На главную страницу
Поддержка сайта: [email protected]

Поддержка конкурса: Консультационная линия
Группа ВКонтакте

Сегодня день рождения:

Ковшикова О. И.
финал конкурса 2014 года

Певцов С. В.
финал конкурса 2011 года

Атапина И. М.
финал конкурса 2012 года

Покусаева В. Н.
финал конкурса 2017 года

Кощеев М. М.
финал конкурса 2019 года

Кузнецов М. А.
финал конкурса 2020 года

Сузи Г. В.
финал конкурса 2020 года

Попова П. В.
финал конкурса 2024 года

 

Информация о конкурсанте

 


Траектории судьбы

Трудно представить дело, с которым бы не справилась Ирина Атапина

«Если делать, то только отлично, или не делать совсем» — эту фразу Ирина Атапина слышала с самого детства. Эти слова часто повторял ее отец, и уже в отрочестве они стали жизненным девизом самой Иры. Установка на наилучший результат, высокая требовательность к себе помогли Ирине добиться в жизни многого. Она не только отлично училась все школьные годы, но стала кандидатом в мастера спорта и членом сборной Самарской области по большому теннису.

Получилось это довольно неожиданно. Записаться в секцию решила подружка, Ира пошла с ней просто так, за компанию. Девочек попросили пробежаться, метнуть мяч, прыгнуть... В итоге в секцию приняли только Ирину, и уже очень скоро она стала призером многих соревнований среди юниоров. Так часто бывает. Человек живет и не думает ни о каких победах, не ставит перед собой грандиозных целей. Но его потенциал хорошо виден окружающим, они и направляют недюжинную энергию «носителя», физическую, интеллектуальную или творческую, в нужное русло. Именно так получилось у Атапиной с профессиональными конкурсами. Сначала Ирину попросили подать документы на конкурс в рамках национального проекта «Образование» — его лауреатом она стала дважды, в 2009 и 2011 годах. Затем хороший знакомый взял с Ирины слово, что она будет участвовать в региональном конкурсе «Лидер образования» (его она выиграла в номинации «Заместитель руководителя»), потом уже ее уговорили пойти на городской «Учитель года». В нем она тоже победила, за ним последовал региональный... И снова первое место.

Со стороны могло показаться, что череда побед далась Атапиной легко, играючи. Подумать так могли многие: Ирина — человек позитивный, неунывающий. Кажется, что и всех окружающих она заряжает своей энергией. Только самые близкие могут догадываться о пережитом волнении, бессонных ночах... Догадываться, не больше. Потому что даже они привыкли видеть Ирину бодрой и улыбающейся. Жаловаться, срываться на попавшихся под руку, искать виноватых — это совсем не в характере Атапиной. Наоборот, ей легче самой все сделать, нежели просить кого-то, легче убедить, по-доброму посоветовать, чем давить авторитетом и требовать неукоснительного выполнения. Самой за всем проследить и все проконтролировать ей иногда гораздо легче, чем «делегировать полномочия», хотя это она замечательно умеет делать.

До сих пор, хотя уже прошло больше года со дня утверждения Ирины в должности директора самарской школы №29 (это произошло 19 апреля 2012 года, сразу после победы в региональном конкурсе «Учитель года»), она приходит на работу раньше всех педагогов (раньше директора приходит только дворник) и уходит, когда в школе уже никого, кроме вахтера, не остается. Сама Ирина объясняет свой ранний приезд в школу отсутствием пробок (ездит она на своей машине, к слову, очень любит автомобили и четыре года назад осуществила давнюю мечту — купила «форд», благо два президентских гранта позволили ей быстро расплатиться по кредиту). Еще Ирина признается, что любит вечером спокойно, без спешки подготовиться к завтрашнему дню. Лично меня, знакомую с многими руководителями образовательных учреждений, удивило, что рабочий день директора 29-й школы длится более 12 часов — с 7.10 до 20.00. Сначала это удивляло и коллектив, теперь педагоги привыкли. Дети и родители тоже, ведь и они могут прийти вечером с любыми вопросами и проблемами. Днем сделать это труднее (директоров часто вызывают на совещания, да и текущих дел по школе довольно много) — в кабинете Ирину Михайловну трудно застать. Другое дело вечером. Ученики, в классах которых она ведет химию (отказываться от преподавания она не собирается, потому что быть учителем — ее призвание, любимое дело жизни), знают, что вечером двери директорского кабинета для них всегда открыты, и если есть вопросы, можно прийти и получить консультацию. Приходят они даже в каникулы, чем удивляют и учителей — многие из педагогов уверены, что дети на отдыхе об учебе не вспоминают, оказывается, это не так. Если учитель сам увлечен, дети тоже заражаются его увлеченностью и готовы учиться в каникулы, забыв об отдыхе.

