Вы можете оценить, как преподавали биологию раньше и сейчас. У вас есть замечания по содержанию учебников, программ, ЕГЭ?

— Я в 2005 году создала свою авторскую программу, потому что официальной углубленной программы по биологии в России нет. Моя программа мне нравится! Ну а если серьезно, с учебниками беда! Мы работаем с пособиями для поступающих в вузы. У меня в свое время были закуплены книги по анатомии для углубленки, но проблема в том, что сейчас идет гонка за создание новых учебников, они каждый год меняются, и не в лучшую сторону! Почему нельзя работать по старым учебникам? Это абсурд! Я боюсь, что при аккредитации мне не разрешат работать по учебнику анатомии, купленному в 1998 году, хотя его содержание отличное и за прошедшие годы анатомия осталась анатомией. И в 2013 году, и в 1998-м, и в любом другом число костей в человеческом скелете как было 220, так их столько там и есть!

Когда я была на всероссийском этапе конкурса «Учитель года» в 2012 году, мне пришлось столкнуться с академическим учебником по биологии серии «Линия Жизни». Считаю, что по этому учебнику ребенку трудно учиться и тем более сдавать ЕГЭ. Мне кажется, составители учебников иногда забывают о том, что эту книжку будет читать не взрослый, а подросток.

Сегодня учебник должен являться книгой, которая будит интерес к предмету, чтобы ученик дальше стал работать с другими источниками — пособиями, Интернетом. Почему мои ученики так часто побеждают на олимпиадах? Они работают минимум с 10 книгами по той же анатомии. Ни один учебник не может претендовать на полноту освещения всех знаний по предмету. А вот заданиями ЕГЭ по биологии последних лет я довольна.

— Час-два в неделю на биологию уже дали, на ваш взгляд, горькие плоды?

— Самым главным итогом изучения биологии я считаю формирование у человека бережного отношения к природе. Каждый должен знать, что его здоровье и природа вокруг него — это ценности, которые он обязан сберечь. А у учителя на уроке времени на такие рассуждения мало. У него впереди ЕГЭ. Поэтому если конец света, над ожиданием которого мы посмеиваемся, когда-нибудь наступит, то только из-за нашей биологической безграмотности, неправильного отношения к окружающему миру и самим себе.

— Вопрос, касающийся организации уроков. Известно, что учителя по таким предметам, как биология, география, порой испытывают проблемы с дисциплиной...

— О нет! Дисциплины нет тогда, когда дети не заняты. Это единственная формула! Главная ошибка начинающего учителя в том, что он планирует свою деятельность — вот тут я сказал, тут я на доске написал, а будут ли в этот момент дети его слушать, он не думает. Мне повезло с педагогами, на моей первой педпрактике школьная учительница сказала: «В каждом конспекте я хочу видеть, что в каждую минуту урока делают твои ученики». И с тех пор у меня всегда в голове несколько планов: это делаю я, это — дети. Если на уроке есть рабочий гул, это не значит, что нет дисциплины. Гул должен быть управляем: когда учительница поднимет брови, он должен прекращаться. Я, например, люблю с детьми шутить. Детям не хватает общения! С одной стороны, хорошо, что сейчас нет политики в школах, но отсутствие пионерской, комсомольской организаций привело к тому, что мы детьми мало занимаемся как людьми. Классному руководителю тоже не до детей, на него возложен непомерный функционал!

— У вас есть любимчики в классах?

— Любимчик для меня не тот, кому даешь поблажку. Я мама двоих детей, которые учились в моем классе, и мой сын отвечал у доски тогда, когда я видела, что он был не готов. Поэтому потом ему было легко в карьере ученого. Мои ученики видят, что любимчиком может стать любой. Например, сегодня на уроке ребенок, который раньше отмалчивался, так ответил, что я просто восхитилась! И он чувствует, что он у меня сегодня любимчик, потому что я у его парты стою, к нему обращаюсь много раз. А другой сегодня любимчик, потому что книгу новую по биологии прочитал, и я весь урок восхищаюсь, что он молодец, ведь я сама эту книгу прочитала в 42 года! А иногда я... назначаю любимчика. И тогда все сложные тесты на уроке решает в основном он! Главное, чтобы дети видели, что этот любимчик достоин похвалы. И дети должны знать, что их всех любят.

— Вы очень эмоциональный человек. На уроке вы легко можете выказать радость, гнев?

— Мое кредо — быть искренней. Однажды я уехала на олимпиаду в другой город, и у меня дети в классе засушили часть цветов в закутке на подоконнике, забыли полить. Моя реакция была такой, что бедолаги в своих выпускных альбомах потом записали: «Самым страшным в школе был день, когда мы Альмире Степановне засушили растения». Я им тогда сказала: «Я не буду вас учить! Я вас не математике, а биологии учу. А вы загубили живое!» И ушла от них на целый урок. И ведь они же поверили! Это был для них такой стресс, что я больше не буду их учительницей! Если дети видят, что мы, взрослые, искренни и правы, то они воспринимают любые наши эмоции. Тогда дети сами становятся открытыми.

Светлана Потапова, «Учительская газета», № 06 от 5 февраля 2013 года



Гущин Д. Д.