Ирина всегда училась с увлечением, у нее были очень хорошие педагоги. С благодарностью вспоминает она профессора университета Марка Соломоновича Вигдергауза, свою учительницу химии Аллу Сергеевну Кузовенкову (она была директором школы №53), классную руководительницу Надежду Петровну Балакину, с которой, бывало, спорила, доказывая свою точку зрения. Надо сказать, что Надежда Петровна не обижалась, а напротив, уже тогда, раньше всех, увидела недюжинные педагогические задатки ученицы и предсказала будущую стезю Ирины. Сама же Ирина, будучи школьницей, о педагогике не думала. Она мечтала совершенно о другом — несколько романтическом и, в общем-то, не женском деле. Ее увлекала криминалистика. Сейчас она не может вспомнить, как и почему именно она завладела ее воображением (может, первый советский сериал «Следствие ведут знатоки» сыграл свою роль), но только она стала искать вуз, в котором «этому» учат. И нашла совсем недалеко. Кафедра аналитической химии и хроматографии была на химфаке в родном Самарском государственном университете, специальность, по которой можно было работать криминалистом, получали и его выпускники. И, наверное, была бы сейчас Ирина Атапина почетным работником органов, редким профессионалом, скорее всего уже учила бы молодежь всем премудростям криминального дела, но вмешался его величество случай. К слову скажу, что сама Ирина в случайности не верит, она убеждена, что жизнь состоит из закономерностей, которые люди по недомыслию принимают за случайности. Именно этой теме был посвящен ее мастер-класс на двух конкурсах.

В судьбу Ирины властно вмешалась любовь. Она и повлияла на траекторию судьбы. Не прямо, конечно, а косвенно, но все равно именно благодаря ее вмешательству Ирина оказалась в школе. Училась Ирина легко и успешно, несмотря на то что на втором курсе вышла замуж, а на четвертом родила первого сына Андрея (академический отпуск не брала, потому что вся семья и даже соседи помогали молодым родителям нянчиться с ребенком). Студентка считалась одной из лучших и перспективных, поэтому уже на выпускном курсе проходила многоуровневую проверку МВД, чтобы по окончании университета работать по специальности, но... Когда узнала, что нужно будет часто отлучаться из дома, ездить в командировки, отказалась (она не хотела оставлять ребенка и расстраивать мужа). Сама пошла в управление образования и предложила себя в качестве учителя химии. Конечно, пошла не случайно. Дело в том, что, уже будучи на практике, Ирина поняла, что в школе ей комфортно и интересно, что это ее место. Неожиданно? Да! «Все-таки учитель — это призвание, — убеждена Ирина Михайловна. — И хорошо, если человек имеет возможность узнать об этом в начале жизненного пути». Уже много лет она сначала как завуч по воспитательной работе школы №175, а потом как директор школы №29 работает с молодежью и может судить: «Человека, не имеющего призвания, в школе удержать невозможно, да и не нужно этого делать. Он сам будет мучиться и детям ничего хорошего не даст. А вот молодым педагогам, имеющим талант, можно и нужно помочь как можно скорее овладеть ремеслом. Тогда им самим будет легко, а главное, они многое смогут дать детям».

Сама Ирина Михайловна владеет технологиями виртуозно. Она не только с удовольствием знакомится с передовым опытом и берет на вооружение чужие находки, но многое придумывает сама — и это тоже один из талантов Атапиной. Если многим участникам Всероссийского конкурса «Учителя года» уроки и мастер-классы помогали придумывать опытные методисты институтов развития образования (на некоторых конкурсантов работали целые творческие коллективы — это ни для кого не секрет), то Ирина Атапина все придумывала самостоятельно. И, надо отметить особо, делала это с большим удовольствием. Кстати, второе, уже не по наследству от папы полученное, а собственное ее кредо: «Что бы ты ни делал — делай так, чтобы получать от этого удовольствие». У Ирины и это прекрасно получается, поэтому живет она так ярко и насыщенно. Между прочим, при всей загруженности Ирина успевает и дом вести, и садом-огородом заниматься, и прикладным творчеством. Пэчворк — одно из ее хобби (я видела произведения, созданные ее руками, — это чудо!). А еще она успевает следить за научными открытиями, применять новинки на практике. Кроме того, охотно делится опытом с коллегами. «Наверное, я уже в том возрасте, когда хочется делиться. Перед конкурсом было сложно, но и интересно обобщить то, что умею», — признается она и рассказывает, что идея мастер-класса долго не рождалась и вдруг пришла внезапно — сама собой сложилась в форме таблицы Менделеева. За основу Ирина взяла часто применяемую на уроках логико-смысловую модель Валерия Эммануиловича Штенберга, уфимского ученого, историка по специальности. Весь материал, используя этот метод, можно разложить логически. Конечно, Ирине пришлось многое придумывать самой, но это было очень увлекательно и многим учителям (тем, кто смотрел мастер-класс вживую или в записи) очень понравилось. Оформить идеи и разработки ко всем конкурсам Атапиной помогал младший сын Алексей, который, кстати, пошел по стопам мамы. Он работает в школе, той самой 175-й, где Ирина Михайловна семнадцать лет проработала завучем. И пусть Алексей не учитель химии, а заместитель директора по информатизации и безопасности, в педагогических проблемах, в жизни школы он разбирается не меньше мамы, поэтому половина успеха — Ирина Михайловна говорит об этом с полной уверенностью — принадлежит Алексею. Оказав помощь и поддержку маме, Алексей взял и первую собственную высоту — в марте нынешнего года он участвовал в финале Всероссийского конкурса «Педагогический дебют» в номинации «Управленческие кадры» и стал победителем. Это была самая большая радость мамы, гораздо большая, чем принесла ее собственная победа. «Наверное, все родители меня понимают. Успехами детей мы гордимся гораздо больше, чем своими», — говорит она.

Ее родители тоже гордятся дочерью и внуками, а теперь еще и правнучкой Варварой (внучка Ирины от старшего сына Андрея). Их успехи прибавляют им здоровья и долгих лет, они все так же бодры и принимают активное участие в общественной жизни. Их судьба сложилась удачно и счастливо — и это тоже не случайность, а закономерность. Ведь и сами они много душевных и физических сил вложили в детей и внуков. Не только следили за здоровьем, но и правильно воспитывали, поощряли самостоятельность, доверяли и прививали чувство ответственности за свой выбор. Проводили с детьми все свободное время — каждые выходные выезжали на природу, вместе с дочерьми катались на лыжах. «У меня было счастливое детство», — признается Ирина.

И я нисколько не удивилась, получив от Атапиной ответ на свой вопрос, какой она видит свою школу в идеале. Ну если представить, что можно делать все, что кажется нужным и важным?

— Я мечтаю о школе радости, чтобы каждый ребенок, приходя сюда, чувствовал себя счастливым.

Вера Кострова, «Учительская газета», № 27 от 2 июля 2013 года



Гущин Д. Д.